Принципы сварки инвертором
Инвертор – сварочный аппарат с высокой частотой преобразования тока (30–40 кГц вместо обычных сетевых 50 Гц). Это компактный, но мощный агрегат малых размеров и небольшого веса, работа с которым имеет ряд преимуществ:
- легкий вес аппарата облегчает работу с ним;
- сварка инвертором происходит быстро, металл нагревается до высокой температуры мгновенно;
- сварочный ток остается стабильным при перепадах напряжения, не создает излишних нагрузок для сети;
- устройство экономично – потребляет на 15–20 % меньше электроэнергии по сравнению с другими агрегатами;
- разбрызгивание расплавленного металла не интенсивное;
- основы сварки инвертором несложны, освоить процесс может каждый автолюбитель.
Недостатки прибора в том, что он недешев, и толщина соединяемых листов металла небольшая – до 3 мм. Профессионалы позиционируют устройство как лучший аппарат для сварки в бытовых условиях, но мастера предупреждают о его частых поломках.
Чтобы научиться правильно варить инвертором, потребуется розетка с напряжением в сети 220 В, металлическая заготовка, электроды, сам инвертор и неделя времени для освоения навыка. Диаметр электродов, достаточный для применения в бытовых условиях, составляет 2–5 мм, причем марка и диаметр электрода влияет на получение прочного сварного шва. Перед началом работы в инверторе выставляют силу тока – она зависит от толщины детали и электрода. Значение силы тока определяют по таблице, которую производители для облегчения задачи помещают на корпусе устройства.
Для работы со сварочным аппаратом обязательно применяются средства защиты – маска, перчатки, огнезащитный комбинезон.
Инверторная сварка своими руками облегчается встроенными в электронику инвертора высокотехнологичными функциями:
Hot start (в переводе «горячий старт») – моментальный поджиг дуги, он вызывают трудности у начинающего сварщика.
Ark force («сила дуги») увеличивает ток и препятствует залипанию электродов, которое возникает, если приближать электрод к свариваемой детали слишком быстро.
Anti-sticking («против прилипания»). Если электрод прилип, то функция отключает ток, перегрев аппарата предотвращается.
Сварочный процесс начинается с поджига дуги, затем электрод подносят к свариваемой детали и удерживают под углом на расстоянии, равном нескольким миллиметрам. Следующий шаг – заливают края соединяемых деталей расплавленным металлом. После остывания сварочного шва окалину отбивают молотком или убирают щеткой с металлическими зубьями. Начинающим мастерам лучше поучиться варить инвертором на пробной заготовке.
Для получения прочного сварного шва важно учитывать полярность при сварке инвертором. При сварке возникает положительный и отрицательный заряд, электроды также обладают полюсами
При прямой полярности (минусом электрода к дуге) зона расплавления узкая и глубокая, при обратной (плюсом электрода к дуге) – широкая и мелкая. Обратная полярность при сварке инвертором используется для исправления дефектов на участке небольшой толщины, где есть опасность прожечь металл, и для сварки нержавейки инвертором – в силу химических особенностей сплава она сложнее поддается обработке.
Нюансы проведения работ
Следующим этапом является подгонка кузовных элементов по размерам. Для этого придется делать замеры, лишнее отрезать, в некоторых случаях – подгибать края и т. д.
В общем, нужно сделать так, чтобы новый элемент как можно плотнее прилегал к кузову.
Нужно постараться так, чтобы максимальное количество мест сварки было внахлест. Сварку встык же стоит применять только для внешних элементов.
- Во-первых, при сварке внахлест не требуется очень точная подгонка элементов.
- Во-вторых, для ряда кузовных элементов не допускается использование сплошного шва. Такими, к примеру, являются пороги.
В заводских условиях их составные элементы между собой соединяются точечной сваркой. В гаражных же условиях можно использовать сварку стежками (делается шов длиной 1-2 см, после отступаем 4-5 см и делаем следующий).
Также хорошим вариантом для сваривания внахлест является некий аналог точечной сварки. Заключается этот метод в том, что по периметру новой детали (в местах его прилегания к кузовной части) проделываются отверстия (на расстоянии 4-5 см друг от друга). Сварка после этого ведется по этим отверстиям.
Что касается днища, то здесь можно использовать сплошной шов, при этом допускается двухсторонняя заварка.
То есть, приложили кусок металла, приварили его по периметру со стороны салона, а затем еще прошлись по нему и с внешней стороны.
В общем, проводя сварочные работы следует ориентироваться по месту выполнения и толщине металла.
На какие поверхности можно наносить антигравий
Антигравий различают по способу нанесения и составу. Для защитного покрытия ЛПК, блоков фар, корпуса, зеркал используют антигравийную или бронировочную пленку. Состав после нанесения образует прозрачное защитное покрытие толщиной до 0,1 мм.
Среди антигравийных пленок наибольшей популярностью пользуются продукция следующих брендов:
- 3М 90001 Paint Defender. Баллонный антигравий, наносится в три слоя на ЛКП, корпус зеркал, блоки фар. Он бесцветный. К флакону прилагаются расходники: скотч, защитная пленка, обезжириватель. Высыхает защита за 4 часа, при попадании капель воды на невысохший материал на ЛКП образуются вздутые подтеки.
- RUNWAY RW6700. Бюджетный вариант защиты производства КНР, относится к классу «жидкая резина», может использоваться как антигравийка для порогов. Многофункциональный состав включает синтетическую резину, наносится только на обработанные поверхности днища, рамы, колесные диски, легко снимается. Средство устойчиво к перепадам температур и солевым реагентам.
- KERRY KR-970. Антигравийное покрытие с эффектом шагрени, в артикуле используется маркировка 971. Средство выбирают для защиты дна авто, колесных арок, порогов. Полностью высыхает за 4 часа, средство выпускается в трех цветах: белый, черный, серый. Расфасовка стандартная: аэрозольный баллончик 450 мл.
Сварка инвертором
Выбор инвертора является хорошим ответом на вопрос, каким сварочным аппаратом варить машину. С ним нетрудно справиться, поэтому сварочный аппарат для ремонта авто своими руками в виде инвертора является самым подходящим вариантом. Инвертор отличается высокой производительностью.
Сварка инвертором автомобиля обладает следующими достоинствами:
- быстрый нагрев свариваемых поверхностей;
- независимость от работы электросети;
- простота розжига дуги;
- экономичное потребление электричества;
- небольшое количество дефектов;
- простота применения.
Для его использования потребуется подключение к электросети 220 Вт. К сварке инвертором можно приступать только после тщательного очищения соединяемых поверхностей. С помощью инвертора также можно ставить заплатки на проблемные места.
Простота применения сварки инвертором авто сочетается с получением результатов высокого качества. Можно ли варить машину инверторной сваркой имеет неоднозначный ответ. Разумеется, можно, но целесообразно делать это, сваривая толстые детали, к которым, в частности относятся днище и лонжероны. К тому же следует учитывать немалую стоимость этого оборудования. Как варить машину инверторной сваркой, можно узнать, внимательно изучив прилагаемую к прибору инструкцию по эксплуатации.
Чтобы грамотно выбрать для автомобиля сварочный аппарат в виде инвертора следует учитывать следующие моменты:
- Устойчивость к перепадам напряжения.
- Предельные температуры, при которых может использоваться оборудование, подвергнувшееся сварке с помощью инвертора.
- Диаметры электродов, используемых в инверторе.
Электроды диаметром два миллиметра применяют для тонких деталей — на крыльях и дверках, а диаметром четыре миллиметра — для работ на кузове.
Перед тем, как начинать автомобильные сварочные работы, следует обратить внимание на влажность помещения, где будет происходить процесс и обеспечить его минимальное значение. Это снизит вероятность попадания капелек воды в шов при сварке, что может вызвать образование маленьких раковин и разрушение шва
При существенных коррозионных повреждениях края будущего шва обрабатывают специальной грунтовкой.
Сварка машины инвертором применяется, если необходимо произвести ремонтные работы в области багажника, под крыльями, а также другими скрытыми участками автомобиля.
Желательно выбирать инвертор с плавной регулировкой. При сварке инвертором тонкостенных деталей автомобиля следует устанавливать обратную полярность. Это поможет избежать появления прожогов деталей и изменение их формы.
Технология нанесения герметика
Перед нанесением герметика для сварных швов на детали автомобиля выполняется подготовка:
Состав можно наносить через наконечник, одетый на тубу, но для получения равномерного покрытия лучше пневматическим пистолетом. Для контроля и регулировки процесса устанавливают манометр. Чтобы шов получался нужной ширины без отклонений в стороны, нужно в качестве опоры пользоваться специальным лепестком (бабочкой). Наплывы герметика удаляют пальцем или шпателем из резины. Если смесь липнет и растягивается, ее обрызгивают антисиликоном.
Герметики, наносимые на сварные швы кистью, для получения нужной вязкости разбавляют антисиликоном. Покраску, если не запрещено условиями применения, проводят после просушки без какой-либо подготовки. Если герметик лег криво с буграми его лучше удалить и нанести новый слой иначе шов не будет защищен.
Диагностика рамы
- Если есть подозрения искривления рамы, то нужно сделать диагональные замеры между контрольными точками (см. “Измерение геометрии кузова”), чтобы точно определить, куда произошло смещение.
- Для длинномерных рамных транспортных средств есть несколько методов измерения рамы для определения искажения. Все методы используют прямую линию как исходную координату и сравнивают раму с этой линией, чтобы определить прямолинейность рамы. Методы определения прямой исходной линии включают использование лазерного луча, натягивание шнура.
- Использование лазера является точным методом. Лазер настраивается на один конец рамы, примерно 5 см от края рамы и направляется вдоль рамы на другой конец, на то же расстояние от края рамы. Часть плоского материала, такого как картон, удерживается у рамы. Это делается в нескольких точках вдоль рамы. Измерения записываются и, в идеале, должны совпадать на всех точках. Отклонение будет означать искривление рамы. Также можно проверять высоту. Если она отклоняется вверх или вниз, то это означает изгиб в раме.
- Метод со шнуром является подобным методом, как и лазер, кроме того, что лазер заменяется шнуром.
- Тест отвесом не требует специального оборудования и подходит, если слишком много преград вдоль рамы, мешающих измерению и сложных в демонтаже. Метод использует отвес, чтобы пометить точки на полу мастерской, и шнур, чтобы соединить эти точки. Симметричные точки выбираются на нижней части балок рамы. Отвес опускается от внешней стороны симметричных точек, чтобы сделать пометки мелом на полу. Точки соединяются. Все диагонали должны пересекать центральную линию, если рама ровная. Допуск для каждой проверки зависит от размера рамы, но 6 мм обычно 6 мм отклонения считается максимумом.
Как можно самому исправить дефект?
Прежде чем приступить к устранению царапин, следует хорошенько помыть автомобиль. После этого можно будет судить о степени повреждения автокраски на кузове и выбрать метод удаления для того или иного типа царапин. Ниже описаны степени повреждения и варианты решения проблемы:
- Удаление незначительных царапин. Оно проводится посредством полировки. При этом используется специальное оборудование, но можно обойтись без него и сделать все вручную.
- При поверхностных и неглубоких повреждениях следует использовать карандаши для реставрации лакового покрытия (пример — изделие Fix it Pro) или защитный наносостав, такой как RENUMAX.
- При более ощутимых повреждениях, доходящих до основания корпуса, без покраски обойтись не удастся. Такого рода дефекты предполагают существенные материальные затраты.
Рассмотрим каждый из доступных на сегодня способов детальнее и расскажем, какие положительные и отрицательные стороны они имеют.
Какой сваркой лучше варить кузов автомобиля
Для сварки кузова можно использовать:
- Углекислотный полуавтомат;
- Инвертор.
Углекислотный полуавтомат считается самым подходящим оборудованием для проведения кузовных ремонтных работ. Этот аппарат позволяет сваривать изделия толщиной до 6 мм. Он применяется как для сварки черных металлов, так и цветных.
В качестве электрода в углекислотном полуавтомате выступает проволока, подаваемая на горелку из бобины.
Особенность этого оборудования заключается в том, что сваривание происходит в среде защитного газа, который обеспечивает вытеснение воздуха из зоны горения, защищая шов от окислительных процессов.
Для сварки черных металлов используется углекислый газ, а для цветных – аргон.
При правильной настройке аппарата, металл в зоне горения расплавляется, обеспечивая надежное соединение. А компактная горелка позволяет подобраться практически в любое место.
Недостатком, но он скорее – условный, является стационарность полуавтомата. Причем сам аппарат сравнительно небольшой, а вот баллон с газом – очень массивный. Но обычно все работы по сварке проводятся в гараже, поэтому недостаток этот не существенен.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Уход за кузовом автомобиля
Инвертор менее подходит для сварки кузова. Это обычный электродный аппарат, выполняющий сваривание за счет токов высокой частоты.
Такое оборудование – компактно, и сравнительно простое в использовании. К тому же здесь не используется газовая защитная среда, что несколько упрощает проведение работ – просто берем аппарат, подключаем к сети и можно начинать сваривать.
Но недостатков у инвертора значительно больше, чем у полуавтомата.
- Во-первых, под каждый металл требуется очень точная настройка подаваемого напряжения.
- Во-вторых, сваривать тонкие изделия инвертором очень сложно, поскольку малейшая ошибка приводит к прожиганию.
- В-третьих, после смены электрода (из-за его длины) очень сложно контролировать процесс сварки, к тому же с новым электродом добраться до требуемого места не всегда удобно.
В общем, инвертор, если и использовать, то лучше на несущих элементах кузова – лонжеронах и днище, у которых толщина металла сравнительно большая. И лучше, чтобы все работы выполнял опытный сварщик.
Оптимальным вариантом для сварки кузовных элементов является углекислотный полуавтомат. Им можно сваривать любые элементы несущей части
Но если такого аппарата нет, то подойдет и инвертор, только им все делать нужно очень аккуратно и осторожно
Сварка полуавтоматом
Сваривание полуавтоматом является самым распространенным видом соединения деталей. Автомобили не являются исключением.
В полуавтомате роль электрода выполняет проволока, которая подается из вставленной в аппарат бобины. Само сваривание происходит в защитной газовой среде.
Авто сварка полуавтоматом имеет много преимуществ. С помощью этого оборудования становится возможным без особых трудностей достать с целью соединения детали, расположенные в труднодоступных местах. Этим способом можно пользоваться при ремонте автомобилей и грузовиков большого размера. С помощью полуавтомата выполняются швы различной ширины.
Устройство полуавтомата от остального подобного оборудования отличается специфичностью расходных материалов — вместо электродов при сварке используется проволока. Она подается во время процесса сварки в автоматическом режиме, что является крайне удобным.
Ремонт авто сваркой полуавтоматом является эффективным способом, приводящим без применения особых усилий к хорошему результату. С помощью этого оборудования можно производить ремонт деталей толщиной от 0,7 до 4 миллиметров. В этот диапазон укладываются, как тонкие крылья, так и массивные лонжероны. Сварка автомобиля полуавтоматом — наиболее приемлемый вариант, если предстоит ремонтировать кузов машины.
Сварку различных деталей автомобиля наиболее часто производят методом их стыка. Это исключает образование лишних утолщений на поверхности. Таким методом можно ставить на поверхность деталей в необходимых местах небольшие заплатки или вставки при условии, что в дальнейшем на них не будет оказываться значительное усилие. Полуавтоматом можно выполнять различные виды соединений.
С кромок соединяемых деталей предварительно необходимо снять фаски, если толщина деталей превышает два миллиметра. В остальных случаях можно обойтись без этого. Необходимо свести к минимальному значению величину зазоров между соединяемыми деталями, а лучше совсем обойтись без них. Наиболее популярным среди автомобильных сварщиков методом служит соединение внахлест.
Автомобильная сварка с помощью полуавтомата позволяет выполнять различные типы швов:
- точечный;
- сплошной внахлест;
- сплошной прерывистый внахлест;
- сплошной прерывистый встык.
При точечном способе сварки деталей автомобиля полуавтоматом соединение происходит путем наложения не сплошного шва, а отдельно стоящих через определенные промежутки точек. Интервал между ними зависит от протяженности соединения. Он может находиться в диапазоне от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.
Заваривать швы полуавтоматом можно при различном положении деталей, а, следовательно, и шва. Наиболее удобной является сварка сверху в горизонтальном положении. В этом положении также можно применять и сварку внизу. Для того, чтобы выполнять вертикальный шов, свариваемые детали должны располагаться в вертикальной плоскости. При этом необходимо предусмотреть возможность стекания раскаленного металла вниз по линии шва.
Перед началом сварки необходимо провести подготовительные операции по очистке поверхностей и настройке полуавтомата. Для сваривания тонких поверхностей следует установить «1», «макс», а плавность регулировки на «7». Для толстых листов больше подойдет установка соответственно «2», «макс», «8».
Если при сварке полуавтоматом образовались прожоги, то это означает, что был выбран слишком большой ток. На поверхности может образоваться капелька застывшего металла, образовавшаяся из раскаленной проволоки. Ее после окончания работы необходимо убрать.
Если по время работы проволочку слишком сильно прижимать к поверхности, то будет возможна поломка подающего механизма. Если проволока будет скользить по поверхности, это наоборот, означает, что прижимное усилие недостаточно.
Для сварки кузова самым подходящим будет углекислотный полуавтомат. Его применение обеспечит надежную сварку деталей толщиной до шести миллиметров. Сваривать он может, как черные, так и цветные металлы.
Такой полуавтомат требует применения углекислого газа в баллоне. Также необходим редуктор для снижения давления. Для сваривания цветных металлов целесообразно применить аргоновую сварку. Наличие легко воспламеняющегося газа потребует осуществления дополнительных мер по обеспечению безопасности процесса.
Полуавтоматический сварочный аппарат для сварки автомобиля является гарантией получения красивого качественного шва, поэтому его целесообразно использовать, если предстоит сварка на дорогом автомобиле.
Процесс сварки
Перед огневыми работами, в целях безопасности, обязательно демонтируют бензобак. Латку сначала прихватывают в 3–4 точках, затем полностью обваривают. Мелкие дефекты заправляют короткими швами до 3 см длиной. Сваркой днища в одиночку заниматься сложно. Когда напарник придерживает заплату, ремонт ускоряется.
Важно, чтобы латка плотно прилегала к месту ремонта. Зазоры повышают риск коррозионных разрушений
Швы для прочности проковываются молотком. При хорошем освещении все участки ремонта проверяют. При необходимости проваривают соединение снова. Только после осмотра приступают к зачистке шовных валиков.
Когда необходима обработка днища кузова
Часто автовладельцы о защите кузова машины задумываются лишь тогда, когда он начинает ржаветь. Но ржавое днище – это уже достаточно большая проблема, чтобы восстановить его, нередко приходится пользоваться сваркой, ставить заплаты, проводить достаточно трудоемкую работу. Допускать ржавления машины не следует, выполнять антикоррозийную обработку необходимо:
- один раз в 3-4 года (можно и чаще, периодичность зависит от того, насколько кузов конкретной модели авто хорошо противостоит коррозии);
- сразу после покупки подержанной машины;
- в случае наезда на препятствие днищем и повреждения антикоррозийного слоя (его сдирания).
Не секрет, что и на многих новых авто производится недостаточно качественная обработка, поэтому сразу же после покупки рекомендуется заглянуть под машину, оценить состояние антигравийного покрытия. При тонком защитном слое антигравия требуется дополнительная обработка, антикоррозийный состав следует наносить, пока автомобиль не начал эксплуатироваться. Если машина еще не ездила по дорогам, времени на подготовку уйдет меньше, не нужно тщательно отмывать днище и колесные арки.
READ Carmakers сталкиваются с выбросами, обманывая штрафы в размере 50 000 долларов США за автомобиль
Электроды для сварки
Если к эстетической стороне сварного шва не предъявляется особых требований или он будет находиться в незаметном месте, то сварка авто электродами будет целесообразна. Для того, чтобы создать прочное соединение, необходимо правильно осуществить выбор электродов. Это в основном зависит от материала автомобиля.
Можно ли варить авто электродами? Если для сварки используется обычная ручная дуговая сварка или инвертор, то применение электродов становится необходимостью.
Электроды для сварки автомобильного железа находятся в продаже в широком ассортименте. При сварке в домашних условиях можно порекомендовать электроды АНО. Они хорошо сочетаются с любым типом инверторов, обеспечивают быстрый розжиг дуги, с ними удобно работать во всех положениях.
Для бытовой сварки также неплохо подойдут электроды типа МР-3. Они универсальны и просты в использовании.
Высокое качества шва даст применение электродов марки УОНИ. Однако для работы с ними желательно иметь опыт, как варить электродами машину. Однако это является оправданным, поскольку шов, сваренный с помощью этих электродов, будет отличаться повышенной вязкостью к ударным нагрузкам, что для автомобиля является крайне важным.
Для ремонта автомобиля не рекомендуется приобретать электроды типа ОЗЧ, поскольку их основное назначение — сварка чугуна.
Выбор электродов также зависит от типа свариваемого материала. Например, для нержавейки подойдут электроды марки НЖ-13.
При приобретении электродов необходимо обращать внимание на их маркировку. Она укажет на то, в каком положении может производиться сварка с их использованием
Например, могут быть исключены вертикальное или потолочное положения.
Сварка автомобиля электродами не требует освоения особых навыков и не вызывает трудностей при наличии предыдущего опыта. Дуговой сваркой происходит скрепление металлических деталей, имеющих толщину 0,2-4 миллиметра. К ним относятся части кузова автомобиля.
Для того, чтобы получить качественный результат после дуговой сварки необходимо, чтобы дуга горела непрерывно. Если выбрать электроды диаметром 4-5 миллиметров, то дуга будет гаснуть. Это объясняется тем, что тонкие поверхности сваривают током небольшой величины — 10-75 Ампер.
Для тонких металлов, из которых состоят детали кузова автомобиля, следует использовать электроды небольшого диаметра — 0,5-3 миллиметра в зависимости от толщины детали. При сварке тонкими электродами лучше использовать два способа — встык и внахлест. При сваривании тонких металлов отпадает необходимость скоса кромок.
Если применяются электроды с основной обмазкой, то обязательным является использование постоянного тока. Для других видов покрытия подойдет, как постоянный, так и переменный ток.
Для исключения прожогов электрод во время сварочного процесса необходимо держать под углом 45 градусов. Двигаться лучше углом вперед. Расстояние от поверхности не должно быть слишком большим. Необходимым является правильное хранение электродов. Это гарантирует сохранение его основных свойств, длительность срока деятельности, получение качественного шва.
Если электроды все же отсырели, то исправить ситуацию поможет их просушка, которое удобно делать в предназначенной для этого электрической сушильной печке.
После прохождения обработки в этом оборудовании электроды вновь приобретут свои эксплуатационные характеристики. Такую печь также можно использовать в качестве пенала для хранения.
Для домашнего использования следует приобретать не стационарную печь, а переносную, или иначе мобильную. Они обладают удобной ручкой для переноса. Удобным является наличие выдвижных полок, на которые укладываются электроды. Печь имеет регулировку температуры.
Вместимость камеры печи имеет ограничение, на что надо обращать внимание при закупке электродов впрок. Переносная печь может обладать функцией только сушки, но не прокаливания
Для каждого вида электродов следует выставлять свой режим — время и температуру.