Как зарегистрировать автотележку
Окончив работы по изготовлению собственного транспортного средства, рано расслабляться. Ведь его полноценная эксплуатация возможна после того, как его поставят на учет в госавтоинспекции. Эта процедура проводится в несколько этапов:
- присвоение VIN;
- получение свидетельства, подтверждающего безопасность конструкции ТС;
- постановка на учет самодельного прицепа в ГИБДД.
Свидетельство о регистрации прицепа
Процедура получения VIN
Идентификационный номер должен быть у любого транспортного средства. Единственной организацией, уполномоченной на его присвоение, является Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Он находится в Москве. Обратиться туда можно не только путем личного визита, но и через электронную почту, предоставив заявку и сканы следующих документов:
- паспорта владельца (разворот двух страниц с фото и страница с пропиской);
- фотографии прицепа, сделанные в разных ракурсах.
Расшифровка VIN
Как получить свидетельство, подтверждающее безопасность ТС
Этот документ выдается испытательными лабораториями, имеющими аккредитацию. Испытания проводятся после предоставления следующих документов:
- заявки;
- паспорта владельца;
- свидетельства о присвоении VIN;
- технического описания ТС с указанием размеров, массы и прочих параметров.
Документ, подтверждающий безопасность устройства, выдается после проведения испытаний. За эту услугу также придется заплатить.
Свидетельство, подтверждающее безопасность ТС — образец
Регистрация в ГИБДД
Постановка самодельного прицепа на учет в ГИБДД – завершающий этап операции. Она заключается в получении гос. номеров, свидетельства о регистрации и ПТС. Для этого в МРЭО доставляется автоприцеп вместе со следующими документами:
- паспортом владельца;
- оригиналами чеков на агрегаты, используемые при изготовлении прицепного устройства;
- свидетельством о безопасности конструкции ТС;
- свидетельством о присвоении идентификационного номера;
- квитанцией об уплате госпошлины.
Квитанция на госпошлину за регистрацию прицепа
Как пользоваться порталом Госуслуг
Регистрация прицепа на портале Госуслуг
Упростить процедуру можно, если воспользоваться порталом Госуслуг. Здесь регистрация прицепа проводится через раздел «Регистрация транспортного средства». Зайдя в него, нужно выбрать категорию «Поставить на учет», затем авторизоваться на сайте, заполнить заявление и выбрать удобное время визита к инспектору.
Далее владельцу автоприцепа необходимо оплатить госпошлину. Но при оплате через сайт Госуслуг действует скидка в размере 30%. Квитанцию и заявление нужно распечатать и вместе с ними прибыть в МРЭО в назначенное время.
Документы о регистрации самодельного прицепа можно будет получить в день обращения.
Орган регистрации и список документов
Официально зарегистрировать самодельный автоприцеп можно в любом подразделении ГИБДД, независимо от места проживания или прописки собственника ТС. На быструю процедуру регистрации рассчитывать не стоит, поскольку этап предварительного сбора документов может занять от 7 до 10 дней. Если оформлением занимается владелец, то ему необходимо предоставить паспорт, если представитель владельца — паспорт и доверенность, составленную у нотариуса. Дальнейший перечень документов необходимо уточнить в подразделении ГИБДД, поскольку он может отличаться в зависимости от типа ТС. Обычно требуют:
- Чеки, сертификаты или другие документы, которые доказывают, что прицеп состоит из купленных владельцем деталей и агрегатов;
- Фотоснимки 10 см на 15 см (4 шт., по одному фото каждой стороны прицепа);
- Акты экспертных заключений о безопасности ТС;
- Квитанцию о внесении госпошлины за регистрацию;
- Заявление, заполненное от руки или на компьютере (бланк выдается в автоинспекции);
- Документы по требованию регистрационного отдела автоинспекции.
Если владельцем прицепа является юридическое лицо (частная фирма, государственная организация), то необходимо дополнительно приобрести страховой полис. У физлица такой необходимости нет. Во время первого визита в ГИБДД собственник уточняет перечень документов и заполняет заявление с просьбой о регистрации самодельного автоприцепа. Сотрудник подразделения прописывает в заявлении требование провести экспертизу и направляет владельца ТС в лабораторию. Только после проверки и выдачи соответствующих актов регистрация может быть продолжена.
Когда автовладельцу откажут в регистрации
Не всегда решение вопроса будет иметь для автовладельца положительную динамику. Причиной отказа зачастую служит:
- неполный пакет документов,
- ошибки при заполнении заявления,
- отсутствие оплаты госпошлины или подтверждения платежа,
- имущество находится в залоге, поэтому на него распространяются регистрационные ограничения.
Нюансы
Оформление законным способом самодельного транспорта лицу с иностранным гражданством производится при предъявлении национального удостоверения личности. Удостоверить личность можно, имея на руках иностранный паспорт.
Замена в транспортном средстве агрегатов потребует предоставления соответствующих бумаг, подтверждающих законность осуществления этой процедуры. Изменения в конструкционной составляющей средства передвижения потребуют наличия подтверждающих бумаг, свидетельствующих о безопасности передвижения для автовладельца и других участников движения.
Перед началом работ по проектированию и изготовлению прицепов, требуется внимательно ознакомиться с нормативными актами, которые предъявляются к транспорту такого вида. Законодательная база меняется и обновляется регулярно, поэтому перед оформлением регистрации прицепа стоит уточнить список требуемых документов в ГИБДД.
В заключение
Стремясь сэкономить семейный бюджет, владельцы транспорта изготавливают прицепы самостоятельно, но разница в сумме не настолько критична, если разобраться со всеми нюансами. Для оформления потребуется потратить много времени и сил, предоставить огромное количество чеков, квитанций и других документов, оплатить тестирование в аккредитованной ГИБДД лаборатории. Даже проведение предварительных подсчетов заставит задуматься автовладельца о целесообразности такой операции.
Самодельный прицеп усовершенствованной модели прослужит дольше, поэтому выгода может быть оправдана. Производители современных прицепов выпускают модели, рассчитанные на разный достаток автовладельца. Изделия отличаются качество изготовления и используемыми материалами. Решив сэкономить на приобретении прицепа, нужно взвесить все последствия этого решения.
Регистрировать придется заводской и самодельный прицеп, так как использование его без оформления запрещено законодательством РФ, но процедура постановки на учет имеет много отличий. Поэтому нужно просчитать возможные трудности заранее и выбрать оптимальный вариант.
Видео
Суть и порядок экспертизы
При обращении для регистрации самодельного легкового прицепа самая большая проблема – это доказать, что он безопасный и может эксплуатироваться. Для того чтобы его можно было возить на машине, необходимо отправиться к сертифицированному эксперту в БТИ.
Если владелец задумался о постановке на учет автомобильного прицепа еще на этапе его изготовления и собирал все документы, сертификаты и чеки на узлы и агрегаты, то особых проблем быть не должно. Ему просто нужно предоставить все эти документы эксперту и, конечно же, сам агрегат для проверки. Желательно, чтобы узлы и детали были заводскими, тогда они будут иметь сертификат соответствия. Если какая-то делать была слишком дорогой и ее было решено делать самостоятельно, то прицеп с ней просто невозможно будет зарегистрировать.
Не меньше проблем возникает, если документов и паспортов на продукцию, даже заводскую , нет. Они потеряны или просто выброшены за ненадобностью. В таком случае экспертиза не сможет дать позитивный результат.
Стоит также знать, что саму процедуру оценки экспертом оплачивает владелец
Причем неважно, какой итог оценки. Позитивная она или негативная, деньги, конечно, не вернут
Столь тщательный контроль просто необходим, и это не пропаганда регистрационного органа покупать готовые прицепы. Проблема в том, что многие доморощенные мастера собирают их из чего угодно. В результате не дорогу выезжает потенциально опасное устройство, которое может привести к аварии, в том числе с человеческими жертвами.
Оформление электронного заявления на портале Госуслуги
Что касается заявки, то она оформляется по следующему алгоритму:
-
Выбор транспортного средства.
-
Отметка заявляющего лица: собственник либо доверительное лицо.
-
Заполнение личных данных. Для пользователя личного кабинета информация автоматически внесена в соответствующие поля.
-
Занесение информационных данных о прицепном агрегате. При получении техпаспорта либо новых номеров следует сделать соответствующие пометки.
-
Выбор категории агрегата и заполнение VIN-номера. Занесение информации о номере кузова и шасси, при желании.
-
Ввод информации об автоприцепе из ПТС.
- Указание серии с номером ПТС.
- Свидетельство о праве собственности на транспорт. При желании заполняются соответствующие данные.
- Указание информации о страховом полисе.
-
Выбор пункта регистрации транспорта в соответствии с фактическим местом проживания либо при выборе другого отдела ГИБДД.
- Согласие с предложенными условиями и отправка заявки.
Особенности постановки на учет
Если автовладелец решил оборудовать свое транспортное средство самодельным прицепом, ему стоит подготовиться к тому, что процесс регистрации займет больше времени по сравнению с постановкой на учет заводских транспортных средств.
Куда обращаться?
После того, как все работы по сборке прицепа будут завершены, автомобилист должен поставить его на учет в течение 10 суток. Для этого потребуется обратиться в любое отделение ГИБДД и подать заявку на регистрацию.
Сотрудник автоинспекции предоставит полный список документов, которые потребуется предоставить в дальнейшем, и оформит направление на прохождение экспертизы.
Только в том случае, если экспертная лаборатория подтвердит возможность безопасной эксплуатации самодельного прицепа и выдаст соответствующее заключение, владельцу можно повторно обратиться в ГИБДД, чтобы поставить устройство на учет.
Необходимые документы для автоинспекции
Для регистрации самодельного прицепа вместе с заявлением предусмотренного образца в автоинспекцию требуется предоставить следующие документы:
- паспорт, удостоверяющий личность заявителя;
- водительское удостоверение;
- сертификаты и чеки на запчасти, узлы и агрегаты, используемые при сборке прицепа;
- детальное описание устройства, его технических характеристик и особенностей;
- 4 снимка прицепа, сделанные с разных ракурсов;
- квитанции об оплате госпошлины.
Полный перечень документов для регистрации рекомендуется уточнять в ГИБДД, так как список бумаг может различаться в зависимости от вида прицепа и способа его изготовления.
Заполнение заявления
Бланк заявления на регистрацию самодельного прицепа можно попросить у сотрудника автоинспекции или предварительно скачать его из интернет-источников и заполнить еще перед визитом в ГИБДД. В документе потребуется указать:
- информацию о собственнике прицепного устройства;
- данные о самом транспортном средстве.
- Скачать бланк заявления в ГИБДД на регистрацию транспортного средства
- Скачать образец заявления в ГИБДД на регистрацию самодельного прицепа
Далее сотрудник ГИБДД должен поставить на заявлении отметку о необходимости проведения экспертизы. С заверенным документом собственнику прицепа следует отправляться в аккредитованную экспертную организацию.
Финансовые расходы
При постановке на учет самодельного прицепа потребуется оплатить госпошлину, общая сумма которой составляет 2 300 рублей, в том числе:
- 1000 рублей – за оформление государственных номеров;
- 500 рублей – за выдачу свидетельства о регистрации (СТС);
- 800 рублей – за оформление паспорта транспортного средства (ПТС).
Квитанции на оплату взноса будут выданы сотрудником ГИБДД вместе с направлением на экспертизу. Оплатить госпошлину можно в любом банке или через интернет, воспользовавшись порталом Госуслуг — в данном случае пользователю будет предоставлена скидка в размере 30% от общей суммы затрат (как зарегистрировать прицеп через Госуслуги?).
Как проходит процедура?
Обращаться в ГИБДД владельцу самодельного прицепа придется дважды. В первый раз по итогам визита на руках у автомобилиста будет заверенное заявление, с которым следует обращаться в экспертную лабораторию.
Второй визит в автоинспекцию будет необходим после получения экспертного заключения, разрешающего регистрацию и эксплуатацию прицепного устройства. Передав полученное свидетельство и остальные требуемые документы сотруднику ГИБДД, автомобилист должен предоставить прицеп для осмотра и сверки VIN-кода.
После того, как все процедуры будут завершены, владелец самодельного прицепного устройства получит на руки документы о регистрации.
Что делать в разных ситуациях?
Ещё разберёмся, что делать в каждом конкретном случае владельцу фаркопа.
Если установка приспособления только планируется
Это наиболее оптимальный вариант для автовладельца. Если фаркоп ещё не установлен, есть 2 альтернативы:
- Проверить технические возможности его установки на автомобиль и выбрать модель, не требующую регистрации в ГИБДД.
Сделать это можно самостоятельно, изучив документацию на ТС. Также можно обратиться в любой сервисный центр, где автолюбителя проконсультируют о законных способах установки фаркопа. Псле этой процедуры регистрация ТСУ не понадобится. Достаточно будет сохранить сертификаты на сам фаркоп и его установку.
- Приобрести модель, не соответствующую базовым техническим требованиям и пройти процедуру регистрации фаркопа в ГИБДД.
В случае, если регистрация всё-таки потребуется, нужно пройти процедуру, подробно описанную выше. Напомним, что регистрация в ГИБДД нужна, если:
- Выбран фаркоп, который не может быть установлен на конкретную модель автомобиля.
- Фаркоп нестандартен по габаритам и форме.
Когда оно уже имеется
Если планируется регистрировать в ГИБДД автомобиль, который уже оборудован фаркопом, ситуация немного усложняется. Тут также существует 2 варианта:
- Установлена модель фаркопа, технически соответствующая автомобилю.
Даже если ТСУ уже установлено, можно запросить соответствующий сертификат на него в дилерском центре или у завода-производителя. Как правило, проблем с получением документов не возникает. Когда нужные бумаги будут получены, можно считать, что фаркоп полностью узаконен. Регистрация в ГИБДД не нужна.
- Установка фаркопа не предусмотрена заводом для вашего автомобиля.
В данной ситуации можно попробовать узаконить оборудование через экспертизу. По сути, нужно повторить весь порядок действий регистрации ТСУ в ГИБДД.
Но есть одна существенная разница: заявление о разрешении на внесение изменений писать не потребуется и не получится, так как они уже были внесены. Поэтому нужно изначально пройти процедуру проверки технической безопасности автомобиля с фаркопом в аккредитованном центре. И уже с положительными результатами проверки обратиться в ГИБДД за получением свидетельства о соответствии автомобиля.
Если изменения одобрят, авто можно будет перерегистрировать с внесениями изменений в ПТС. Но вероятность положительного исхода сильно снижается.
В каких случаях можно получить отказ?
В случае с уже установленным нестандартным фаркопом – да. Даже при наличии сертификата соответствия по итогам экспертизы инспектор может посчитать, что автомобиль недостаточно безопасен и в выдаче свидетельства о безопасности отказать. Без этого документа поставить на учёт машину нельзя.
Если Свидетельство получено, отказать в самой регистрации изменённого авто не должны.
Как действовать, если нельзя поставить на учет?
Незарегистрированный фаркоп может повлечь за собой серьёзные неприятности. Начиная от административного штрафа и заканчивая аннулированием регистрации ТС.
Важно! Если ТСУ установлено, но не зарегистрировано и документы на него отсутствуют, его необходимо демонтировать.
- Получить эти документы в дилерском центре или у завода-производителя. Их предоставят без проблем, если на автомобиль технически возможно установка данного ТСУ.
- Демонтировать ТСУ, если документы получить не удаётся.
Как поставить на учёт в 2022 году?
Итак, правила регистрации описаны в 2 вышеназванных правовых актах. На практике порядок постановки прицепа на учёт работает примерно также. Давайте по порядку рассмотрим эту процедуру!
Список документов
В зависимости от того, новый вы купили прицеп или подержанный с рук, вам понадобятся следующие перечни документов.
Для нового:
- договор купли-продажи – это главный документ для постановки на учёт прицепа, так как определяет ваше новое право собственности на него,
- ПТС,
-
квитанции об оплате госпошлин:
- 1 050 рублей за выдачу номеров,
- 500 рублей за получение СТС,
- 350 рублей за внесение данных в ПТС,
- ваш паспорт как собственника, либо паспорт доверенного лица, если ставить на учёт будет не собственник, также в этом случае понадобится нотариальная доверенность.
Для б/у:
- такой же договор купли-продажи, только от предыдущего владельца к вам, либо вся цепочка ДКП между лицами, начиная с того человека, на котором сейчас прицеп числится в базе ГИБДД,
- ПТС,
-
квитанции об оплате государственных пошлин:
- 1 050 рублей за выдачу номеров, если прицеп снят с учёта либо если код региона на нём отличается от вашего региона по адресу вашей регистрации,
- 500 рублей за выдачу нового СТС,
- 350 рублей за внесение изменений в ПТС (либо 800 рублей, если паспорт ТС утерян или в нём закончилось место для новых записей),
- ваш паспорт либо паспорт доверенного лица с доверенностью, аналогично описанию из перечня документов выше.
Образец заявления
Форма заявления утверждена Правительством РФ. Но это не значит, что вы должны заполнять бланк на регистрацию прицепа только в кабинете или зале отделения ГИБДД. Это можно сделать и самостоятельно.
Ниже приводим образец заявления на постановку прицепа на учёт в 2 форматах для заполнения на компьютере и дальнейшей распечатки или от руки с предварительной распечаткой.
- Скачать бланк заявления для постановки прицепа на учёт ГИБДД (в формате DOCX для заполнения на компьютере).
- Скачать тот же бланк в формате PDF для заполнения от руки.
Вам нужно подчеркнить нужную услугу в заявлении в зависимости от того, оформляете вы новый прицеп или б/у.
Это заявление в заполненном виде вам необходимо распечатать и привезти вместе с остальными документами в ГИБДД. И это актуально только если вы будете лично его подавать в ведомство (не через портал ГУ). А ниже мы рассмотрим порядок записи на регистрацию через портал Государственных услуг.
Как зарегистрировать прицеп с иностранными номерами?
В отношении прицепов с иностранными номерами действуют нормы, применимые к транспортным средствам, не прошедшим процедуру растаможивания. Это значит, что такой прицеп может находиться на территории РФ ограниченный промежуток времени (Решение Комиссии ТС № 311 от 18.06.2010):
- Для граждан РФ это срок составляет не более полугода.
- Иностранные граждане могут ввозить ТС в РФ на срок своего временного пребывания, но не более чем на год.
Если гражданин желает зарегистрировать прицеп с иностранными номерами на территории РФ, ему потребуется пройти процедуру растаможивания. По ее завершению постановка прицепа на учет в МРЭО проходит на общих основаниях.
Что нужно знать, если решили сделать прицеп для лодки самостоятельно
Прежде чем приступать к чертежам, и тем более, варке конструкции, следует осознать, что государство выдвигает определенные требования к самодельным прицепам
Ведь по сути прицеп (неважно покупной или собранный самостоятельно) – разновидность транспортного средства и участник дорожного движения. Следовательно, он должен соответствовать нормам безопасности
Поэтому вопрос о том, можно ли зарегистрировать самодельный прицеп для лодки, обсудим чуть позже, а сейчас поговорим о стандартах, которым должен соответствовать изготовленный самостоятельно лодочный прицеп.
Какие требования к самодельному прицепу
Начнем с того, что по законодательству РФ все транспортные средства подлежат регистрации в реестре Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Об этом гласят правительственные постановления №938 (12.08.1994 г.) и №679 (11.11.2005 г.). Соответственно, вопрос о том, нужно ли регистрировать прицеп для лодки, отпадает. Без регистрации ваш прицеп будет попросту вне закона, что влечет за собой довольно жесткие санкции.
Для оформления регистрации ТС должно соответствовать нормам безопасности, а также требованиям Технического регламента ТРТС-018-2011 (от 01.01.2015), действующего на всей территории Таможенного союза. Согласно этому документу, самодельный прицеп признается единичным транспортным средством и защищается авторским правом, как изделие индивидуального творчества.
Но главное, чтобы оформить самоделку, прицеп для лодки должен пройти проверку на безопасность. Для этого в специальной лаборатории проводят осмотр, опытные испытания и техническую экспертизу, после чего разрешаются регистрация и использование ТС, или наоборот запрещаются. Причем правом определять соответствие единичного транспортного средства нормам безопасности наделено не ГИБДД, а специализированные организации.
По предъявляемым требованиям прицепы подразделяют на 3 категории:
- Прицепы с общей массой до 750 кг. Важнейшие параметры: светотехника и наличие уникального идентификационного номера (VIN). Этот номер выдается испытательной лабораторией после прохождения всех испытаний.
- Прицепы с общей массой от 750 до 3 500 кг. Повышенный контроль к работе тормозной системы, которой должны быть оснащены все ТС данной группы.
- Прицепы с общей массой свыше 3 500 кг. Главное требование – наличие антиблокировочной системы для тормозов.
Если осмотр пройден успешно, инспекторы выписывают прицепу сертификат безопасности и назначают VIN (впоследствии этот номер нужно обязательно набить на прицеп). После этого ТС признается подлежащим госрегистрации, за которой владелец обращается уже непосредственно в ГИБДД.
Если же образец не прошел проверку, то он направляется на доработку. После того, как владелец исправил конструкцию своего прицепа в соответствии с выдвинутыми требованиями, он подает заявку на проведение новой проверки.
Возможно будет интересно: Налог на лодочный мотор — налоговые ставки по регионам, калькулятор
Штрафные санкции за прицеп без регистрации
Несмотря на то, что государственные постановления строго предписывают регистрацию транспортных средств, многие владельцы все же раздумывают, нужно ли регистрировать прицеп для лодки или можно положиться на «авось ГИБДД не остановит». Сразу предупреждаем, что тех, кто надеется на «авось», рано или поздно ждет официальный штраф. Причем за повторное нарушение он увеличивается в разы.
Итак, за использование прицепа, не наделенного зарегистрированными документами и номерами, предусматриваются следующие санкции:
- Первое выявление отсутствия регистрации – от 500 до 800 рублей.
- Повторное выявление отсутствия регистрации – 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок до 3 месяцев.
- Использование ТС без номерного знака – 5 000 рублей.
Таким образом, регистрация обязательна и по документам с прицепом все должно быть в порядке, иначе штрафов от инспекторов ГИБДД избежать не удастся.
Категория прав для лодочного прицепа
Мы уже разобрались, что постановка на учет лодочного прицепа обязательна, а вот требуется ли особая отметка в водительском удостоверении? По этому поводу законодательство гласит следующее. Наличие у водителя прав категории «B» допускает транспортировку прицепа, при условии, что:
- Масса лодочного прицепа не превышает 750 кг;
- Масса прицепа более 750 кг, но общая масса автопоезда не достигает значения в 3 500 кг и не превышает массы автомобиля без нагрузки.
В остальных случаях для управления авто с лодочным прицепом потребуется проставить в правах отметку о получении категории «E».
Штрафные санкции
Напоминаем, что в течение 5-ти суток с момента покупки прицепа, его владелец должен поставить на учет транспортное средство. Если этого не произошло, человека ждут такие штрафные санкции:
- При первом обнаружении нарушения норм законодательства РФ владельцу прицепа придется заплатить штраф в размере 800 рублей;
- Если после первого предупреждения человек не зарегистрировал ТС, размер штрафы увеличивается до 5000 рублей;
- В случае, когда прицеп используется на дороге без номерного знака, нарушителю выписывается штраф в размере 5000 рублей.
Для того чтобы избежать применения этих штрафных санкций, рекомендуем обращаться в Госавтоинспекцию своевременно. Тем более, стоимость услуг регистрации не слишком большая.
Требования к самодельным прицепам
Перед постановкой прицепа на учёт в ГИБДД его следует обязательно проверить в специализированных лабораториях. Уполномоченные сотрудники выполняют осмотр, сверяют номера, изучают представленные владельцем документы. Затем выполняются работы по технической экспертизе и испытаниям конструкции. Подводя итоги проверки, составляется специальный протокол.
Отталкиваясь от заключений в протоколе, делается вывод о том, допускается ли постановка на учёт изучаемого прицепа. Если претензий нет, водитель получает свидетельство. Но если обнаружены несоответствия, ТС возвращается собственнику для исправления ошибок, после чего проводится повторная экспертиза.
Есть несколько основных требований, на которых эксперты концентрируют особое внимание при проверке. Это во многом зависит от категории прицепа
В 2020 году акцент делается на следующих моментах:
- для прицепов первой категории до 750 кг основными аспектами будет маркировка и корректность работы светотехники;
- если это вторая категория, тогда обязательно потребуют наличие тормозной системы и протокола, подтверждающего успешность испытаний тормозов;
- прицепы третьей категории не пройдут экспертизу, если не будет предусмотрено антиблокировочной системы.
У всех лабораторий стандартный план проверки. Отличаются они только по срокам оказания услуг и по расценкам.