Прицеп и категория «е»

В каком случае категории «В» достаточно?

Согласно установленным правилам, управление машиной с прицепом вида O1, не требует открытия в правах дополнительной категории (даже, если общая масса всего автопоезда превышает ту, что установлена в основной категории). Касается это правило, как категории «В», так и «C» и «D».

Для примера рассмотрим несколько вариантов:

Пример №1.

Предположим, что автоводитель управляет автомобилем BMW X3 2,5i (вес 2240 кг) с прицепом Курганмашзавода марки КМЗ 8284 21 (вес до 750 кг — относится к виду «O1»). Полная масса автопоезда не превышает 3 500 кг, следовательно, для управления им не потребуется открытия никакой дополнительной категории.

Пример №2.

Водитель управляет автомобилем Toyota LC 100 (вес 3 260 кг), который оборудован прицепом ЛАВ-81011 (), вес которого составляет 700 кг. Если просуммировать массу авто и прицепа, то полученная величина окажется больше, чем 3 500 кг. Однако, поскольку прицеп относится к виду «O1» и имеет малый вес, управлять автопоездом без открытия дополнительных категорий можно, и нарушением правил это не будет.

Нормы веса и габаритов прицепа для легковых автомобилей

Общие допустимые габариты:

  • до 12 метров — длина прицепа;
  • до 2,55 метра — ширина;
  • до 4 метров — высота.

Согласно ГОСТ 37.001. 220-80 размер прицепа для легкового автомобиля должен соответствовать таким показателям:

  • вся конструкция не должна весить больше автомобиля, с помощью которого его перевозят, больше разрешенной массы, определенной изготовителем авто, и превышать 1 тонну 800 кг;
  • если прицепное без тормозов, тогда его масса не должна превышать разрешенную изготовителем тягача и 50 % его снаряженной массы.

Им же определяются разрешенные габариты прицепа для легковушек:

  • длина ограничивается полуторной длиной тягового автомобиля или не больше 8 метров;
  • по ширине не должен быть больше 200 мм от края автомобиля с обеих сторон; максимальная ширина ограничивается 2,3 метра;
  • по высоте — не больше 1,8 от ширины колеи прицепного устройства или не больше 3 метров.

В легких прицепах с массой до 750 кг допускается отсутствие тормозов.

Выдержка из ПДД об эксплуатации прицепов для легковых автомобилей

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Документы на прицеп

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. (о случаях, когда ОСАГО на прицеп требуется, читайте в нашей статье «Страховка на прицеп» — Купи прицеп)

Разрешенная скорость движения с прицепом

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;

Фонари и катафоты автоприцепа

19.1.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Правила перевозки грузов на прицепе

23. Перевозка грузов

23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:

  • не ограничивает водителю обзор;
  • не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
  • не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
  • не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

23.4.

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.

23.5.

Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Штраф: Статья КОАП 12.21. «Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей«.

Рекомендации по вождению машины с прицепом

Опытные водители дают ценные советы по вождению транспортного средства с прицепом новичкам:

Не стоит ехать быстро. Превышение скоростного порога приводит к тому, что прицеп начинает раскачиваться, и удержать машину на дороге становится очень трудно. «Тише едешь – никому не должен».
Оптимально сочетать полноприводную машину большого веса с двухосным прицепом. Причем у последнего должна быть широкая колея. Лучшей сцепкой будет максимально длинная.
«Обувать» прицеп нужно в хорошие и одинаковые шины

Важно следить за давлением в колесах, чтобы не было проседания.
Груз лучше распределять по прицепу равномерно, чтобы удобней было маневрировать на машине.

Использование самодельного устройства

Рассмотрим три интересные ситуации, которые часто трактуются сотрудниками ГИБДД как нарушение.

Самодельное устройство-прицеп: сотрудникам ГИБДД неизвестно насколько хороши ваши сварные швы

  • Давайте разберемся, можно ли ездить с самодельным прицепом. Это допускается, если устройство зарегистрировано в ГИБДД. В ином случае, продукт творчества будет распознаваться как внедрение коррективов в авто.
  • Является ли нарушением езда на автомобиле с фаркопом (устройством, предназначенным для крепежа прицепа)? С одной стороны, такое безобидное действие никак не может быть нарушением. С другой — фаркоп рассматривается как внесение изменений в конструкцию автомобиля.
  • Если машина стала выше, чем должна. Речь идет про перегруженность крыши авто или дополнительного устройства.

Скорость во время буксировки

Во время буксировки нужно соблюдать скорость движения, которая регламентирована правилами. Скорость любого транспортного средства не должна превышать 50 км/ч. Причем участки дороги, по которым происходит движение, не играют роли — требования скорости является одинаковым абсолютно везде.

К важным моментам стоит отнести буксировку на автомагистралях. Каких-либо прописанных требований при движении по ним нет. Как известно из ПДД, на автомагистралях разрешено самое быстрое движение, поэтому на них предусмотрена минимальная скорость для всех ТС — не менее 40 км/ч. В связи с этим, буксировка на автомагистрали не будет запрещена, если скорость будет больше этого ограничения.

Различия прицепов по цели использования

Основным различием прицепов является их классификация на: одноосные, двухосные и трёхосные. Одним из самых «ходовых» является прицеп одноосный, цена на который зависит от нескольких показателей. Количество осей влияет на:

  • устойчивость прицепа;
  • грузоподъёмность прицепа;
  • общий вес самой конструкции;
  • габариты прицепа;
  • манёвренность и лёгкость передвижения.

Очевидно, что прицеп одноосный обладает:

  • меньшим весом;
  • более широкими возможностями для манёвров;
  • лёгкостью в использовании (ввиду того, что сам прицеп не тяжёлый, его можно легко присоединять, разгружать и т.д. в одиночку);
  • более низкой ценой;
  • меньшей грузоподъёмностью.

Одноосные прицепы непригодны для перевозки техники в больших количествах (например, нескольких мотоциклов или квадроциклов), но идеально подходят для поездок на дачу, локальных переездов и т.д. Одноосные прицепы не требуют никаких дополнительных документов и разрешений, помимо прав стандартной категории В.

Особенности управления транспорта с прицепом

Правила для автомобилей с прицепами отличаются только в части максимальной разрешенной скорости. Не более 90 км/ч на автомобильных магистралях и не превышая 70 км/ч на асфальтированном покрытии.

Правила передвижения в общем потоке машин на дорогах общего назначения:

  • Перед правым поворотом не желательно сильно прижиматься к бордюру.
  • Всегда включать ближний свет.
  • Торможение осуществляется так: сначала сбросить газ, выждать и только потом тормозить.
  • Никаких экстренных и резких движений, маневров.
  • Поворотники включать заранее, не как на легковом авто.
  • Переползая через «лежачего полицейского» дождаться проезда прицепленного элемента, прежде чем добавлять скорость.

К числу самых опасных маневров традиционно относят резкое торможение, выполненное на скользкой дороге при повороте.

При наличии прицепного ТС с низким тентом, стоит с опаской относиться к соседству с грузовиками в дорожном потоке, особенно это касается темного времени суток.

При буксировании пустого или малонагруженного элемента по загородной грунтовой дороге рекомендуется понизить давление в шинах для уменьшения «прыгучести».

Правила движения с прицепом нужно знать

Маневрирование задним ходом тоже имеет свои нюансы:

  • Для движения задним ходом применяется три вида маневров: езда по зеркалам, обратная посадка или через окно.
  • Для четкого контроля по зеркалам нужно руки держать на руле в точках десять-два (по циферблату часов). Для обратной посадки левая рука должна находиться в точке 12 по циферблату.
  • Для смещения оборудования в сторону — повернуть не небольшой угол руль и сразу вернуть обратно.
  • Реакция с опережением на движение элемента.
  • Не стоит крутить руль на неподвижном автомобиле, начиная маневр из положения стоя на месте.
  • При стрессовой обстановке и потере контроля над дополнительным оборудованием не стоит крутить руль на месте. Технология «трогание-остановка».
  • В случае движения по усложненным траекториям руль следует поворачивать плавно, а выравнивать резко.

Таким образом, буксировать водителям с категорией С можно практически любой тип прицепов, главное, чтобы их масса не превышала допустимые пределы. Если хочется управлять любым прицепом, придется предварительно пройти несколько процедур в государственных инспекциях. Тогда сотрудники будут разрешать буксировку любого транспорта.

Watch this video on YouTube

Разрешенная скорость с прицепом в городе и на автомагистрали

Прицеп — это отдельное транспортное средство без двигателя, передвигаемое с помощью другого механического ТС, в состав которого оно входит.

Разрешенную скорость автомобиля с прицепом согласно ПДД определяют только для легковых авто:

  • при движении транспорта по автомагистрали скорость до 90 км/час;
  • при въезде в населенный пункт — до 60 км/час;
  • вне населенного пункта — не выше 70 км/час;
  • для дворовых территорий, велосипедных и жилых зон — до 20 км/час.

Правило не будет действовать в отношении других ТС — небольших грузовиков («Газель») или пикапов. Транспорт, отнесенный к другим типам (в том числе грузовой), при наличии прицепного устройства может не изменять своего обычного скоростного режима.

Подробно о

Штраф за прицеп

Какой штраф налагается за прицеп без документов в 2021 году? В соответствии со ст.12.1 КоАП РФ, штраф за самодельный прицеп без документов составляет от 500 до 800 рублей.

Гражданам необходимо различать основания, когда инспектор ГИБДД имеет право наложить штраф за незарегистрированный прицеп, а когда административное взыскание накладывается по иным причинам. К ним, в частности, относится:

  • нарушение при креплении автоприцепа с тягачом;
  • наличие неисправностей (например, не горят габаритные фонари или не прикреплен регистрационный номер);
  • отсутствует страховой полис;
  • общая масса автопоезда превышает 3500 кг, но водитель не имеет категории Е.

Оплата наложенного административного взыскания не означает, что водителю больше не грозит штраф за езду с прицепом без документов и номеров. Наказание возможно при каждой проверке до устранения причин.

Идентификация транспортных средств

В понятие транспортного средства включается как автомобильный транспорт, так и иные виды устройств, предназначенных для перевозки людей и грузов.

Указание только марки, модели и года выпуска не может индивидуализировать автотранспортное средство. Его уникальными признаками также являются:

  • идентификационный номер паспорта транспортного средства;
  • идентификационный номер транспортного средства (VIN);
  • государственный регистрационный знак;
  • номер кузова, шасси, двигателя;
  • категория, тип;
  • цвет кабины, кузова.

Для идентификации иных видов транспортных средств, подлежащих регистрации или учету, рекомендуем приводить сведения, необходимые при такой регистрации. В качестве индивидуализирующих признаков можно указать номера, присвоенные ранее при регистрации транспортного средства (прав на него).

Документы, идентифицирующие транспортное средство

В соответствии со статьей 14 закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу с 01.01.2020 года, документами, идентифицирующими транспортное средство, являются:

1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); 2) регистрационный документ.

Регистрационными документами являются:

1) свидетельство о регистрации транспортного средства; 2) регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.

Как ездить на автомобиле с прицепом

Даже пустой прицеп ощущается при езде на дороге, что же говорить о заполненном. Главное, чтобы ездить с легковым прицепом нужно помнить о ряде правил, выполнение которых исключит возможные аварии и нарушения на дорогах. Какие нюансы нужно учитывать:

 1. Нельзя набирать быстро скорость и резко тормозить, так как установленный прицеп в приличной степени снижает маневренность автомобиля и его вездеходность.

 2. Во время всего периода движения нужно регулярно проверять, в каком состоянии груз и его фиксацию. К тому же если он перевязан веревочным материалом, то проверки нужно делать чаще. Если что-то выпадет, пропажа обнаружится раньше, чем пройдет достаточно много времени.

 3. В начале движения нужна плавность. Резкие рывки могут привести только к пробуксовке и лишнему расходу топлива. Последствиями будет износ покрышек, повреждение трансмиссии.

 4. Нужно помнить, что даже небольшие маневры с прицепом на практике исполнить оказывается гораздо труднее. Попытка обгона, перестроение в другой ряд, красные сигналы светофоров, не говоря уже о параллельной парковке – все это проявляется в виде неприятностей, особенно для первооткрывателя такой езды. Лучшим выходом станет передвижение по городу в ночное время, либо когда не высокий трафик, хотя бы пока не выработаются какие-то навыки.

 5. Выполняя обгон нужно быть точно уверенным в достаточном запасе расстояния. Туда же относится и торможение. Если навыков еще нет, лучше вообще не обгонять. Такой прием имеет сложный характер для неопытного водителя езды с прицепом и может быть опасным.

 6. У прицепа имеется особенность накатываться на транспортное средство. При выполнении поворота это может привести к заносу автомобиля, поэтому лучше делать торможение плавно и своевременно.

 7. Соблюдение дистанции имеет важный фактор при езде с прицепом, как впереди идущего автомобиля, так и делающего обгон.

 8. Некоторые трудности могут доставить резкие порывы ветра, раскачивая прицеп и уменьшить фактор управляемости на дороге.

 9. Выполняя поворот нужно помнить о том, что радиус движения колес прицепа меньше, чем радиус колес транспортного средства.

 10. Раскачивание прицепа может провоцировать быстрая езда.

Со временем навыки будут расти. С практикой водитель начинает понимать, как лучше ездить с прицепом, «чувствовать» машину не отдельно, а полностью. Если имеется неуверенность в навыках, то лучше немного потренироваться, тем более, что это не займет много времени. Подобрать место не сложно, подойдут любые пустыри или поля, с подходящей ровной дорогой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: