Artemspec блог езда с прицепом подводные камни и новые ощущения

Общие правила буксировки прицепа

По установленным правилам буксировки пользоваться прицепом разрешается при таких условиях:

  • присутствует удостоверение с «Е» категорией и документы на используемый прицеп, который обязательно обозначают в полисе;
  • есть номерной знак;
  • автопоезд исправен;
  • видимость на дороге не ограничена;
  • присутствуют осветительные приборы (при перемещении в ночное время);
  • прицеп не преграждает заднюю часть ТС;
  • проверены все соединения, шины, имеется смазочный материал.

Несоблюдение этих условий повлечет наложение штрафа.

Осмотр и подготовка к буксировке

Перед использованием прицепного устройства следует выполнять ряд обязательных действий:

  1. Проверяется сцепка. Все должно быть исправно и надежно фиксироваться. Проверяется наличие страховочного троса (цепи). Люфт при соединении обязательно устраняется.
  2. Смазывается фаркоп. Для надежности дополнительно используют графитовую смазку: она снижает эффект трения сцепленных элементов.
  3. Проверяются подшипники. Нужно приподнять для прокрутки колес.
  4. Осматриваются амортизаторы. Их неисправность может привести к заносу при движении и аварийно опасной обстановке.
  5. Проверяется работа сигнальных огней. Сбоев быть не должно.
  6. Измеряется давление в шинах. При разных показателях давление выравнивают.

Как избежать заноса прицепа

Особое внимание нужно уделить поворотам на автомобиле. Из-за увеличения дуги при повороте необходимо брать больший боковой интервал. Поворачивая влево, дуга берется правее и наоборот

Заносов следует избегать, иначе прицеп опрокинется

Поворачивая влево, дуга берется правее и наоборот. Заносов следует избегать, иначе прицеп опрокинется.

Водители делают одну основную ошибку — тормозят при поворотах. Этого делать нельзя.

Притормаживают до поворота на прямом участке дороги и затем поворачивают.

Когда прицеп все же стало кидать в стороны, остается два решения:

  • вхождение в поворот;
  • добавление скорости.

Парковка задним ходом

К ручной установке прибегают при невозможности парковки с авто в связи с грузоподъемностью или отсутствием поворота.

Парковаться задним ходом проблематично. Нужно придерживаться обратной траектории: когда задняя часть автомобиля уходит вправо, прицеп идет в обратную сторону. Ход должен быть плавным, а вращение руля быстрым, чтобы прицеп не сложился.

Особенности загрузки прицепа

Обязательно равномерное размещение груза в прицепе: в идеале — с центром тяжести над осью или же между ними, если осей несколько.

При смешении центра тяжести излишне нагружается сцепка и задняя часть тягача. Сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием снижается.

При размещении основной массы груза на задней части прицепа происходит поднятие задней части авто.

Крайне важно, чтобы груз размещался максимально низко. В противном случае прицеп будет раскачиваться в ходе движения, затрудняя управление. Согласно пункту 23.3 ПДД груз допускается к перевозке, если:

Согласно пункту 23.3 ПДД груз допускается к перевозке, если:

  • обеспечивается нормальный обзор дороги;
  • транспорт устойчив и управление не нарушено;
  • груз не закрывает знаки на транспорте, световые приборы, световозвращатели;
  • другие участники движения смогут воспринимать при необходимости сигналы при подаче их рукой;
  • груз не создает чрезмерного шума, загрязнений и пыли.

Советы по торможению, при езде с прицепом

Соблюдайте дистанцию! Помните – прицеп – это дополнительный вес. Торможение автомобиля с прицепом будет занимать больше времени (до полной остановки) и тормозной путь тоже будет больше. Старайтесь всегда, когда у вас на фаркопе находится что-то тяжелое держать несколько большую дистанцию.

Старайтесь предвидеть ситуации, в которых вам нужно будет тормозить и заранее планировать процесс торможения. Кстати, самый безопасный способ сброса скорости без потери управляемости – торможение двигателем (переключаетесь на пониженную передачу, плавно отпускаете газ и затем, тоже плавно, нажимаете на тормоз).

Используйте тормозной контроллер для прицепа. Если ваш прицеп оснащен тормозами, то вам необходим тормозной регулятор, чтобы правильно задействовать их. Одним из самых распространенных типов, являются электрические тормозные контроллеры.

Они питаются от бортовой сети автомобиля и за счет резервного аккумулятора. Срабатывает контроллер при нажатии вами на тормоз с силой, устанавливаемой контроллером. Если контроллер настроен правильно, водитель может притормозить «автопоезд», состоящий из буксирующего автомобиля и прицепа (трейлера, автодачи), также легко, как автомобиль без прицепа.

Виды буксировки грузовых автомобилей

Существует три вида буксировки автомобиля: жесткая сцепка, гибкая сцепка и частичная погрузка.

Гибкая сцепка

Гибкая сцепка – самый известный метод, который чаще встречается в случае транспортировки легкового автомобиля, нежели грузового. Отличительной особенностью можно назвать то, что для связи автомобилей используется канат или трос, которые могут провисать. Гибкая сцепка характеризуется тем, что автомобиль может свободно двигаться по полосе, притормаживать.

При гибком методе сцепления на транспортное средство, используемое в качестве буксира, оказывается меньшая нагрузка, особенно на тормозную систему. В случае транспортировки грузового транспортного средства гибкая сцепка используется реже, так как на нее оказывается существенная нагрузка.

Вес транспортируемого транспортного средства может быть более 5-ти тонн, и только высокопрочные жесткие материалы могут выдерживать подобную нагрузку.

Также не стоит забывать о том, что при небольшой дистанции грузовому автомобилю намного сложнее остановится. Поэтому гибкую сцепку применяют реже, при некоторых неисправностях она вообще запрещена.

Жесткая сцепка

Жесткая сцепка существенного отличается от гибкой. Она представлена различными конструкциями, которые в большинстве случаев изготавливаются из металла. При транспортировке создается жесткая связь, которая не позволяет изменить дистанцию между транспортными средствами.

Используемый механизм поворотный. Применяется в случае нарушения работы тормозной системы или коробки передач. Для крепления рассматриваемого механизма должны присутствовать соответствующие крепежные элементы.

У буксира может быть фаркоп, а вот у буксируемого автоспециальные «лапы» или другие элементы кузова, шасси, которые могут выдерживать существенную нагрузку.

Частичная погрузка

Частичная погрузка – метод буксировки, который в последнее время встречается крайне редко. Для ее осуществления буксир должен иметь погрузочную площадку, а также манипулятор, при помощи которого проводится погрузка.

Данный метод довольно часто применяется для перевозки новых грузовых автомобилей. Также он применим в случае частичного или полного нарушения работы рулевой системы, когда другие методы транспортировки не могут применяться. Частичной погрузкой можно провести буксировку только специальным буксиром, предназначенным для выполнения подобной задачи.

Полная погрузка относится к перевозкам. Подобное перемещение связано с процедурой перевозки, и она проводится лишь при обеспечении надежной фиксации транспортируемого транспортного средства.

Максимальная масса прицепа для категории В

Максимальная масса прицепа для категории В – 750 кг. То есть этот вес должен получиться при суммировании массы самого прицепного устройства и груза, находящегося в нем.

Грузоподъемность прицепа для легкового автомобиля категория В

Для легкого автомобиля категории В грузоподъемность прицепа рассчитывается следующим образом:

  • нужно за основу взять разрешенную массу легковой машины – например, 2000 кг;
  • учесть, что автомобиль используется без нагрузки и, значит, его вес составляет 1500 кг.

На рассмотренном примере получается, что можно использовать прицеп с грузом весом до 1500 кг, дополнительной подкатегории в правах не может потребовать сотрудник ГИБДД.

Двухосный прицеп для легкового автомобиля: какая категория

Открывать дополнительную категорию при перевозке двухосного прицепа для легкового автомобиля не нужно, если соблюден закон:

Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами): … категория „BE“ — автомобили категории „B“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории „B“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.

Чтобы было более понятно, можно взять за основу следующие примеры:

Масса автомобиля без нагрузки: 700 кг Разрешенная максимальная масса прицепа: 730 кг Требуются права категории «В» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа меньше 750 кг) 2) Масса автомобиля без нагрузки: 750 кг Разрешенная максимальная масса прицепа: 950 кг Требуются права категории «BE» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа больше 750 кг, а также больше массы автомобиля без нагрузки)

3) Масса автомобиля без нагрузки: 2800 кг Разрешенная максимальная масса прицепа: 850 кг Требуются права категории «BE» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа больше 750 кг, и общая разрешенная масса прицепа и автомобиля более 3500 кг)

4) Масса автомобиля без нагрузки: 2800 кг Разрешенная максимальная масса прицепа: 740 кг Требуются права категории «В» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг)

5) Масса автомобиля без нагрузки: 1600 кг Разрешенная максимальная масса прицепа: 2000 кг Требуются права категории «BE» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа превышает массу автомобиля, и общая разрешенная масса прицепа и автомобиля более 3500 кг)

6) Масса автомобиля без нагрузки: 1450 кг, грузоподъемность автомобиля: 600 кг Разрешенная максимальная масса прицепа: 1430 кг Требуются права категории «В» (т.к. максимальная разрешенная масса прицепа меньше снаряженной массы автомобиля и общая разрешенная масса прицепа и автомобиля меньше 3500 кг)

7) Масса автомобиля без нагрузки 1650 кг, грузоподъемность автомобиля 750 кг Разрешенная максимальная масса прицепа: 1425 кг Требуются права категории «BE» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа меньше массы снаряженного автомобиля, но общая разрешенная масса прицепа и автомобиля больше 3500 кг).

Гибкая сцепка – когда возможна такая буксировка?

Если так случилось, что есть автомобиль, который не может передвигаться сам, а его нужно доставить куда-то, прибегают к буксировке. Когда колеса целы и могут катиться, авто перемещают на своих «четырех», но на сцепке с другой машиной. В первую очередь, нужно определиться, какие бывают способы соединений между буксируемым (тем, кого тянут) и буксирующим (тем, кто тянет) транспортными средствами. Существует жесткая (металлическая штанга, треугольник с проушинами, визуально похожий на букву «А») и гибкая сцепки (трос, канат, лента).

Гибкая сцепка обязательно должна быть обозначена, минимум, двумя флажками в красно-белую полоску и размером 20х20 см. Помимо наличия определенной расцветки, флажки должны быть светоотражающими. Они нужны, чтобы трос было видно наверняка. Известны случаи, когда лихачи на велосипедах или мопедах пытались проехать между буксируемыми авто… Чем это закончилось, догадаться нетрудно. Когда же автомобиль не на ходу, и колеса его не могут катиться по проезжей части, прибегают к другим видам транспортировки.

Движение с тяжелым прицепом

Нужно убедить себя, что с этим грузом вы никуда не торопитесь и основная ваша задача – доехать до места без происшествий. Разумеется, прицеп должен иметь талон техосмотра, а если катер выступает за задний габарит прицепа более чем на метр, то следует повесить на корму квадратную полосатую табличку с надписью: «Негабаритный груз»

Обращаю ваше внимание на то, что красная тряпка и т. п

не являются обозначениями негабаритного груза. Если катер выступает за задний габарит прицепа более чем на 2 м, то ехать нельзя – штраф будет огромным.

Не стоит даже пытаться тянуть тяжелый прицеп легковым автомобилем с автоматической коробкой передач. Джипы (рамные, а не «паркетники») и микроавтобусы с автоматической коробкой передач можно попробовать
использовать в качестве тягачей, но при этом придется непременно контролировать температуру масла в коробке
передач. Если в инструкции к конкретному «паркетнику» перевозка тяжелых прицепов разрешена и дилеры за это с
гарантии не снимают – рискните.

Настройтесь, что все встречные посты ГАИ будут ваши. Проверять, просто любопытствовать станут на каждом стационарном посту и почти при каждом проезде мимо инспектора. Приготовьтесь без запинки отвечать на вопрос «Сколько весит катер?». Несколько раз задавали вопрос: «А как я пойму, что это именно тот катер, который описан в судовом билете?». Отвечал обычно так: «Судовой билет выписан ГИМС для инспекторов ГИМС, а они в этом разбираются, как вы в моделях автомобилей. Небось «Жигули» от «Волги» без описания отличаете?». После этого они хмыкали и отставали.

Давление в колесах прицепа увеличьте до 2,5 атм, используйте старинную высокопрофильную диагональную резину с текстильным кордом. Для перегруженного прицепа высокий мягкий полукруглый профиль шины смягчает передачу на катер ударных нагрузок от неровностей дороги. В зеркала заднего вида можно и нужно наблюдать, что происходит с шинами прицепа при движении. Увиденное впечатлит: шины работают как подвеска с амплитудой деформации около 5 см по вертикали.

В багажник положите штыковую лопату с крепкой длинной ручкой, весь наличный запас буксирных тросов и ручную лебедку (если есть). Буксирные тросы покупайте с декларируемой нагрузкой разрыва 5 т и более. Лучше
обзавестись круглым синтетическим тросом диаметром от 20 мм и длиной не менее 20 м. Стальной трос использовать нельзя.

Несколько слов о безвредной для машины транспортировке тяжелого прицепа (пугают ведь, что сцепление точно сгорит!). Водителю надо психологически примириться с ухудшением динамики движения автомобиля при
буксировке катера и не пытаться «выжать» из машины последние силы. Начинайте движение, поддерживая педалью газа минимальные обороты устойчивой работы двигателя и плавно, но быстрее, отпуская сцепление. Нельзя трогаться на оборотах двигателя более 1500 об/мин. Сцепление должно быть полностью отпущено сразу при достижении автомобилем скорости устойчивого движения на первой передаче. Разгон производите до достижения двигателем оборотов максимального крутящего момента, а при переключении передач категорически воспрещены любые «подгазовки». Во время движения выбирайте передачу, при которой двигатель будет работать в диапазоне максимального крутящего момента. Для современного бензинового мотора – это обычно от 3500 до 4500 об/мин. Для дизеля без наддува обороты значительно ниже (читайте инструкцию к автомобилю). Забудьте о пятой передаче, рабочие передачи – третья и четвертая. При правильно выбранной передаче автопоезд должен разгоняться от прибавления газа. Если педаль газа выжимаете, а разгона нет, значит, передача слишком высока, мотору трудно, переходите на пониженную передачу. Старайтесь не пользоваться кондиционером и посматривайте на температуру охлаждающей жидкости. В случае ее опасного повышения без колебаний включайте отопитель на полную мощность или останавливайтесь. Не превышайте скорости в 90 км/ч даже под горку. Смиритесь с неизбежным падением скорости при движении в гору и научитесь выполнять разгон перед подъемом. Старайтесь не останавливаться на подъеме, а сохранять минимальную скорость на первой передаче. Планируйте поездку, исходя из средней скорости многочасового движения по федеральным трассам примерно 60–70 км/ч.

Приходилось читать об опасности бокового сноса прицепа неожиданным порывом ветра. Ничего подобного не проявлялось. Достаточно прикинуть боковую парусность и нагрузку на колеса прицепа, чтобы сразу стало понятно: вначале с трассы улетит порожняя длиннобазная «Газель», а только потом ваш катер. «Газели», вроде, от бокового ветра не летают…

Буксировка легковых и грузовых автомобилей

Буксируем легковую машину

  1. Буксировка легкового автомобиля может осуществляться при помощи динамичной и фиксированной сцепки, а также методом частичной погрузки.
  2. Наиболее удобный вариант — прибегнуть к использованию троса.Метод неполной погрузки актуален лишь в том случае, если необходимо перегнать неисправную машину на большое расстояние (для этого используют специальный прицеп-подкат и правила поведения на дороге соответствуют правилам буксировки прицепа легковым автомобилем). Для доставки на небольшие расстояния проще вызвать эвакуатор.Жесткая сцепка чаще всего фиксируется в двух местах, а найти два буксировочных крюка на легковом автомобиле довольно проблематично.
  3. Если ТС буксируется с помощью жесткой сцепки, которая обеспечивает буксируемому автомобилю полное соответствие траектории движения буксировщика, то управление неисправным автомобилем не требуется.
  4. Перевозка пассажиров во время буксировки разрешена, за исключением метода частичной погрузки.

Нюансы буксировки грузовых автомобилей

Буксировка может осуществляться при помощи гибкого/фиксированного сцепного устройства и способом неполной погрузки. Рекомендуется использовать жесткую сцепку или погрузку, так как нагрузки на трос слишком велики и он может лопнуть. Если используется гибкая сцепка, то трос должен соответствовать необходимым для конкретного авто требованиям

Особенно важно сопоставить тоннаж автомобиля и максимально возможную нагрузку сцепки. В буксируемой грузовой машине, автобусе, троллейбусе, сельскохозяйственной технике запрещена перевозка пассажиров

Если у автомобиля неисправна тормозная система и перевозка осуществляется методом частичной погрузки, ведущий автомобиль должен иметь массу в два раза превышающую массу ведомого. Это позволит выдержать накат буксируемой машины во время торможения. Длина жесткой сцепки не должна превышать 4 метров.

Правила буксировки

Во избежание различных неприятных ситуаций, водители, осуществляя буксировку при помощи гибкой сцепки, должны соблюдать следующие правила:

  • в гололёд автомобиль на буксир брать нельзя;
  • тормозная система должна быть в исправном состоянии;
  • на тросе должны иметься светоотражатели с красными и белыми полосами.

При буксировке на жёсткой сцепке нужно придерживаться следующих правил:

  • при транспортировке машины с неработающей тормозной системой, его масса должна в 2 раза быть меньше, чем у буксира;
  • также не разрешено осуществлять буксировку автомобиля с неработающим рулевым управлением.

С какой скоростью разрешается буксировка?

Максимальная скорость при буксировке автомобиля составляет 50 километров в час. Необходимо знать, что данное ограничение действует не только в городе, но и за его пределами. Зимой, двигаясь в городе, скорость лучше снизить до отметки в 30 километров в час.

Но помните, что в тоже время скорость движения должна быть на разрешённом уровне, а не слишком медленной, так как из-за этого вы создадите дискомфорт иным участником движения.

На автомагистрали также разрешено осуществлять буксировку. При этом ваша скорость должна быть более 40 километров в час, иначе это будет считаться нарушением.

Световые сигналы

У впереди идущего автомобиля обязательно должен быть включен ближний свет фар, а у заднего — аварийные огни. Не многие соблюдают данное требование, но нужно понимать, что особенно ночью вам будет трудно без световых приборов понять, что автомобиль находится на буксире.

Выдержка из ПДД об эксплуатации прицепов для легковых автомобилей

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Документы на прицеп

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. (о случаях, когда ОСАГО на прицеп требуется, читайте в нашей статье «Страховка на прицеп» — Купи прицеп)

Разрешенная скорость движения с прицепом

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;

Фонари и катафоты автоприцепа

19.1.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Правила перевозки грузов на прицепе

23. Перевозка грузов

23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

  • не ограничивает водителю обзор;
  • не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
  • не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

23.4.

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

23.5.

Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Штраф: Статья КОАП 12.21. «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей«.

Последствие транспортировки авто с автоматической коробкой без соблюдения правил

Придерживаться советов изготовителя и выработанных практикой правил буксировки машины с коробкой автомат важно по той причине, что иначе вследствие перегрева и недостаточности смазки может серьезно пострадать трансмиссия. Наиболее типичные неисправности представлены в таблице ниже

Вид неисправности Нюансы
Перегорание модуля гидротрансформатора Одно из самых серьезных последствий, наблюдаемых, если буксировать неправильно, и выражающееся в пробуксовке автомата или полной потере им работоспособности. Замена этого компонента может обходиться до 5% от полной цены ТС.
Расплавление компонентов КПП Признаки пробуксовки аналогичны вышеприведенным. Ремонт подразумевает замену вышедших из строя деталей.
Преждевременный износ элементов автомата Выражается в пробуксовке коробки в отдельных режимах работы, в первую очередь при движении вперед. Для возвращения трансмиссии в рабочее состояние необходима замена изношенных деталей. Наиболее часто приходится менять фрикционы.

Читать

Причины перехода АКПП в аварийный режим и способы сброса ошибки

Другими характерными поломками, которые могут появиться, если буксировать авто с нарушениями, являются:

  • выход из строя маслонасоса;
  • поломка шестерни;
  • разрушение мягких внутренних компонентов в коробке-вариаторе;
  • сбои в функционировании электроники в коробке-роботе.

Каждая из этих неисправностей требует дорогостоящего ремонта, поэтому столь важно буксировать, придерживаясь базовых правил

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: