Блог про Уаз
Наиболее полно оценить состояние масляного насоса 406.1011010-03 двигателя ЗМЗ-40524 автомобилей Газель и Соболь, позволяет проверка его на специальном стенде.
При низком давлении в системе смазки двигателя ЗМЗ-40524, возможной причиной которого могла послужить неисправность масляного насоса, насос необходимо разобрать и проверить техническое состояние его деталей. При проверке редукционного клапана убедиться, что его плунжер перемещается в отверстии приемного патрубка свободно, без заеданий, а пружина находится в исправном состоянии.
Затем проверить наличие дефектов на рабочей поверхности плунжера и отверстия приемного патрубка масляного насоса, которые могут привести к падению давления в системе смазки и заеданию плунжера. При необходимости мелкие дефекты поверхности отверстия приемного патрубка устранить шлифованием мелкозернистой шкуркой, не допуская увеличения диаметра. Износ отверстия приемного патрубка под плунжер свыше размера диаметром 13,1 мм и плунжера менее размера наружного диаметра 12,92 мм не допускается.
В дальнейшем проверить ослабление пружины. Длина пружины редукционного клапана в свободном состоянии должна быть 50 мм. Усилие сжатия пружины до длины 40 мм должно быть 45+-2,94 Н (4,6+-0,3 кгс). При меньшем усилии пружина подлежит бракованию.
Если на плоскости перегородки имеется значительная выработка от шестерен, необходимо прошлифовать ее до устранения следов выработки, но до размера высоты перегородки не менее 5,8 мм. При значительных износах корпуса, шестерен, запрессованной в корпус насоса оси и других деталей следует заменить изношенную деталь или масляный насос 406.1011010-03 в сборе.
Размеры и зазоры сопрягаемых деталей масляного насоса 406.1011010-03, редукционного клапана и привода масляного насоса системы смазки двигателя ЗМЗ-40524 автомобилей Газель и Соболь.
Как самостоятельно произвести замену в моторах ЗМЗ 405, 406, 409
Инструменты:
- шлицевая отвёртка;
- ключи на 17 и на 22;
- автомобильный герметик;
- сухая тряпка;
- маркер.
Порядок замены:
- Отсоединяем от АКБ провод массы.
- Шлицевой отвёрткой откручиваем винт, прижимающий наконечник провода питания датчика давления. Отсоединяем провод.
- Если вы решили заменить оба датчика, этим же инструментом откручиваем крепление провода питания аварийного датчика.
- Чтобы не перепутать провода, помечаем их маркером.
- Ключом на 17 откручиваем датчик давления масла. Убираем его в сторону.
- Ключом на 22 откручиваем датчик аварийного давления масла.
- Аккуратно протираем посадочные места датчиков, удаляем остатки старого герметика.
- Штуцеры датчиков смазываем тонким слоем автомобильного герметика. Даём ему немного просохнуть (30 с).
- Вкручиваем новые датчики, используя ключи на 17 и 22.
- Подсоединяем провода питания.
- Подключаем массу к аккумулятору.
- Проверяем работу датчиков.
Видео: замена датчика давления масла на автомобиле «Газель»
Решитесь ли вы на самостоятельную диагностику и замену датчиков, или прибегнете к помощи специалистов — неважно. Главное — быть уверенным в том, что система смазки работает в штатном режиме и иметь тому подтверждение в виде нормальных показателей соответствующих приборов, нежели рассчитывать на то, что все обойдётся
Наиболее полно оценить состояние масляного насоса 406.1011010-03 двигателя ЗМЗ-40524 автомобилей Газель и Соболь, позволяет проверка его на специальном стенде.
При низком в системе двигателя ЗМЗ-40524, возможной причиной которого могла послужить неисправность масляного насоса, насос необходимо разобрать и проверить техническое состояние его деталей. При проверке редукционного клапана убедиться, что его плунжер перемещается в отверстии приемного патрубка свободно, без заеданий, а пружина находится в исправном состоянии.
Затем проверить наличие дефектов на рабочей поверхности плунжера и отверстия приемного патрубка насоса, которые могут привести к падению давления в системе смазки и заеданию плунжера. При необходимости мелкие дефекты поверхности отверстия приемного патрубка устранить шлифованием мелкозернистой шкуркой, не допуская увеличения диаметра. Износ отверстия приемного патрубка под плунжер свыше размера диаметром 13,1 мм и плунжера менее размера наружного диаметра 12,92 мм не допускается.
В дальнейшем проверить ослабление пружины. Длина пружины редукционного клапана в свободном состоянии должна быть 50 мм. Усилие сжатия пружины до длины 40 мм должно быть 45+-2,94 Н (4,6+-0,3 кгс). При меньшем усилии пружина подлежит бракованию.
Если на плоскости перегородки имеется значительная выработка от шестерен, необходимо прошлифовать ее до устранения следов выработки, но до размера высоты перегородки не менее 5,8 мм. При значительных износах корпуса, шестерен, запрессованной в корпус насоса оси и других деталей следует заменить изношенную деталь или масляный насос 406.1011010-03 в сборе.
Пропало давление масла в двигателе змз 406
Для начала разберем, почему может произойти понижение давления масла, ведь просто так исчезнуть оно не может. О пониженном давлении масла укажет индикатор на панели приборов. Индикатор может гореть все время или периодически.
Если столкнулись с такой проблемой необходимо выяснить причины и устранить их:
- в первую очередь осмотреть двигатель, на предмет видимых подтеков масла;
- вытащив щуп по меткам выяснить уровень автомасла в двигателе газели;
- если с этим все в порядке переходим к проверке датчика давления масла;
- необходимо открутить датчик, перед этим отключив от него провод;
- подключить манометр проверки давления масла;
- завести мотор, и сверить показания манометра с заводскими показаниями.
Если с показаниями все в норме, а датчик имеет явные подтеки, то скорей всего требуется его замена.
Еще низкое давление возможно из-за жидкого масло для двигателя змз 406. Если это подтвердилось, то необходимо подобрать более густое автомасло, соответствующее допускам двигателя. Дело в том, что масла с недостаточной вязкостью не способны создавать необходимого давления. Особо это касается двигателей с определенной выработкой узлов. В основном это становиться явно на горячем движке. Если движок остывший причина может не проявляться. Индикатор на панели при этом не будет загораться.
Самое последняя и дорогостоящая причина: это износ коленвала и его коренных вкладышей, выработка в районе распредвала, залегание и износ поршневых колец, засорение инжектор. В этом случае потребуется полный ремонт двигателя, измерив при этом все изношенные узлы, и ремонта или замены изношенных агрегатов.
Свойства и обстоятельства эксплуатации
Масляный насос приводится в действие вращающим фактором, прибывающим от распределительного вала через зубчатую передачу либо шкив. Имеются кроме того самостоятельные схемы привода насоса, использующие двигатель, тем не менее они не приобрели обширного распространения.
Конструктивно насос показан воздухонепроницаемым металлическим корпусом, в котором находится одна пара либо 2 пары шестерен. В двойке шестерен один из зубчатых колес представляется основным, то есть соединено шпонкой с валом привода, а 2-ое крутится беспрепятственно. При конструировании и производстве масляных насосов главным условием, предъявляемым к установке, представляется наименьший промежуток между зубцами взаимодействующих шестерен, а кроме того между зубцами любой шестерни и корпусом. Данное следует для обеспеченья наибольшего КПД устройства.
Транспортировка смазочного вещества исполняется во впадинах, образующихся между зубьями взаимодействующих шестерен при их вращении. Подобным образом, шестерни «выдавливают» масло в главный путь постоянным потоком, создавая требуемое влияние, регулировка которого возложена на редукционный клапан.
О двигателях ЗМЗ
Прежде чем говорить о давлении масла, стоит познакомить читателя с самим двигателем. Двигатели ЗМЗ выпускаются Заволжским моторным заводом. У них 4 цилиндра и 16 клапанов.
Двигатели ЗМЗ выпускаются Заволжским моторным заводом
Устанавливаются эти моторы на автомобили «Волга», «УАЗ», «ГАЗель», «Соболь». Семейство включает в себя моторы ЗМЗ-402, 405, 406, 409, 515 и ряд их специальных модификаций. У двигателей ЗМЗ есть свои плюсы:
- хорошая ремонтопригодность;
- простота устройства;
- невысокая требовательность к качеству горючего.
- привод ГРМ является очень громоздким;
- надёжность натяжителя цепи в приводе ГРМ оставляет желать лучшего;
- поршневые кольца имеют архаичную конструкцию. В результате наблюдаются большие потери смазки и провалы мощности;
- общее качество литья и термической обработки отдельных деталей двигателя с каждым годом становится всё хуже.
Норма давления масла в двигателях ЗМЗ
Давление в смазочной системе измеряется только на хорошо прогретом двигателе, работающем на холостом ходу. Скорость вращения коленвала в момент измерения не должна превышать 900 оборотов в минуту. Вот какие нормы масляного давления считаются идеальными:
- для моторов ЗМЗ 406 и 409 идеальным считается давление в 1 кгс/см²;
- для моторов ЗМЗ 402, 405 и 515 идеальное давление составляет 0.8 кгс/см².
Здесь же следует отметить, что наивысшее давление в смазочной системе двигателя ЗМЗ теоретически может достигать 6.2 кгс/см², однако на практике этого почти никогда не происходит. Как только давление масла достигнет отметки в 5 кгс/см², в моторе открывается редукционный клапан и избыток масла уходит обратно к масляному насосу. Так что достичь критической отметки масло может только в одном случае: если редукционный клапан заклинило в закрытом положении, а такое случается крайне редко.
Особенности конструкции
Официально двигатель ЗМЗ 406 стал третьим после 24Д и 402 в линейке силовых приводов Заволжского завода. Получил микропроцессорное зажигание, схему газораспределения DOCH с двухступенчатым цепным приводом.
Разработчиками по-прежнему использована рядная схема двигателя с 4 цилиндрами, но распредвалов стало два, они расположены сверху, внутри ГБЦ. Степень сжатия ДВС увеличена проектировщиками завода до 9,3 в базовой версии 4062.10 за счет центрального расположения свечи внутри камеры сгорания.
Натяжители цепи автоматические, двойного действия – предварительный натяг пружиной, во время работы гидравликой. Степень очистки масла увеличена путем установки полнопоточного одноразового фильтра. Для навесного оборудования предусмотрен отдельный клиноременный привод. Прошивка ЭБУ соответствует версиям СОАТЭ, ИТЭЛМА VS5.6, МИКАС 5.4 или 7.1
Пропало давление масла в двигателе змз 406
Для начала разберем, почему может произойти понижение давления масла, ведь просто так исчезнуть оно не может. О пониженном давлении масла укажет индикатор на панели приборов. Индикатор может гореть все время или периодически.
Если столкнулись с такой проблемой необходимо выяснить причины и устранить их:
- в первую очередь осмотреть двигатель, на предмет видимых подтеков масла;
- вытащив щуп по меткам выяснить уровень автомасла в двигателе газели;
- если с этим все в порядке переходим к проверке датчика давления масла;
- необходимо открутить датчик, перед этим отключив от него провод;
- подключить манометр проверки давления масла;
- завести мотор, и сверить показания манометра с заводскими показаниями.
Если с показаниями все в норме, а датчик имеет явные подтеки, то скорей всего требуется его замена.
Еще низкое давление возможно из-за жидкого масло для двигателя змз 406. Если это подтвердилось, то необходимо подобрать более густое автомасло, соответствующее допускам двигателя. Дело в том, что масла с недостаточной вязкостью не способны создавать необходимого давления. Особо это касается двигателей с определенной выработкой узлов. В основном это становиться явно на горячем движке. Если движок остывший причина может не проявляться. Индикатор на панели при этом не будет загораться.
Самое последняя и дорогостоящая причина: это износ коленвала и его коренных вкладышей, выработка в районе распредвала, залегание и износ поршневых колец, засорение инжектор. В этом случае потребуется полный ремонт двигателя, измерив при этом все изношенные узлы, и ремонта или замены изношенных агрегатов.
Советы как поднять давление масла в двигателе змз 406
Покупка и установка масляного насоса от змз 514, который устанавливается на Uaz Patriot (артикул 514 .1011010) вместо штатного насоса этих двигателей. Новый насос обладает улучшенными характеристиками, и его установка приводит к повышению давления масла и минимальный переделок в двигателях змз 406 и змз 405. В самой установке насоса нет никаких сложностей, так как он встает на заводское место с установкой родной прокладки насоса.
Еще один вариант это доработка ГБЦ двигателя змз. Больший провал давления автомасла происходит именно в головке блока цилиндров, точнее шейки распредвалов. Повысить его возможно уменьшением размера в отверстии подводящего канала к головке блока.
Изначально размер этого канала 9 мм. Диаметр нужно довести до 8 мм. При этом на ГБЦ будет проходить меньшее количества масла, но оптимально для работы. Уменьшив размер отверстия повысим давление коленвала двигателя. Достигается это следующим методом:
- в заводском канале нарезается резьба М10;
- берется болт М10, подходящий по резьбе, как в отверстии;
- дрелью сверлится отверстие 8 мм в болте М10;
- вворачивается новый болт с уменьшенным диаметром в канал, сажая при этом на резьбовой герметик, лишнее от болта стачивается;
- остаток болта зашлифовывается вровень с блоком, острая кромка болта м10 скругляется;
Третий способ это проточить на поверхности вкладышей коленвала дополнительного канала для прохождения автомасла и уменьшение зазора путем установки жиклера в отверстие головки шатуна с 4 миллиметров до 1.6 миллиметров. Минусом заводской конструкции являться, что за один оборот коленвала в отверстие канала подачи автомасла к поршневому пальцу для охлаждения нижней части поршня двигателя при совпадении отверстий шейки и на вкладыши получается подать только два импульса масла. При этом постоянной смазки поршня и пальца не получаются. Вышеуказанным способом решаем заводскую проблему, и давление подается стабильно, поршня охлаждаются постоянно. Минусом данного метода, что моторное масло нагревается от днища поршня выше нормы и давление снова уменьшается, но уже не так значительно. Решается данная проблема установкой теплообменника для масла, то есть выносного масляного кулера. У владельцев газелей встанет так же вопрос как поднять давление масла в двигателе змз 405, методы для обоих моторов одинаковы.
Как самостоятельно произвести замену в моторах ЗМЗ 405, 406, 409
- шлицевая отвёртка;
- ключи на 17 и на 22;
- автомобильный герметик;
- сухая тряпка;
- маркер.
- Отсоединяем от АКБ провод массы.
- Шлицевой отвёрткой откручиваем винт, прижимающий наконечник провода питания датчика давления. Отсоединяем провод.
- Если вы решили заменить оба датчика, этим же инструментом откручиваем крепление провода питания аварийного датчика.
- Чтобы не перепутать провода, помечаем их маркером.
- Ключом на 17 откручиваем датчик давления масла. Убираем его в сторону.
- Ключом на 22 откручиваем датчик аварийного давления масла.
- Аккуратно протираем посадочные места датчиков, удаляем остатки старого герметика.
- Штуцеры датчиков смазываем тонким слоем автомобильного герметика. Даём ему немного просохнуть (30 с).
- Вкручиваем новые датчики, используя ключи на 17 и 22.
- Подсоединяем провода питания.
- Подключаем массу к аккумулятору.
- Проверяем работу датчиков.
Видео: замена датчика давления масла на автомобиле «Газель»
Решитесь ли вы на самостоятельную диагностику и замену датчиков, или прибегнете к помощи специалистов — неважно. Главное — быть уверенным в том, что система смазки работает в штатном режиме и иметь тому подтверждение в виде нормальных показателей соответствующих приборов, нежели рассчитывать на то, что все обойдётся
Наиболее полно оценить состояние масляного насоса 406.1011010-03 двигателя ЗМЗ-40524 автомобилей Газель и Соболь, позволяет проверка его на специальном стенде.
При низком в системе двигателя ЗМЗ-40524, возможной причиной которого могла послужить неисправность масляного насоса, насос необходимо разобрать и проверить техническое состояние его деталей. При проверке редукционного клапана убедиться, что его плунжер перемещается в отверстии приемного патрубка свободно, без заеданий, а пружина находится в исправном состоянии.
Затем проверить наличие дефектов на рабочей поверхности плунжера и отверстия приемного патрубка насоса, которые могут привести к падению давления в системе смазки и заеданию плунжера. При необходимости мелкие дефекты поверхности отверстия приемного патрубка устранить шлифованием мелкозернистой шкуркой, не допуская увеличения диаметра. Износ отверстия приемного патрубка под плунжер свыше размера диаметром 13,1 мм и плунжера менее размера наружного диаметра 12,92 мм не допускается.
В дальнейшем проверить ослабление пружины. Длина пружины редукционного клапана в свободном состоянии должна быть 50 мм. Усилие сжатия пружины до длины 40 мм должно быть 45+-2,94 Н (4,6+-0,3 кгс). При меньшем усилии пружина подлежит бракованию.
Если на плоскости перегородки имеется значительная выработка от шестерен, необходимо прошлифовать ее до устранения следов выработки, но до размера высоты перегородки не менее 5,8 мм. При значительных износах корпуса, шестерен, запрессованной в корпус насоса оси и других деталей следует заменить изношенную деталь или масляный насос 406.1011010-03 в сборе.
Советы как поднять давление масла в двигателе змз 406
Покупка и установка масляного насоса от змз 514, который устанавливается на Uaz Patriot (артикул 514 .1011010) вместо штатного насоса этих двигателей. Новый насос обладает улучшенными характеристиками, и его установка приводит к повышению давления масла и минимальный переделок в двигателях змз 406 и змз 405. В самой установке насоса нет никаких сложностей, так как он встает на заводское место с установкой родной прокладки насоса.
Еще один вариант это доработка ГБЦ двигателя змз. Больший провал давления автомасла происходит именно в головке блока цилиндров, точнее шейки распредвалов. Повысить его возможно уменьшением размера в отверстии подводящего канала к головке блока.
Изначально размер этого канала 9 мм. Диаметр нужно довести до 8 мм. При этом на ГБЦ будет проходить меньшее количества масла, но оптимально для работы. Уменьшив размер отверстия повысим давление коленвала двигателя. Достигается это следующим методом:
- в заводском канале нарезается резьба М10;
- берется болт М10, подходящий по резьбе, как в отверстии;
- дрелью сверлится отверстие 8 мм в болте М10;
- вворачивается новый болт с уменьшенным диаметром в канал, сажая при этом на резьбовой герметик, лишнее от болта стачивается;
- остаток болта зашлифовывается вровень с блоком, острая кромка болта м10 скругляется;
Третий способ это проточить на поверхности вкладышей коленвала дополнительного канала для прохождения автомасла и уменьшение зазора путем установки жиклера в отверстие головки шатуна с 4 миллиметров до 1.6 миллиметров. Минусом заводской конструкции являться, что за один оборот коленвала в отверстие канала подачи автомасла к поршневому пальцу для охлаждения нижней части поршня двигателя при совпадении отверстий шейки и на вкладыши получается подать только два импульса масла. При этом постоянной смазки поршня и пальца не получаются. Вышеуказанным способом решаем заводскую проблему, и давление подается стабильно, поршня охлаждаются постоянно. Минусом данного метода, что моторное масло нагревается от днища поршня выше нормы и давление снова уменьшается, но уже не так значительно. Решается данная проблема установкой теплообменника для масла, то есть выносного масляного кулера. У владельцев газелей встанет так же вопрос как поднять давление масла в двигателе змз 405, методы для обоих моторов одинаковы.
Пропало давление масла в двигателе змз 406
Для начала разберем, почему может произойти понижение давления масла, ведь просто так исчезнуть оно не может. О пониженном давлении масла укажет индикатор на панели приборов. Индикатор может гореть все время или периодически.
Если столкнулись с такой проблемой необходимо выяснить причины и устранить их:
- в первую очередь осмотреть двигатель, на предмет видимых подтеков масла;
- вытащив щуп по меткам выяснить уровень автомасла в двигателе газели;
- если с этим все в порядке переходим к проверке датчика давления масла;
- необходимо открутить датчик, перед этим отключив от него провод;
- подключить манометр проверки давления масла;
- завести мотор, и сверить показания манометра с заводскими показаниями.
Если с показаниями все в норме, а датчик имеет явные подтеки, то скорей всего требуется его замена.
Еще низкое давление возможно из-за жидкого масло для двигателя змз 406. Если это подтвердилось, то необходимо подобрать более густое автомасло, соответствующее допускам двигателя. Дело в том, что масла с недостаточной вязкостью не способны создавать необходимого давления. Особо это касается двигателей с определенной выработкой узлов. В основном это становиться явно на горячем движке. Если движок остывший причина может не проявляться. Индикатор на панели при этом не будет загораться.
Самое последняя и дорогостоящая причина: это износ коленвала и его коренных вкладышей, выработка в районе распредвала, залегание и износ поршневых колец, засорение инжектор. В этом случае потребуется полный ремонт двигателя, измерив при этом все изношенные узлы, и ремонта или замены изношенных агрегатов.
Давление масла) — Сообщество «ГАЗ Волга» на DRIVE2
Я уже наверно надоел всем этой темой, но извините сегодня было сделано следующие:Проблемы с давлением масла на ЗМЗ 406 уже надоели, и захотелось проверить давление механическим манометром, Но это походу дефицит в наше время, объездив все магазины в городе не нашёл не чего(только одни компресометры), заехав в последний магазин(для грузовых машин) мне удалось найти один манометр стоимостью 480 рублей + шланг 500 рублей, манометр купил а вот на шланг 500 рублей жалко), Купил трубку тормозную 15рублей, шланг и штуцер был(штуцер из покрасочного пистолета) + 2 хомута тоже были)
Собрал все это дело и пошел проверять померил на ЗМЗ 406 давление на холодную 2, на горячую(70-80 градусов) упало на 0.Проверил на 402 На холодную 4, на горячую 3-3,5 , чуть газу даешь подскакивает до 6)
НА 406 давление не к чёрту полез снял поддон (уже 3 раз) открутил коренные бугеля( задиров и насечек не выявлено), открутил пробки тоже все в норме, затянул всё и пригляделся к паддону а на нём 2 трещины(в понедельник заварят), Пока всё стоит без поддона если не будет опять давления(в чём я уверен на 70%) буду менять втулки пром- вала.
как собран прибор туту www.drive2.ru/cars/gaz/31…az2401/2/journal/1824258/
Как менять эти втулки пром вала? То что разбирать надо это не проблема, а вот с втулками наверно проблема я в ступоре что делать что бы их заменить?
www.drive2.ru
Технические характеристики и описание
Конструктивно простой и лёгкий в обслуживании 406 мотор являлся прекрасным силовым агрегатом. Увеличенная мощность и уменьшенное потребление горючего позволило силовому агрегату гармонично влиться в автомобили. Кроме транспортных средств Горьковского автозавода, монтировался движок 406 на УАЗ.
Первое поколение 406 двигателя имело карбюраторную систему впрыска, но с массовым приходом инжектора было принято решение усовершенствовать движок и адаптировать под распределительный впрыск.
Итак, рассмотрим, какие же имеет двигатель 406 технические характеристики:
Наименование | Характеристика |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Карбюратор, позже инжектор |
Объем | 2,3 литра (2280 см. куб) |
Мощность | 145 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Расход | 11 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Вес мотора | 185 кг (у некоторых модификаций 187 кг) |
Также, Заволжье выпускало форсированный двигатель — ЗМЗ 40620D. На многих транспортных средствах буква D означает, что силовой агрегат относиться к разряду дизелей, но в случае с нашими заводами ситуация другая — это обозначение мощности.
Рассмотрим, технические характеристики, которые имеет двигатель ЗМЗ 40620D:
Описание | Параметр |
Тип | Рядный |
Топливо | Бензин |
Система впрыска | Инжектор |
Объем | 2,3 литра (2280 см. куб) |
Мощность | 145 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Расход | 11 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Все автомобили комплектовались уже 5-ти ступенчатой механической коробкой передач. Устройство двигателя ЗМЗ 406 простое. В отличие от предшественника 402-го, на этом силовом агрегате устанавливалось два распределительных вала и 16 клапанов. Система зажигания, также была адаптирована. Ресурс мотора возрос до 250 000 км пробега, вместо 150 000 км.
О двигателях ЗМЗ
Прежде чем говорить о давлении масла, стоит познакомить читателя с самим двигателем. Двигатели ЗМЗ выпускаются Заволжским моторным заводом. У них 4 цилиндра и 16 клапанов.
Двигатели ЗМЗ выпускаются Заволжским моторным заводом
Устанавливаются эти моторы на автомобили «Волга», «УАЗ», «ГАЗель», «Соболь». Семейство включает в себя моторы ЗМЗ-402, 405, 406, 409, 515 и ряд их специальных модификаций. У двигателей ЗМЗ есть свои плюсы:
- хорошая ремонтопригодность;
- простота устройства;
- невысокая требовательность к качеству горючего.
Но есть и минусы:
- привод ГРМ является очень громоздким;
- надёжность натяжителя цепи в приводе ГРМ оставляет желать лучшего;
- поршневые кольца имеют архаичную конструкцию. В результате наблюдаются большие потери смазки и провалы мощности;
- общее качество литья и термической обработки отдельных деталей двигателя с каждым годом становится всё хуже.
Норма давления масла в двигателях ЗМЗ
Давление в смазочной системе измеряется только на хорошо прогретом двигателе, работающем на холостом ходу. Скорость вращения коленвала в момент измерения не должна превышать 900 оборотов в минуту. Вот какие нормы масляного давления считаются идеальными:
- для моторов ЗМЗ 406 и 409 идеальным считается давление в 1 кгс/см²;
- для моторов ЗМЗ 402, 405 и 515 идеальное давление составляет 0.8 кгс/см².
Здесь же следует отметить, что наивысшее давление в смазочной системе двигателя ЗМЗ теоретически может достигать 6.2 кгс/см², однако на практике этого почти никогда не происходит. Как только давление масла достигнет отметки в 5 кгс/см², в моторе открывается редукционный клапан и избыток масла уходит обратно к масляному насосу. Так что достичь критической отметки масло может только в одном случае: если редукционный клапан заклинило в закрытом положении, а такое случается крайне редко.
Промежуточный вал двигателя ЗМЗ-406
Промежуточный вал служит для привода масляного насоса.
Кроме того, через него осуществляется привод распределительных валов.
Промежуточный вал вращается в двух подшипниках скольжения, представляющих собой втулки.
Снять верхнюю и нижнюю цепи привода распределительных валов (Как заменить цепи и шестерни газораспределения ЗМЗ-405, ЗМЗ-406).
Нижнюю цепь можно не снимать с зубчатого колеса коленчатого вала.
Отвернуть болты 1 и снять фланец 2 промежуточного вала.
3. Отвернуть четыре болта крепления крышки 1 и снять крышку с прокладкой. Вынуть вверх привод 2 масляного насоса с ведомой шестерней.
Путь масла от насоса к клапанному узлу ГРМ
Масляный насос шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя шпильками. Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава, крышка насоса из чугуна, шестерни насоса из металлокерамики. Ведущая шестерня закреплена на валу штифтом, ведомая вращается свободно на оси, запрессованной в корпус насоса.
Уплотняющая картонная прокладка толщиной 0.3 мм обеспечивает необходимый зазор между торцами шестерен и крышкой. К крышке крепится литой из алюминиевого сплава маслоприемник с сеткой. В корпусе насоса помещается редукционный клапан. Масло из насоса по каналам в блоке цилиндров и наружной трубке с левой стороны блока подводится к масляному фильтру.
Из масляного фильтра по каналам в блоке масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала, от коренных подшипников коленчатого вала по каналам в коленчатом валу масло подается к шатунным подшипникам, а от подшипников распределительного вала по каналам в головку цилиндров для смазки коромысел клапанов и верхних наконечников штанг.
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса и отрегулирован на заводе установкой тарировочной пружины. Менять регулировку в эксплуатации не следует. Давление масла определяется указателем, датчик которого ввернут в масляную магистраль блока цилиндров.
Кроме того, система снабжена указателем аварийного давления масла, датчик которого ввернут в нижнюю часть корпуса масляного фильтра. Сигнализатор аварийного давления масла загорается при давлении 0.4…0.8 кгс/см 2 .
Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня — стальная, залитая в тело распределительного вала, ведомая — стальная, нитроцементированная, закреплена штифтом на валу, вращающемся в чугунном корпусе. На верхний конец вала надета и закреплена штифтом втулка, имеющая прорезь, смещенную на 1.5 мм в сторону для привода датчика распределителя зажигания. К нижнему концу вала шарнирно присоединен промежуточный шестигранный вал, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие вала масляного насоса.
Вал в корпусе привода смазывается маслом, которое разбрызгивается движущимися деталями двигателя. Разбрызгиваемое масло, стекая по стенкам блока, попадает в прорезь — ловушку на нижнем конце хвостовика корпуса и через отверстие поступает на поверхность вала.
Отверстие под вал в корпусе имеет винтовую канавку, благодаря которой масло при вращении вала равномерно распределяется по всей его длине. Излишки масла из верхней полости корпуса привода по каналу в корпусе стекают обратно в картер. Шестерни привода смазываются струей масла, вытекающей из отверстия диаметром 2 мм в блоке цилиндров и соединенного с четвертой опорой распределительного вала, имеющей кольцевую канавку.
Фильтр очистки масла — полнопоточный, с картонным сменным элементом, расположен с левой стороны двигателя. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему. Фильтр состоит из корпуса, крышки, центрального стержня и фильтрующего элемента.
В верхней части центрального стержня расположен перепускной клапан, который при засорении фильтрующего элемента пропускает масло, минуя его, в масляную магистраль. Сопротивление чистого фильтрующего элемента 0.1…0.2 кгс/см2, перепускной клапан начинает перепускать масло при увеличении сопротивления в результате засорения фильтра до 0.6…0.7 кгс/см 2 .
Масляный радиатор служит для дополнительного охлаждения масла при эксплуатации автомобиля летом, а также при длительном движении на скоростях выше 100-110 км/ч. Масляный радиатор соединен с масляной магистралью двигателя при помощи резинового шланга через запорный кран и предохранительный клапан, которые установлены с левой стороны двигателя.
Положение ручки крана вдоль шланга соответствует открытому положению крана, поперек — закрытому.
Предохранительный клапан открывает проход масла в радиатор при давлении выше 0.7…0.9 кгс/см 2 . Масло из радиатора сливается по шлангу через крышку распределительных шестерен (с правой стороны двигателя) в картер.
Вентиляция картера двигателя закрытая, принудительная, действующая в результате разрежения во впускном трубопроводе и в воздушном фильтре. При работе двигателя на холостом ходу и на частичных нагрузках газы из картера отсасываются во впускную трубу, на полных нагрузках — в воздушный фильтр и впускную трубу.