Муфты. виды, устройство муфт в механизмах машин

Конус-замковая полумуфта — общие характеристики и стандарты

Что же это такое – конус-замковая полумуфта, именуемая в народе «коническая втулка» или «коническая муфта»? Как установить такую «коническую втулку» на механический вал, чтобы тем самым создать надёжное сцепление с полумуфтой, цепной звёздочкой или шкивом?

Рассмотрим уникальный зарубежный продукт «Taper-Lock Bushing» с целью более плотного знакомства для применения в деле.

Для механического продукта, коим является конус-замковая полумуфта (цепная звёздочка или шкив), явными преимущественными критериями выступают:

  • высокая степень стандартизации,
  • высокая точность исполнения,
  • компактная структура,
  • простота установки и съёма.

Сборка механическая: 8-ми градусная конус-замковая втулка с полумуфтой (шкивом, звездочкой или другими сборочными трансмиссиями), представляет конусное компрессионное соединение. Сборка обеспечивает точность центрирования практически для всех видов трансмиссионных деталей.

Размерность конусной втулки представлена серией стандартного дизайна. Внутренний паз изготовлен (обработан) в полном соответствии стандарту ISO для посадки на вал. Конус-замковая полумуфта для валов (Taper-Lock Bushing), удачно подходит в самых разных случаях применения.

Такой выглядит сборка конус-замковой полумуфты, которая используется под крепление крыльчатки вентилятора приточных или вытяжных вентиляционных систем. Шестью болтами, расположенными на периферийной окружности, крепится непосредственно рабочее колесо (крыльчатка)

Основные характеристики конус-замковой полумуфты следующие:

  • материал: высококачественный чугун GG25 и сталь С45;
  • обработка поверхности фосфатированием или обычная;
  • легко устанавливается, легко подлежит демонтажу;
  • обработка с учётом допусков высокой точности;
  • обширный ассортимент метрической размерности;
  • компактная лёгкая и удобная сборка;
  • доступные типоразмеры: 1008, 1108, 1210, 1610, 1615, 2012, 2517, 3020, 3030, 3535, 4030, 4040, 5050, 6050, 7060, 8065, 10085, 120100.

Как установить и снять конус-замковую полумуфту?

Установка подразумевает сборку системы сочленением полумуфты с конусной разрезной втулкой, зажимаемой входящими в комплект двумя винтами. Головки стяжных (замковых) винтов, как правило, сделаны под шестигранный торцевой ключ.

Правильно выполненная сборка имеет решающее значение для качественной работы привода в целом. Неправильная установка может стать причиной появления дефектов и нарушений работы привода.

Помимо указанной на картинке ниже полумуфты, компонентом сборки могут выступать цепные звёздочки или шкивы ремённых передач, а также иные аксессуары. Любой из отмеченных компонентов насаживается на коническую втулку, которая, в свою очередь, насаживается на механический вал, оснащённый классической шпонкой.

Пример насадки сборки конус-замковой полумуфты на механический вал электродвигателя до выравнивания по граням и стяжки винтами. Здесь насадка показана в качестве демонстрации (диаметр вала не соответствует диаметру конусной втулки). На практике нужен точный подбор внутреннего отверстия конусной втулки по диаметру вала

Благодаря конструктивному исполнению конической втулки с разрезом вдоль оси, насадка на вал осуществляется легко, без применения механического инструмента. В крайнем случае, для облегчения насадки можно несколько расширить коническую втулку, поместив в разрез лезвие плоской отвёртки.

Втулки конические с разрезом доступны под различные диаметры посадочных отверстий полумуфт, звёздочек, шкивов и т.п. Таким образом, применение конус-замковой полумуфты охватывает широкий диапазон размеров механических валов, используемых в промышленности.

Классификация муфт

Выделяют много различных подобных изделий, при помощи которых проводится передача вращения. Классификация по предназначению выглядит следующим образом:

  1. Постоянные или соединительные.
  2. Сцепные и управляемые.

Приводные модели устанавливаются в самых различных конструкциях. Ни требуются для непосредственной передачи усилия.

Изделия соединительные для валов применяются для постоянной передачи вращения. Делятся они на несколько основных групп:

  1. Жесткие.
  2. Глухие.
  3. Соединительные.
  4. Подвижные или гибкие.

Самым простым вариантом исполнения можно назвать глухие муфты. При изготовлении втулок и других элементов могут применяться самые различные материалы, большая часть которых характеризуется высокой степенью защиты от воздействия окружающей среды.

Довольно большое распространение получили конусные переходные муфты, так как они просты в изготовлении и могут прослужить в течение длительного периода. Могут устанавливаться и шлицевые варианты исполнения, которые могут передавать большое усилие в случае эксплуатации.

Классификация гибких вариантов исполнения также проводится по большому количеству различных признаков. Большое распространение получили следующие:

  1. Расширительные. Они характеризуются тем, что могут компенсировать осевое смещение деталей относительно друг друга.
  2. Крестовые. Подобные механизмы устанавливаются в случае, когда есть вероятность радиального смещения.
  3. Мембранные и поводковые, которые рассчитаны на радиальное и осевое смещение. Поводковые имеют специальный элемент, который обеспечивает фиксацию положения обоих элементов.

Выбор наиболее подходящего соединительного элемента проводится по диаметральным размерам. Полумуфты компенсируют смещение оси, однако для повышения показателя КПД проводится добавление масла. В большинстве случаев при изготовлении применяется сталь, которая характеризуется повышенной устойчивостью к износу. При необходимости защиты механизма от воздействия электричества применяются специальные материалы, обладающие определенными свойствами.

В некоторых случаях применяется поводковый вариант исполнения, который также характеризуется определенными достоинствами и недостатками.

Самодельная соединительная муфта

Для существенного снижения затрат рассматривается возможность использования самодельной конструкции. Среди особенностей выделим следующие моменты:

  1. Для создания самодельной конструкции требуется звездочка, которая может быть снята с коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
  2. Передача вращения осуществляется при помощи цепи. За счет применения стали при изготовлении этого изделия существенно повышается прочность.
  3. Подключение осуществляется за счет двух полумуфт. При этом звездочка должна распиливаться пополам. На каждую полумуфту будет навариваться обрезанная часть звездочки.
  4. Крепление полумуфты осуществляется при помощи болтов. Однако, подобный способ соединения не рекомендуется в случае, если оказываемая нагрузка существенная. Фиксация разъемных элементов обеспечвается за счет шпонки при передаче большого усилия.

Приведенная выше информация указывает на то, что подобное изделие может быть изготовлена при применении подручных материалов. При этом полученное устройство устанавливается для передачи высокого крутящего момента.

Устройство ТНВД ЯМЗ 238

На данном рисунке вы можете рассмотреть внимательно схему ТНВД ЯМЗ 238.

  1. Корпус ТН;
  2. Клапан;
  3. Болт (используется для ограничения максим. вращения);
  4. Регулятор и муфта;
  5. Болт (используется для ограничения миним. вращения);
  6. Скоба, а также рычаг;
  7. Насос для подкачивания топлива;
  8. Болт (используется для регулирования пусковой подачи);
  9. Корректор подачи горючего по наддуву.

Устройство ТНВД ЯМЗ 238 включает в себя специальные секции (их число приравнивается к количеству цилиндров).

Устройство плунжерной пары смоделирована так, что дозировка горючего проводится корректировкой моментов подачи.

Поэтому основная конструкция ТНВД ЯМЗ включает:

  • Плунжер и втулку. Именно данные элементы соединяются в плунжерную пару. Не забывайте, что зазор между деталями должны быть минимальными.
  • Как только поршень перемещается внутри цилиндра возникает быстрое нагнетание горючего.

Схема ТНВД ЯМЗ 238 не может функционировать без втулки и, конечно же, плунжера.

Если запчасти выйдут из строя, топливный насос высокого давления мотора сломается.

Поэтому для эффективной работы необходимо следить за минимальным расстоянием между элементами, проводить регулировку ТНВД ЯМЗ 238.

Неисправности топливного насоса также могут быть связаны со скоплением загрязнений, заклинивании детали.

В этом случае советуем осмотреть устройство ТНВД ЯМЗ и при необходимости провести его очистку.

Если нужно выполните подгонку втулки и плунжера.

Более подробно о том, как делать ремонт ТНВД ЯМЗ, регулировку агрегата, читайте в следующих статьях нашего блога.

Не забывайте, что ТНВД ЯМЗ вы всегда сможете купить в нашем каталоге.

Монтаж фрикцонных муфт на тихоходный вал выходного редуктора

Часто установка изделия проводится на редуктор для его соединения с электрическим двигателем. Это можно связать с тем, что редуктор может заклинивать, это приводит к перегреву двигателя. Фрикционная муфта исключает вероятность возникновения подобной проблемы. Среди особенностей монтажа отметим:

  1. Нельзя прикладывать ударную нагрузку, так как она может повредить само изделие.
  2. Для упрощения захода обоймы может применяться смазка.
  3. Нарушение правил монтажа может стать причиной повреждения основной части.

Самостоятельный монтаж должен проводиться исключительно с учетом рекомендаций, так как даже несущественный дефект становится причиной уменьшения эксплуатационного срока.

В продаже встречается просто огромное количество различных деталей, за счет чего не возникает существенных проблем при выборе. Основными критериями можно назвать тип применяемого материала при изготовлении, а также диаметральный размер

При выборе уделяется внимание тому, каким образом может проходить смещение соединяемых элементов

Пошаговый инструктаж установки конус-замковой полумуфты

Рассмотрим пошаговый процесс инсталляции сборки, а также процедуру съёма. Следует отметить, обе процедуры занимают по времени реально считанные минуты. Процесс попросту несравним с той процедурой, что применялась ранее посредством жёстких манипуляций с применением инструмента и нагрева.

Шаг #1: Подготовка инсталляционных поверхностей

Это стандартный шаг, направленный на очистку функциональных поверхностей от возможных загрязнений. Очистке подлежат поверхности посадочной области полумуфты, внутреннего отверстия конусной втулки, всех половин отверстий под стяжные винты.

Инструкция категорически запрещает пользоваться различными смазочными маслами для чистки конусной втулки и других деталей сборки.

Шаг #2: Сборка отдельных компонентов воедино

Надеть на механический вал ступицу (полумуфту) с тем расчётом, чтобы половинки отверстий под винты «смотрели» от привода. Насадить на вал по шпонке коническую втулку, также половинками отверстий вперёд, выставить коническую втулку по месту крепления.

Продвинуть ступицу (полумуфту, звездочку, шкив и т.п.) вперёд с посадкой на конической втулке, совместить торцевые грани обеих деталей и половинки монтажных отверстий (как на картинке ниже). Следует отметить — все отверстия сборки только наполовину резьбовые.

Конфигурация монтажных половин отверстий конусной втулки и ступицы в зависимости от типоразмера сборки: A — типоразмеры 1006 — 3030; B — типоразмеры 3535 — 6050; C — типоразмеры 7060 — 10085; D — типоразмер 120100; Отверстия синего цвета — установочные; Отверстия красного цвета — съёмные

Для установочных отверстий область резьбы находится со стороны ступицы, но не со стороны конусной втулки. Соответственно, отверстия под съём имеют резьбу со стороны втулки, но не со стороны ступицы.

Шаг #3: Винтовое замыкание конструкции (конус-замок)

Нанести на винты небольшое количество смазки, завернуть по резьбе внутрь монтажных отверстий с половинчатой резьбой, обозначенные цифрой (2) на картинке выше. Наносить смазку на конусную втулку, внутрь отверстий или посадочное место вала не рекомендуется.

Шаг #4: Стяжка деталей конус-замковой полумуфты

Вставить монтажные винты в отверстия и поочерёдно завернуть до упора шестигранным ключом. Ступичная часть и коническая втулка, при этом, плотно стягиваются в замковую систему. Затянуть винты, применяя усилие, равное примерно половине рекомендуемого момента затяжки.

Таблица: рекомендуемые значения момента затяжки монтажных винтов:

Типоразмер сборки Количество винтов замка Размер винтов, мм Момент затяжки, Нм
1008 2 6,35 * 12,7 6.2
1108 2 6,35 * 12,7 6.2
1210 2 9,52 * 15,87 19.8
1610 2 9,52 * 15,87 19.8
2012 2 11,11 * 22,22 31.6
2517 2 12,7 * 25,4 48.5
2 15,87 * 31,75 90.4
3525 3 12,7 * 38,1 112.9
4030 3 15,87 * 44,45 192.1
4535 3 19,05 * 50,8 276.9
5040 3 22,22 * 57,15 350.2
6050 3 31,75 * 88,9 883.6
7060 4 31,75 * 88,9 883.6
8065 4 31,75 * 88,9 883.6
10085 4
120100 6

Недопустимо пользоваться ключами под шестигранную головку, имеющими износ граней. Применение такого инструмента способствует созданию ослабленной сборки или повреждению монтажных винтов.

Шаг #5: Увеличение силы сопряжения сборки

Для увеличения силы сопряжения конической втулки с телом ступицы, допускается слегка обстучать поверхность этой детали с помощью латунной выколотки или пуансона (не применять стальной молоток!). После такой процедуры дополнительно подтянуть монтажные винты полным моментом затяжки.

Как соединить валы механизмов?

Для передачи осевого вращения применяются валы, на котором могут крепится различные шестерни и звездочки. Соединение проводится при применении различных методов, к примеру, используются муфты для соединения валов. К их особенностям относятся нижеприведенные моменты:

  1. Есть возможность выполнять демонтаж.
  2. Существенно упрощается сбор и производство конечного изделия.
  3. Многие типы изделий позволяют компенсировать различного рода смещения, которые могут возникать при работе устройства.
  4. Устройство может выдерживать существенную нагрузку.

Сегодня детали соединяются между собой при применении технологи сварки крайне редко. Это связано с тем, что вибрация и другое воздействие может стать причиной появления трещин и других дефектов.

Неправильная фиксация может привести к поломке устройства. Изделие выбирается в зависимости от эксплуатационных условий. К примеру, валы могут смещаться в самых различных направлениях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: