Что нужно знать водителю про обгон на опасном повороте

Каким будет ответ

Согласно правилам, запрет на совершаемый маневр, то есть обгон, вступает в силу не с того места, где установлен знак. Начинается только с самого опасного участка. А именно с начала.

Если движение осуществляется за пределами населенных пунктов, и никаких других запретов на обгон нет, помимо знака, то у водителей есть около 150-300 метров для выполнения, а также завершения обгонного маневра.

Да, при изгибе дороги, особенно в левую сторону, водителю, идущему на обгон, ничего видимость не ограничивает. Вся дорога фактически перед глазами. Если дорога свободная, нет знаков и/или дорожной разметки, указывающей на запрет маневра, то юридически совершить его можно.

И тут есть ключевой момент. Это фактор отсутствия знаков или разметки. То есть условий, запрещающий обгонное движение.

Если перед поворотом знака 3.20, запрещающего обгон, нет, а разделительная полоса прерывистая, то выполнить маневр, опередив переднюю машину, можно.

Но такие участки встречаются редко. Это должен быть ровный, практически идеальный изгиб дороги, расположенный на открытой местности. Желательно, чтобы разметка также отсутствовала.

В действительности у каждого участка дороги имеются особенности. Изгиб бывает:

  • затяжной;
  • неравномерный;
  • с изменяющимся рельефом;
  • с растительностью по сторонам;
  • перекрываемый постройками и пр.

Потому обзор будет ограничен.

Ситуации, когда обгон на перекрестке запрещен

Даже в разрешённом случае совершения объезда попутного автомобиля всё равно есть спорные ситуации

Поэтому обязательно нужно обращать внимание на наличие разметки, а также на предупреждающие знаки перед пересечением

Водители часто совершают ошибку – не обращают внимания на смену направления главной дороги. Согласно правилам дорожного движения – смена направления главной дороги на перекрёстке обозначает то, что движущиеся по ней водители должны следовать правилам следования по равнозначным дорогам. То есть, опережаемое транспортное средство будет иметь преимущество находясь справа, следовательно, опережение здесь запрещёно.

Неважно, в какую сторону меняется направление, приоритет всегда остаётся за автомобилем, находящимся на пересечении. Помимо этого, если главная дорога сворачивает налево, то может возникнуть авария

Равнозначные пересекающиеся дороги руководствуются теми же правилами и не позволяют производить опережение на этом участке.

Водитель также не может произвести обгон, находясь на второстепенной дороге. Плотный поток автомобилей в часы пик может сбить с толку водителей. Движение в два ряда по второстепенной дороге не является причиной для совершения данного манёвра.

Запрещёно также и опережение на пересечении, где присутствуют пешеходные переходы.

Советы по обгону

Исходя из правил обгона, указанных в законодательстве, можно дать водителям несколько советов, которые помогут грамотно совершить маневр.

  1. Обгон совершайте плавно и без резких маневром. Набрав скорость для обгона, завершите маневр. Экстренную остановку и возврат делайте в случае, если сзади отсутствуют машины, а на встречной полосе они появилось.
  2. Труднее всего обгонять фуры. Они закрывают обзор и создают препятствие для опережения. По правилам, тяжеловесные машины должны прижиматься к обочине, чтобы пропустить машины. Если этого не происходит, дождитесь хорошего обзора. Соблюдение правила «Не уверен — не обгоняй» спасло множество жизней.
  3. Не забывайте включать поворотники. Они предупреждают других водителей о том, что вы планируете сделать обгон. Включить поворотники нужно заранее, в момент уменьшения дистанции между впереди идущим транспортным средством. Включаете направление влево. После обгона включите правый поворотник, чтобы предупредить водителя о своем намерении встать впереди него.
  4. Скорость машины при обгоне зависит от скорости обгоняемого транспорта. В среднем, она должна быть на 10-20 км/ч больше.
  5. При подъеме в гору лучше не опережать автомобиль. Если видимость хорошая, а расстояния достаточно для обгона, действуйте по общим правилам.
  6. Никогда не обгоняйте автомобиль по правой стороне. Это запрещено и очень опасно.
  7. Не опережайте транспорт на перекрестках.
  8. Если впереди идущий грузовик (большегруз, фура) начала обгон, не спешите сокращать дистанцию с впереди идущим транспортом, остальте этот «карман», пока грузовик не завершит обгон. Может случиться, что ему придется возвращаться в свой ряд, а там уже будет ваша машина.
  9. Если на дороге плохая видимость из-за осадков, отсутствия дорожного освещения или по другим причинам, обгон совершать нельзя. Именно в такие моменты случается больше всего страшных аварий. Сэкономленные несколько минут не стоят человеческих жизней.
  10. При гололеде на дороге обгон также опасен. Если и делать опережение, то при полном отсутствии машин на встречке в зоне видимости.

Многие водители пугаются, когда при совершении маневра появляется машина на встречной полосе. В этой ситуации нужно действовать уверенно и быстро. Если расстояния хватит для завершения маневра, нужно прибавить скорость и встать впереди машины на свою полосу. При отсутствии уверенности в том, что успеете завершить маневр, лучше вернуться на свою полосу.

Если ситуация выходит из под контроля, моргайте фарами, машите руками и сигнальте, чтобы показать встречному транспорту опасную ситуацию. Экстренное торможение обоих машин может предупредить столкновение автомобилей и страшные последствия.

Лишение или штраф мне назначат?

Это зависит от целого ряда факторов, и регулируется данный вопрос тем же КоАП. Хотя, есть и другие условно неписанные условия назначения той или иной санкции.

  • Во-первых, для получения штрафа у вас должно быть максимальное количество смягчающих условий данного нарушения.
  • Во-вторых, не должно быть отягчающих факторов, таких как повторное нарушение, состояние опьянения и другие.
  • В-третьих, у вас не должно быть штрафов за последний год, не неоплаченных, а вообще. Это исходит из подпункта 2 пункта 1 статьи 4.3 Кодекса, где говорится о наличии однородных нарушений как отягчающем обстоятельстве. Увы, но к данному условию не подходят почти все водители в России. А решил так Верховный суд, который указал, что однородность правонарушения относится ко всему дорожному движению – то есть наличие любых постановлений за последний год считается отягчающим фактором.

Комментарии к п. 11.3

Если ваш автомобиль пытаются обогнать, то Вы не должны этому препятствовать путем повышения скорости и другими действиями. Что подразумевается под понятием «иные»? Рассмотрим такие действия подробнее.

  1. Уменьшение бокового расстояния.
  2. Подрезание автомобиля.
  3. Даже мигание дальним светом или подачу сигнала можно приурочить к препятствованию обгона.

Теперь рассмотрим распространенные нарушения ПДД в этой части.

Поворот налево

Будет ли считаться поворот налево препятствованием обгону? Нет, это вполне нормально. По сути понятия «препятствование» и «препятствие» различаются. У первого из них нет четкого определения.

В этом вопросе пути автомобилей между собой пересекаются, поэтому возникает проблема приоритетов. В Правилах точно указаны обязанности в этом плане, и обязанность определена для обгоняющего транспорта в п. 11.2. В нем сказано, что нельзя создавать помехи обгоняемому автомобилю при возвращении в свою полосу. Но это не означает, что у Вас есть преимущество движения, если вас обгоняют, даже если Вы поворачиваете налево.

При повороте налево у водителя также возникают обязанности, чтобы уступить дорогу. А в маневр «обгона» входит не только выезд на встречную полосу, но и возвращение на прежнее место.

В результате практика разбирательств в Госавтоинспекции и практика судов утверждают, что при таких спорах виновным является тот водитель, который включил сигнал поворота позже.

  1. Если Ваш автомобиль стали обгонять, когда у Вас уже работал сигнал левого поворота, то совершать обгон другому водителю запрещал п. 11.2.
  2. Если Вас начали обгонять, а затем Вы включили сигнал левого поворота, то Вы должны уступить дорогу, но пользуясь при этом не п. 11.3, а 8.1, который запрещает совершать маневры при создании помех остальным участникам на дороге.

Тонкость по пункту 11.3 по скорости движения

Она состоит только в запрещении препятствованию обгона, увеличивая скоростной режим. В этом кажется нет ничего непонятного. Это может случиться, когда Вашу машину стали обгонять с момента трогания после перекрестка. Например, когда скорость автомобиля еще не превышает 15 км в час, и разгон только начался.

Указывает ли п. 11.3 Правил при этом не увеличивать дальше скорость, и ехать также медленно, ожидая, пока другой автомобиль не обгонит Вас? Да, на самом деле ПДД это и обязывают водителей.

По сути дела, увеличение скорости при этом будет мешать обгону. Но на эту тему также много существует споров, так как в Правилах не дано определение понятия «препятствования»

Если брать во внимание это, как непосредственное – препятствование было только в том случае, когда Вы не допустили обгоняющему такой маневр, и обгона не произошло. Тогда данное «препятствование» можно считать случившимся. А если обгоняющий водитель окончил обгон, то никакого препятствования и быть не может, так как все действия завершены

А если обгоняющий водитель окончил обгон, то никакого препятствования и быть не может, так как все действия завершены.

Почему опасно обгонять экипаж ГИБДД

Существуют некоторые нюансы такого перестроения. Иногда на трассе можно заметить организованную подставу от экипажа ГИБДД. Они могут специально ехать на небольшой скорости, чтобы водитель, едущий сзади, был вынужден их обогнать. При этом налицо нарушение ПДД, если перестроение происходит с нарушениями, например, по сплошной разметке.

Но существуют и другие случаи с более «ухищренными» нарушениями, о которых автовладелец может не догадаться.

Видеорегистратор

Нужно учитывать, что обгон автомобиля ДПС будет безопасным, если на вашей машине установлен видеорегистратор. Иногда даже сотрудник ДПС может незаконно выписать постановление. Он будет ссылаться на то, что вы пересекли сплошную разметку при завершении обгона. А судья всегда поверит инспектору ГИБДД, если у вас не будет видеозаписи.

Это случается, так как протокол по-прежнему считается доказательством. Но Верховный суд не допускает такого, хотя другие суды используют на практике показания инспектора, так как он принимал присягу. А водитель присяги не принимал, и может обмануть. Поэтому при возникновении сомнений суды прибегают не к презумпции невиновности, а к доверию инспектора.

Другими словами, ситуация когда вы совершали обгон, не нарушая Правил, но были задержаны полицейским, который ехал в служебной машине и оформил постановление для наказания, вполне может быть. Однако такое бывает редко.

Ловушка полиции

Другая опасная ситуация может произойти, и ваш видеорегистратор не поможет. Проблема состоит в том, что проблесковый маячок и звуковой сигнал на полицейском автомобиле может включиться в момент начала обгона. Это делается намеренно и неожиданно, что вы не сумеете точно определить момент включения.

Обгон всегда сопровождается с выездом на «встречку». То есть, сразу после пересечения линии, разделяющей противоположные полосы, обгон можно считать начавшимся. Сотрудники ГИБДД могут контролировать этот момент из своей машины, и включить мигалку и сирену за мгновение до обгона.

И в такой ситуации вас могут наказать, не нарушая закона. Хотя это не совсем справедливо.

Превышение скоростного режима

Другой нюанс, о котором необходимо помнить – это то, что при обгоне вполне вероятно превышение скорости. На служебном автомобиле может быть установлено устройство для вычисления скорости, которое зафиксирует ваше нарушение. В такой ситуации порядок обгона не нарушается, но получить штраф за нарушение скоростного режима вполне вероятно.

Иные нарушения обгона

Сотрудники ГИБДД хорошо изучили и знают Правила дорожного движения. Но многим водителям пора начать их изучение заново. Поэтому наказать и лишить прав водителя можно за выезд на «встречку» в разных случаях.

В каких случаях запрещен обгон по ПДД:

  • При создании помех, как обгоняемому автомобилю, так и другому транспорту или пешеходам.
  • Служебный автомобиль также решил обогнать другую машину, или объехать возникшее препятствие.
  • В момент обгона на полицейской машине работает левый сигнал поворота.
  • За вашим автомобилем движется авто, который также совершает обгон другого транспортного средства.
  • Нельзя обгонять на регулируемом светофором перекрестке, а также на нерегулируемом при движении по второстепенной дороге.
  • На пешеходном переходе.
  • За 100 метров перед железнодорожным переездом или на нем.
  • На эстакаде, в туннеле, на мосту, либо под данными сооружениями.
  • В конце крутого подъема.
  • На опасных поворотах.
  • Там, где видимость дороги ограничена.
  • По сплошной разметке или под знак, запрещающий обгон.

Имейте ввиду, что даже при движении полицейского автомобиля с малой скоростью (до 30 км в час), совершать обгон, ссылаясь на то, что это тихоходный транспорт, по сплошной разметке, либо под знак «Обгон запрещен», нельзя.

Тихоходным транспортом считается тот, на котором установлен специальный опознавательный знак. Обычная машина, движущаяся по дороге с небольшой скоростью, таковой не является.

Главные сведения

Если водитель начал обгон на прерывистой закончил на сплошной в 2020 году, судебная практика показывает, что иногда можно решить дело в пользу автолюбителя.

Если доказательств нет, протокол может быть не составлен. Не следует торопиться подписывать протокол. Сначала записываются примечания, также водителю следует отметить, что он не согласен с постановлением, и только после этого ставить подпись на документе.

Основные понятия

Термины, которые должны быть известны водителю:

Обгон Совершаемый водителем маневр, при котором происходит опережение транспорта, идущего по той же полосе, через другую полосу. Водитель выводит машину на встречку, совершает объезд, и возвращается на свою. Данная манипуляция весьма опасна тем, что при выезде можно столкнуться с машиной, несущейся по другому ряду
Сплошная Самостоятельный вид разметки, используемый на дорогах. Справа или слева от сплошной должна идти пунктирная линия, в таком месте водитель может совершить обгон. Чаще всего это делается для того, чтобы свернуть в проулок
Прерывистая При наличии двух и более полос устанавливаются границы движения. Прерывистая линия предназначена для разделения транспортных потоков, на тех дорогах, на которых имеются две, три или более полос
Штраф Санкция, применяемая к водителям, совершившим правонарушение. Размер штрафа определяется нормами КоАП и других нормативных актов
ГИБДД Дорожно-транспортная служба, созданная государством для осуществления наблюдения и контроля за безопасностью движения

Составляя протокол, инспектор записывает тип правонарушения. Так, в документе должно быть отмечено, что водитель пересек сплошную линию (или двойную сплошную).

Разметка по ГОСТу

Основные параметры разметки:

  1. Горизонтальная.
  2. Вертикальная.

Выполнение разметки осуществляется с помощью эмалированных красок. Также можно использовать тонкий термопластик, при условии, что функциональная долговечность – не менее 1 года.

Фото: пунктирная разметка под номерами 1.2.1 и 1.2.2

Так, пунктирная разметка имеет номер 1.2.2 и предназначена для обозначения края проезжей части на двухполосных дорогах.

Может быть нанесена сплошная линия размером до 0,20. Номер по ГОСТУ – 1.2.1. она служит для обозначения края проезжей части.

Желтым цветом обозначается полоса в тех местах, где остановка ТС запрещается. Широкая пунктирная линия с интервалом до 12,00, предназначена для раздела транспортных потоков на дороге с 2-3 полосами.

При наличии двух и более полос движение должно осуществляться в конкретном направлении, в одну сторону.

Действующая законодательная база

В соответствие с нормами законодательства, за пересечение сплошной линии, водитель наказывается штрафом в установленном законом размере.

КоАП РФ регулируется процесс назначения наказания за пересечение сплошной:

Статья 12.15 Размер штрафа за обгон – до 5000 рублей, при условии, что не произошло ДТП и нет пострадавших. Также возможно лишение водительских прав
Статья 12.16 Назначается административный штраф.

По Правилам Дорожного Движения, штраф может быть назначен и водителю тихоходного транспорта, который движется, не уступая право проезжей части той машине, которая стремится завершить обгон.

Другие нормативные акты, запрещающие обгон:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 18 Описано решение некоторых вопросов, которые возникают у судей при применении Особенной части КоАП
Постановление Правительства № 1090 В котором закреплены все действующие в стране правила, которые должны соблюдаться всеми участниками ДД, а также особенности действий инспекторов ГИБДД для обеспечения безопасного движения на транспортных магистралях

За несоблюдение норм, описанных в правовых документах, водителя наказывают штрафом или лишают водительских прав на определенный срок.

Перекрестки, на которых нельзя обгонять

Теперь разберемся с другими случаями, когда обгон запрещен, и рассмотрим эти условия подробнее.

Регулируемые

Пункт 11.4 говорит нам, что обгон на перекрестке с регулировщиком или светофором запрещен. Поэтому, если вы знаете дорогу, по которой едете, что на ней нет светофора, то перед обгоном внимательно посмотрите, чтобы не было инспектора ГИБДД, который регулирует движение.

На неравнозначном не регулируемом на второстепенной дороге

Если обгонять можно по главной дороге в виде исключения списка п. 11.4 ПДД, то при движении по второстепенной дороге перекрестка, это запрещается.

На 2-полосной дороге

Независимо от перекрестка, обгонять нельзя на дороге, которая разделена на 4 и более ряда в двух направлениях, из которых два и более по пути с Вами. Данное условие устанавливает п. 9.2 Правил, которые действуют в 2022 году.

Но непосредственно в ПДД не запрещается обгон, если есть 3 ряда в двух направлениях. В данном случае необходимо выполнение следующих условий:

  1. Имеется три полосы с разметкой.
  2. Нет сплошных линий.
  3. Вы движетесь по главной дороге, а перекресток не имеет светофоров и регулировщика.

На перекрестке с пешеходным переходом

По смыслу Правил перекресток не может иметь пешеходного перехода, так как он объединяет две разные дороги. Пересечение или примыкание дорог создает перекресток, но пешеходные дорожки или переходы не образуют их. Поэтому это обычная дорога с нанесенной разметкой – «зеброй» и соответствующими знаками. Обгонять на ней запрещено, так как это не допускается на пешеходных переходах по п. 11.4 ПДД.

О чем нужно помнить

Для начала про общие правила и требования к водителям, совершающим обгон.

Обычно, чтобы обойти другую машину, водители ориентируются на разметку, а также на дорожные знаки. Если запретов нет, то можно выжимать газ в пол, и опережать попутчика.

Но вопрос в том, что не всегда обгон является разрешенным маневром. Даже при отсутствии разметки как таковой.

Многим хорошо известно, что обгон запрещен в конце подъема. Поскольку выезд на встречную полосу может стать причиной серьезного ДТП. В любой момент с другой стороны подъема выедет другое транспортное средство. Из-за малого расстояния между автомобилями успеть среагировать на ситуацию бывает невозможно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: