Что означают цифры в индексе Нивы?
Чтобы разобраться в особенностях проводки и электрооборудования автомобиля Нива 2131 или другой модели с инжектором либо карбюратором, разберемся в индексных обозначениях:
- ВАЗ 21213 — так обозначается Нива с карбюратором. В этом случае объем двигателя составляет 1.7 л.
- ВАЗ 21214 — это такой же карбюратор с аналогичным объемом мотора. Только в этом случае авто характеризуется распределенной системой впрыска топлива.
- ВАЗ 21213 — также карбюратор, только Нива с такими цифровыми обозначениями может иметь и 1.8-литровый двигатель.
- ВАЗ 21073. Эта Нива может быть оснащена либо карбюратором «Солекс», либо инжектором. Система зажигания в этих машинах бесконтактная.
- Что касается моделей Нива 21215, то таким индексом обозначаются экспортные варианты транспортных средств, оборудованные дизельным двигателем от производителя Ситроен.
Официально Нивы, оборудованные дизельными моторами, на территории РФ и стран бывшего СССР никогда не продавались. Стоимость такого транспортного средства, разумеется, была более высокой. Те поклонники отечественных внедорожников, которые готовы были заплатить такую стоимость, могли приобрести машину только за рубежом.
Ниже приведена схема ВАЗ 2121. Если вас интересует электросхема другой модели, к примеру, 2131, то она будет иметь определенные отличия от этой модификации. К примеру, В случае с карбюратором, электросхема заряда АКБ и системы зажигания является не защищенной, в отличие от инжекторов.
Схема проводки генератора 2121
Схема электропроводки Газель: особенности монтажа
Малотоннажный российский автомобиль марки «Газель» стал надежным помощником во многих отраслях бизнеса. Однако, суровые условия эксплуатации не самым качественным образом отражаются на его узлах и механизмах, в особенности на электропроводке и электронных компонентах.
А без знаний принципов их работы это сделать непросто.
- Разные формы кузова предусматривают разную грузоподъемность и иные параметры электропроводки;
- Разные модификации силового агрегата;
- У каждого двигателя есть свои особенности, которые затрагивают и компоненты электрической сети.
На практике это выражается в том, что применение разных силовых агрегатов неизбежно влечет и применение иных электронных компонентов. В частности, электропроводка Газель для каждой модификации устанавливается своя .
Что означают цифры в индексе Нивы
Единственное, на что жаловались владельцы – это недостаточная мощность автомобиля, которая не позволяла реализовать весь его дорожный потенциал. На то были объективные технические трудности, связанные с дефицитом производственных мощностей, которые автопроизводителю со временем удалось преодолеть.
На видео в конце статьи вы сможете увидеть, как отмечали выпуск 2-х миллионного авто, что подтверждает высокий потребительский спрос. Одним словом, разработчики не остались глухи к современным тенденциям, предложив сразу несколько модификаций силовых агрегатов для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива».
Объем двигателя | Система впрыска | Система зажигания | Мощность, л.с. | Заводской индекс |
1,6 л | карбюраторная | классическая | 79 | ВАЗ–21210 |
1,7 л | карбюраторная | классическая | 80 | ВАЗ 21213-1000260 |
1,8 л | карбюратор 21073 типа «Солекс» либо инжектор | бесконтактная/на инжекторных – электронное с контроллером Bosch MP 7.0 | 82/85 | ВАЗ 2130-00 – карбюраторный ВАЗ 2130-20(26) – инжекторный |
1,7 л | распределенный впрыск топлива | бесконтактная с контроллером BOSCH MP 7.9.7. либо ЯНВАРЬ 7.2 | 83 | ВАЗ-21214-20 |
1,9 л | дизель XUD-9SD | — | — | ВАЗ-21215 |
Чтобы определить тип двигателя, следует посмотреть его код на блоке
Соответственно, и сами автомобили получили новые индексы с привязкой к устанавливаемому силовому агрегату:
- Карбюраторный двигатель объемом в 1,7 литра с классическим карбюратором обозначается в документации как ВАЗ-21213;
- Аналогичный по объему двигатель с распределенным впрыском топлива — ВАЗ-21214;
- Карбюраторный двигатель ВАЗ-2130 объемом в 1,8 литра также имел индекс ВАЗ-21213;
- Индекс ВАЗ-21215 используется для экспортных моделей, оснащаемых дизельным силовым агрегатом производства «Пежо-Ситроен».
На фото внизу представлена схема электропроводки ВАЗ 21213 с классическим карбюраторным силовым агрегатом.
Схема ВАЗ 21213 с карбюраторным мотором объемом 1,7л
Магнетизм и электромагнетизм
Все знают, что такое магнит. Также все замечали, что магниты притягивают к себе стальные предметы не только при непосредственном соприкосновении, но и на расстоянии, что свидетельствует о наличии вокруг них магнитного поля. Каждый магнит имеет два полюса, которые условно называют северным (N) и южным (S). При сближении одноименных полюсов двух магнитов они отталкиваются, а при сближении разноименных полюсов- притягиваются.
Магнитное поле, созданное вокруг магнитов, состоит из магнитных силовых линий, направленных от северного полюса к южному. С удалением от магнита величина магнитного поля уменьшается.
Магнитное поле вокруг проводника с током
Если через проводник пропустить электрический ток, то вокруг него создается кольцевое магнитное поле без выраженных полюсов. Если же проводник свернуть в виде спирали, то при прохождении по нему тока магнитное поле образует на концах спирали полюса- северный и южный. Если в середину такой катушки поместить стальной сердечник, то образуется электромагнит, имеющий все свойства обычного магнита (очень наглядно это показано в мультфильме “Ивашка из дворца пионеров”, где главный герой с помощью электромагнита расправляется с Кащеем Бессмертным).
Простейший электромагнит
Магнитное поле электромагнита можно увеличивать или уменьшать, изменяя силу тока или количество витков катушки. С увеличением силы тока или количества витков электромагнита увеличивается его магнитное поле.
Если проводник с током поместить в магнитное поле магнита (электромагнита), то в результате взаимодействия магнитных полей проводника и магнита проводник будет выталкиваться, т.е. электрическая энергия будет превращаться в механическую. На этом явлении основана работа электродвигателей.
Принцип работы генератора
Принцип работы электродвигателя
Для превращения механической энергии в электрическую используют явление электромагнитной индукции. Если замкнутый проводник вращать в магнитном поле, то в проводнике возникает электрический ток. Величина тока зависит от длины проводника, скорости пересечения,плотности магнитного поля и угла, под которым пересекаются магнитные силовые линии. На этом явлении основана работа генератора.
Вы, конечно же обратили внимание, что картинки практически одинаковы? Не удивляйтесь, это свидетельство обратимости электрических машин. Обратимость электрических машин — одинаковое устройство преобразователей электрической энергии в механическую и механической в электрическую
Таким образом, электрические машины взаимозаменяемы: любой электродвигатель может использоваться в качестве генератора и наоборот. Приоритетная функция электрической машины определяет её конструктивные особенности, вследствие которых обратимость становится неравномерной. Говоря по-русски, электрогенератор будет работать лучше, чем используемый в качестве генератора соответствующий по размерам электродвигатель, и наоборот.
Опель Астра Джей. Особенности конструкции электрооборудования
Электрооборудование автомобиля выполнено по однопроводной схеме:
отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены
с «массой». Функцию второго провода выполняет кузов автомобиля.
Электрические цепи системы управления двигателем выполнены по
многопроводной схеме и соединены с «массой» автомобиля только через
электронный блок управления. Питание потребителей осуществляется от
аккумуляторной батареи (при неработающем двигателе) и генератора (при
работающем двигателе).
Ряд элементов электрической схемы автомобилей Opel Astra J (плафоны
освещения салона, замки дверей, электростеклоподъемники, обогреватель
заднего стекла, стеклоочистители и др.) подключен через электронные
блоки управления электрооборудованиием салона и противоугонной
сигнализацией (GEM). Данные блоки позволяют создавать задержку включения
и отключения электрических приборов, а также изменять длительность паузы
в их работе в зависимости от выбранного алгоритма управления. Кроме
того, в случае попытки несанкционированного доступа в автомобиль блок
GEM подает сигнал тревоги с помощью установленной под капотом сирены.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный
выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и
механического противоугонного устройства с замком.
Схемы электрооборудования автомобиля приведены в соответствующем разделе
сайта.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Любые работы с электрооборудованием автомобиля проводите только при
отключенной аккумуляторной батарее.
Отсоединять или подсоединять аккумуляторную батарею можно только при
выключенном зажигании.
При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на
«массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как
это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования.
Запрещается применять предохранители, не предусмотренные
конструкцией автомобиля или рассчитанные на больший ток, а также
использовать вместо предохранителей проволоку.
При замене предохранителей запрещается применять отвертки и
металлические инструменты — это может вызвать короткое замыкание в
цепях электрооборудования.
Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею на работающем
двигателе, нарушение этого правила станет причиной выхода из строя
регулятора напряжения и элементов электронного оборудования
автомобиля.
Во избежание выхода из строя диодов выпрямительного блока генератора
запрещается проверять их мегомметром или контрольной лампой,
питаемой напряжением более 12 В, и проверять такими приборами цепи
электрооборудования на автомобиле без отсоединения проводов от
генератора.
Проверять повышенным напряжением сопротивление изоляции обмотки
статора генератора необходимо на генераторе, снятом с автомобиля,
при отсоединенных от выпрямительного блока выводах обмотки статора.
При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо
отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и генератора, а
также колодки с проводами от электронного блока управления
двигателем.
Не касайтесь элементов системы зажигания и высоковольтных проводов
на работающем двигателе.
Не прокладывайте провода низкого напряжения в одном жгуте с
высоковольтными проводами.
Регулярно очищайте клеммы аккумуляторной батареи и наконечники
проводов от окислов и грязи.
При подзарядке аккумуляторной батареи с помощью зарядного устройства
отсоединяйте провода от клемм батареи.
..
210
211
..
Конструкция и маркировка
-
- Система сигнализации
Устройство и принцип работы сигнализации Все элементы любой сигнализации можно разделить на три типа: исполнительные устройства; считывающие устройства (датчики); блок управления. Включение и выключение сигнализации (постановка на охрану) происходит с помощью брелка управления. В штатных системах управление сигнализацией совмещено с управлением центральным замком и выполнено в одном устройстве вместе с ключом зажигания. В нем же находится и метка иммобилайзера. Однако это совершенно разные системы и работают независимо друг от друга. Радиоприемник (антенна) принимает сигнал от брелка. Он может быть статическим и динамическим. Статические сигналы имеют постоянный код шифрования, поэтому подвержены перехвату и взлому. На данный момент они уже почти не используются. При динамическом кодировании пакеты передаваемых данных постоянно меняются, создавая высокую защиту от перехвата. Используется принцип генератора случайных чисел. Следующим развитием динамического является диалоговое кодирование. Связь между брелком и приемником осуществляется по двухстороннему каналу. Другими словами, реализуется функция «свой-чужой». Разнообразные датчики относятся к входным устройствам. Они анализируют изменения различных параметров (давления, наклон, удар, свет, движение и др.) и посылают информацию в блок управления. В свою очередь, блок включает в работу исполнительные устройства (сирена, маячки, мигание фар).
-
- Контрольно-измерительные приборы
- указывающие (указатели);
- сигнализирующие (сигнализаторы).
датчика и провода от источника тока
- Схема электрооборудования автомобиля.
источникипотребители токаотработавших газовавтомобиля на грязных разбитых дорогахнедостаточного уровня тормозной жидкости Йошкар-Ола, 2020
10.1 Особенности конструкции / УАЗ 31519
Электрооборудование автомобиля выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой». Функцию второго провода выполняет кузов автомобиля. Электрические цепи системы управления двигателем выполнены по многопроводной схеме и соединены с «массой» автомобиля только через электронный блок управления. Схемы электрооборудования представлены в конце книги.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства с замком. Выключатели наружного освещения и противотуманного света, переключатель режимов работы электровентилятора отопителя расположены на консоли под панелью приборов.
Выключатели фар, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя объединены в блок подрулевых переключателей. Электропотребители большой мощности включаются через электромагнитные реле.
Предупреждения Любые работы с электрооборудованием автомобиля проводите только при отключенной аккумуляторной батарее. Отсоединять или подсоединять аккумуляторную батарею можно только при выключенном зажигании. При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру»), так как это может привести к выходу из строя элементов электрооборудования. Запрещается применять предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля или рассчитанные на больший ток, и проволоку вместо предохранителей. При замене предохранителей запрещается использовать отвертки и металлические инструменты, поскольку это может привести к короткому замыканию в цепях электрооборудования. Запрещается отсоединять аккумуляторную батарею при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения и элементов электронного оборудования автомобиля. Чтобы не вышли из строя диоды выпрямительного блока, запрещается на автомобиле проверять их мегомметром или контрольной лампой, питаемой напряжением более 12 В, без отсоединения проводов от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением необходимо на генераторе, снятом с автомобиля, при отсоединенных от выпрямительного блока выводах обмотки статора. При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и выводов генератора и контроллера. Не касайтесь элементов системы зажигания и высоковольтных проводов на работающем двигателе. Не прокладывайте провода низкого напряжения в одном жгуте с высоковольтными. Регулярно очищайте от окислов и грязи клеммы аккумуляторной батареи и наконечники проводов. При подзарядке аккумуляторной батареи с помощью зарядного устройства отсоедините провода электрооборудования автомобиля от клемм батареи. |
Схема электрооборудования Уаз 31514 / 31519
УАЗ-31519 поверхностный обзор.
Обзор УАЗ 31519.
Тюнинг УАЗ 31519 . УАЗ для леса и охоты .
УАЗ-31519 проверка в движении. Показания спидометра. Личные впечатления.
Описание
Электрооборудование нива 2121 выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» – кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть нива 2121 – постоянного тока с номинальным напряжением 12 В. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Электродвигатели моторедукторов ваз 2121 (очистителей ветрового стекла, стекла двери задка, фар – если установлены) защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия. Цепь питания системы впрыска защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм2 ). Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания, пуска двигателя, цепь «генератор – выключатель зажигания – блок предохранителей». Мощные потребители (стартер, фары, электродвигатели нива 2131 вентиляторов системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.
1.2 Регулятор напряжения
Как работает регулятор напряжения генераторанапряжения происходят с большой частотой1.3 Аккумуляторная батареяНазначение аккумулятора в автомобиле Автомобильный аккумулятор принято обозначать аббревиатурой АКБ, что значит аккумуляторная кислотная батарея. Не все батареи относятся к этому типу, но в автомобилях наиболее распространены именно они. Автомобильный аккумулятор Аккумулятор является важным компонентом в работе любого транспортного средства. Он выполняет следующие основные функции: Подача электроэнергии на стартер для запуска двигателя. Аккумулятор способен в течение 30 секунд подавать пусковой ток или ток холодной прокрутки на стартер, который, в свою очередь, запускает двигатель. Питание бортовой сети в случае недостаточной мощности (производительности) генератора. Автономное питание бортовой сети автомобиля.Устройство аккумулятора На самом деле, стандартный аккумулятор – это шесть маленьких аккумуляторов, заключенных в один корпус. Шесть отсеков объединены в едином корпусе. Часто их называют банками. Каждая банка дает напряжение в 2,1В – 2,2В. Шесть банок соединены последовательно толстыми свинцовыми перемычками, что в итоге дает напряжение в 12,6В – 13,2В. Устройство автомобильного аккумулятора Автомобильный аккумулятор состоит из следующих основных элементов: пластиковый корпус; крышка; отрицательные пластины (электроды); положительные пластины; перемычки, соединяющие отсеки; жидкий электролит; сепараторы; положительный и отрицательный вывод (клеммы); заливные пробки.
- Потребители тока
- система пуска двигателя (стартер);
- система зажигания (у бензиновых и газовых двигателей; описание и работа этой системы рассмотрены в главе 2 настоящего издания);
- система освещения (снаружи машины — фары и фонари, лампы освещения номерного знака, внутри — плафоны, лампы, освещающие приборный щиток, подкапотное освещение и т.д.);
- система световой сигнализации (указатели поворота, стоп-сигналы, фонари заднего хода);
- система звуковой сигнализации;
- контрольно-измерительные приборы (амперметр, указатель температуры охлаждающей жидкости, сигнализатор включения стояночного тормоза и т.д.);
- дополнительное оборудование (вентилятор, кондиционер, стеклоочиститель, магнитола, прикуриватель, система обогрева заднего стекла, электростеклоподъемники, электронные системы, повышающие безопасность эксплуатации транспортного средства, а также многие другие приборы, которые вы можете подключать через гнездо прикуривателя).
-
- Стартер
Схема соединения жгута проводов системы управления двигателем ГАЗель-Бизнес
1 Клапан продувки адсорбера 2 Датчик положения дроссельной заслонки 3 Датчик температуры охлаждающей жидкости 4 Муфта вентилятора 5 Регулятор холостого хода 6 Клемма D гератора 7 Датчик сигнализатора аварийного давления масла 8 Катушка зажигания 9 Свечи зажигания | 10 Датчик абсолютного давления и температуры воздуха на впуске 11 Датчик фаз 12 Датчик положения коленчатого вала 13 Колодка соединения со жгутом проводов управляющего датчика концентрации кислорода 14 Управляющий датчик концентрации кислорода 15 Датчик неровной дороги 16 Датчик детонации 17 Колодка соединения со жгутом проводов форсунок 18 Форсунки | 19 Реле муфты вентилятора 20 Главное реле 21 Реле топливного насоса 23, 24 Колодки соединения с передним жгутом проводов 25 Колодка соединения со жгутом проводов диагностического датчика концентрации кислорода 26 Диагностический датчик концентрации кислорода 27 электронный блок управления двигателем (контроллер) МИКАС М10.3 |