Напряжение в смотровой яме

Как сделать освещение в яме: пошаговая инструкция

  1. В первую очередь необходимо разобраться, будет ли провод для пролегать к щитку через готовый кабель-канал, либо вы будете сооружать отдельный выход. Некоторые гаражники используют кабель-канал для освещения подвала.
  2. Следующий шаг — сделать разметку мест светильников в смотровой яме.
  3. Измерить длину провода, который вместе со светильниками вы приобретете в магазине электротоваров или строительном гипермаркете. Вместе с проводом покупается: выключатель, трансформатор при необходимости, пластиковая гофра или кабель-канал для прокладки, а также болгарка для резки камня и зубило (если вы будете утапливать светильники в ниши в стене ямы).
  4. Вырезаются ниши для светильников (по отзывам, на это уйдет 2-3 часа).
  5. Светильники соединяются проводами, которые прячутся в гофре или пластиковом кабель-канале. Провод прокладывается к щитку.
  6. Ставится выключатель, трансформатор.
  7. При необходимости меняется щиток.

По оценкам владельцев гаражей, которые сделали освещение в яме своими руками, на все материалы и осветительные приборы уходит около 2300-2500 рублей:

  • четыре светильника по 300 рублей — 1200;
  • 20 метров кабеля — 300 рублей;
  • четыре лампы — 400 рублей;
  • гофра — 200 рублей;
  • кабель-канал — 200 рублей;
  • расходные материалы: дюбеля, саморезы, диски — 100-300 рублей.

Если текстовая инструкция непонятна, рекомендуем посмотреть неплохое видео об освещении в смотровой яме.

В продолжение цикла о обеспечении безопасности на автомобильном транспорте (первая часть – испытания домкратов) разберем основные требования охраны труда, которые предъявляются к смотровым ямам в гаражах.

Приведение смотровой ямы в соответствии с требованиями нормативных документов, сэкономить вам ваши нервы при следующей проверки инспекции по труду.

В процессе нашей работы мы будем опираться на два документа, которые регулируют требования к смотровым ямам:

Правила по охране труда на автомобильном транспорте Приказ Минтруда России от 06.02.2018 N 59н

Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ Р М-008-99

Освещение ямы 12–36 V

Освещение ямы 36 V

Свет внутри ямы можно сделать, используя такие виды светильников:

  • с напряжением 36 V;
  • низковольтные 12 V;
  • на аккумуляторах, которые можно переносить в нужное место.

Низкое напряжение можно создать, если встроить трансформаторы, понижающие напряжение. Как правило, их размещают вместе со счетчиком в одном щитке.

Наиболее популярными светильниками, что используются для устройства освещения в смотровой яме, считаются лампы дневного освещения с герметичной крышкой. Кроме своей герметичности, эти лампы известны также тем, что не пропускают пыль и не боятся влаги. Сверху на этих светильниках установлены защитные решетки. Такие лампы можно крепить своими руками по сторонам смотровой ямы в гараже в заранее сделанные ниши в стенках.

Чтобы сделать более светлыми малодоступные места в автомобиле, многие применяют переноски с вкрученной лампочкой на 36 V. Лампа присоединена к электрическому кабелю, длина которого должна быть не менее 4 м, как на это указывают нормы безопасности. Для более-менее удобного расположения кабеля переноски его можно повесить на крючки, закрепленные на стене.

В том случае если ходовую часть автомобиля для замены какой-нибудь запчасти необходимо разобрать, пригодится налобный светильник на батарейках. Его удобство заключается в том, что руки во время работы остаются свободными. Правда, нужно не забывать, что он находится на голове, чтобы фонарь не упал и не разбился.

Важно, чтобы все выключатели, отвечающие за освещение в смотровой яме, находились за ее пределами. При этом выключатель должен находиться в таком месте, чтобы его было удобно включать и не приходилось идти к нему в потемках

Лучше всего не использовать в качестве выключателей автоматы, устанавливаемые в щитках – они не рассчитаны для частого включения света. Вместо обычных выключателей отлично подходят выключатели нагрузки и другие приспособления.

Тем людям, кто не знает, где удобнее всего установить розетку в яме, нужно знать, что в смотровой яме розетки любого типа категорически запрещены. Если на полу разольется вода или вокруг ямы будет проводиться влажная уборка, вода может попасть в розетку, расположенную ниже уровня пола, что приведет к короткому замыканию.

Осветительные приборы

Светильники, рассеивающие свет

Сегодня для освещения самых разнообразных помещений можно использовать различные осветительные приборы. Но помните, что светильники для дома вряд ли подойдут для гаража и смотровой ямы. Также стоит отметить, что для ремонта автомобилей в яме и вне ее существуют различные технологические требования по уровню освещенности. Освещение, которое своими руками будет создаваться для смотровой ямы, не должно быть ослепляющим. Подобный эффект следует полностью исключить, правильно подобрав светильники для этих целей. Отличным решением для ямы будет использование светильников, дающих рассеянный свет.

Осветительные приборы, которые будут монтироваться в смотровую яму, должны отвечать таким требованиям:

  • возможность монтажа в ниши;
  • герметичная защита корпуса;
  • наличие защиты от механических повреждений, так как во время ремонта тяжелые инструменты или детали из автомобиля могут выпасть из рук и повредить светильники;
  • длительный срок службы;

При использовании многоуровневой подсветки гаража и ямы специалисты рекомендуют применять стационарные светильники на шарнирах. Так вы сможете менять направленность света и ориентировать его на

нужный участок работ. Располагать светильники следует таким образом, чтобы идущий от них свет не был выше уровня человеческого глаза. Оптимальным считается вариант освещения, когда освещены будут детали днища машины и руки человека, работающего в яме. Также довольно часто для создания освещения в смотровой яме применяют портативные и переносные светильники, работающие на аккумуляторах.

В целом, вы сможете достаточно легко сделать своими руками нужное освещение ямы, а также более рационально использовать имеющиеся у вас осветительные приборы. Правильный подход позволит вам сэкономить достаточно средств.

Особенности выбора осветительных приборов для смотровой ямы

При выборе приборов для освещения ремонтной ямы необходимо учитывать несколько важных моментов:

Стационарные приборы, оснащенные шарнирами, позволят направлять луч света в нужную сторону;
Лучше приобретать приборы, которые можно монтировать в ниши, поскольку это гораздо удобнее, и позволяет рационально использовать рабочее пространство в яме;
Нужно обращать внимание на срок службы ламп, а также на наличие защиты корпуса от механических повреждений и попадания воды.

Наибольшей популярностью пользуются несколько видов ламп, которые автовладельцы выбирают для обустройства системы освещения в смотровой яме. Каждый вид ламп имеет свои преимущества и недостатки. Так, недорогие лампы накаливания требуют большого количества электроэнергии. При этом сильно выделяют тепло и имеют короткий срок службы. Люминесцентные лампы хорошо освещают пространство, но требуют наличия стабилизаторов. Недостатками можно считать относительно непродолжительный срок службы и низкую устойчивость к перепадам температур.

Светодиодные лампы и светодиодные ленты — отличный вариант в плане качества. Изделия имеют хороший уровень освещения, их можно использовать при низких температурах, и они имеют приятный для глаза свет. К тому же, срок эксплуатации светодиодов достигает нескольких десятков тысяч часов. Единственным недостатком ламп считается их высокая стоимость.

Не стоит забывать, что в некоторых случаях удобно пользоваться таким полезным прибором, как переносной светильник с лампочкой. Длина кабеля в таком светильнике должна быть не менее 4 м. Также он имеет специальный крючок, позволяющий зафиксировать его в нужном месте. Налобные фонарики — еще одно удобное устройство, позволяющее автолюбителю осветить рабочую поверхность.

Как сделать освещение в яме: пошаговая инструкция

  1. В первую очередь необходимо разобраться, будет ли провод для пролегать к щитку через готовый кабель-канал, либо вы будете сооружать отдельный выход. Некоторые гаражники используют кабель-канал для освещения подвала.
  2. Следующий шаг — сделать разметку мест светильников в смотровой яме.
  3. Измерить длину провода, который вместе со светильниками вы приобретете в магазине электротоваров или строительном гипермаркете. Вместе с проводом покупается: выключатель, трансформатор при необходимости, пластиковая гофра или кабель-канал для прокладки, а также болгарка для резки камня и зубило (если вы будете утапливать светильники в ниши в стене ямы).
  4. Вырезаются ниши для светильников (по отзывам, на это уйдет 2-3 часа).
  5. Светильники соединяются проводами, которые прячутся в гофре или пластиковом кабель-канале. Провод прокладывается к щитку.
  6. Ставится выключатель, трансформатор.
  7. При необходимости меняется щиток.

По оценкам владельцев гаражей, которые сделали освещение в яме своими руками, на все материалы и осветительные приборы уходит около 2300-2500 рублей:

  • четыре светильника по 300 рублей — 1200;
  • 20 метров кабеля — 300 рублей;
  • четыре лампы — 400 рублей;
  • гофра — 200 рублей;
  • кабель-канал — 200 рублей;
  • расходные материалы: дюбеля, саморезы, диски — 100-300 рублей.

Если текстовая инструкция непонятна, рекомендуем посмотреть неплохое видео об освещении в смотровой яме.

Смотровая яма часть 1 теория

Существует несколько нормативных документов, описывающих оснащение смотровых ям для обслуживания автомашин. В основном они касаются устройства схем вентиляции и освещения на крупных станциях техобслуживания. Вот они:

ГОСТ 12.1.005–88 «Общие санитарные и гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;ВСН 01–89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей»;ОНТП-01-91 «Нормы технологического проектирования предприятий автотранспорта»;МГСН 5.01–94 «Стоянки легковых автомобилей»;ТКП 45–3.02–241–2011 «Станции техобслуживания транспортных средств».Эти нормы и правила строения будут полезны тем, кто хочет зарегистрировать гараж с технической ямой для ведения авторемонтного бизнеса.

Остальным автовладельцам эти нормативы не так важны. ГОСТы размеры смотровых ям для легковых машин не регулируют. Длину, ширину и глубину ниш в частных постройках вы можете определять самостоятельно.

Ширина смотровой ямы зависит от размеров вашей колесной пары. Просто измерьте расстояние между внутренними сторонами шин и вычтите по 20 см с каждого конца. Учтите, что в будущем вы можете захотеть поменять автомобиль или организовать свое дело. Тогда при закладке ширины смотровой ямы в гараже полезно будет ориентироваться на средние значения. Промежуток 75-80 см подходит для большинства легковых моделей, даже микролитражек.

Длина ремонтной ниши должна быть равна самой машине плюс еще один метр, чтобы туда можно было спускаться, когда сверху стоит транспорт. Если площадь гаража позволяет, лучше оборудовать углубление с запасом, для вашего же собственного комфорта. При достаточной длине траншеи спуск вниз можно организовать по стационарной крепкой лестнице, а не по приставной. Яму можно сделать и Г-образной. Тогда в коротком отрезке будут располагаться ступеньки. Это усложнит процесс построения опалубки и на заливку уйдет больше бетона, но зато работать будет удобнее.

Причем расположение ниши может быть как вдоль, так и поперек хода. В последнем случае пригодятся мостки для переезда через траншею. Чтобы собрать их, а также настил, используйте доски толщиной не менее 40 мм.

А вот глубина смотровой ямы в гараже зависит прежде всего от роста хозяина. Для удобства движения при ремонте зазор между поверхностью и днищем автомобиля нужен в пределах 25-30 см. Наименьшая высота смотровой ямы — это рост владельца плюс 10-15 см. В процессе рытья котлована лучше выкопать его чуть больше, чем заложено планом. Трудно заранее сказать, какой слой гидроизоляции понадобится на полу. В заглубленной траншее всегда можно поднять настил на нужную высоту. Если глубина смотровой ямы окажется недостаточной, придется ходить полусогнувшись.

размеры смотровой ямы в гараже

Это «чистые» размеры смотровой ямы в гараже, то есть параметры уже готового сооружения. К ним еще надо добавить припуски для установки гидро- и теплоизоляции, глиняного замка и отделочного слоя. Чтобы не запутаться с этими прибавками, рекомендуем составить чертеж смотровой ямы в гараже.

По периметру на уровне пола в опалубку закладывается страховочная рейка. Ее можно сварить из металлического уголка 60 мм. Барьер не даст колесам провалиться в дыру и защитит углубление от воды на полу. Он же служит опорой для досок настила, закрывающего яму.

Примите во внимание, что грунт на стенках будет иметь определенный уклон, но размеры смотровой ямы нужно выдерживать так, чтобы работать было комфортно. При проектировании не забудьте заложить ниши для хранения автозапчастей и инструментов

И придется подумать о местах для крепления светильников и переносных ламп, а также электропроводки в защитном кожухе

При проектировании не забудьте заложить ниши для хранения автозапчастей и инструментов. И придется подумать о местах для крепления светильников и переносных ламп, а также электропроводки в защитном кожухе.

Для доставки свежего воздуха в смотровую яму под землей прокладывают гибкую трубу. Ее конец должен выходить на поверхность на 20 см.

Освещение смотровой ямы в гараже

Смотровая яма – прекрасный вариант для тех, кто сам может исправить мелкие неисправности своего автомобиля, не обращаясь на СТО. При этом нужно позаботиться о том, чтобы сделать качественное и безопасное освещение смотровой ямы в гараже – тогда ремонт авто будет намного удобнее и быстрее.

Для освещения ямы используются светильники, мощность которых невелика. Такие осветительные приборы обязательно должны иметь защиту от влажности, присущей подвальным помещениям. Применение ламп 220 V без соблюдения требований безопасности, при устройстве освещения гаража, может быть опасным для человека, находящегося внутри ямы.

Принципы правильного освещения

Освещение смотровой ямы требует соблюдения некоторых условий. Эти требования прописаны в нормативной документации (СНиП). Здесь имеются требования не только для частных гаражей, но и для автомастерских.

Требования по СНиП

Если вы решили сделать своими руками освещение для смотровой ямы, обязательно учитывайте нормы по СНиП. Освещение, сделанное своими руками или профессионалами, должно отвечать следующим требованиям:

  • быть безопасным;
  • потреблять как можно меньше электроэнергии;
  • давать достаточное освещение для выполнения основных задач (осмотр, проверка на работоспособность, мелкий ремонт и т.д.);
  • давать качественное нижнее и боковое освещение;
  • создавать равномерное и рассеянное освещение. Свет должен освещать равномерно все углы ямы, исключая формирования теней. При этом он должен быть направленным на днище автомобиля.

Отдельно стоит отметить, что из-за специфики конструкционного устройства смотровой ямы здесь можно использовать только искусственный тип освещения.

Это связано с тем, что здесь невозможно сделать естественную или смешанную подсветку даже в дневное время, ведь в яме любой источник естественного света перекрывается транспортным средством. При этом в самом гараже должно использоваться смешанное освещение. Здесь солнечный свет, проникающий через открытые створки ворот, должен дополняться светильниками в глубине сооружения, куда он уже не может поникнуть.

Особенности устройства правильного освещения

Обычно к освещению смотровой ямы в гараже предлагаются следующие требования:

  • безопасность (на первом месте!);
  • экономное потребление электроэнергии;
  • достаточная яркость для выполнения осмотра и для мелкого ремонта автомобиля;
  • качественное боковое освещение и хороший свет снизу, на днище автомобиля;
  • равномерное освещение без теней;
  • лампа не должна слепить газа.

Выбирая светильник для гаража, помните, что осветительные приборы, предназначенные для эксплуатации в домашних условиях вряд ли подойдут для неотапливаемого помещения. Выбирая осветительные приборы в магазине, отдайте предпочтение тем, которые подходят для улицы. Подробно о планировании электроснабжения в гараже без отопления написано в этой статье. Также в статье мы отразили некоторые идеи обустройства освещения смотровой ямы. Коротко перечислим основные тезисы.

  1. Освещение смотровой ямы возможно только при использовании понижающего трансформатора. Их размещают на одном щитке со счетчиком.
  2. В яме категорически запрещено устанавливать в яме выключатель и розетку. Ведь если возле ямы разольется вода, она может попасть в розетку, которая расположена ниже уровня пола. Это приведет к короткому замыканию.
  3. Если планируется монтаж переносного светильника, рекомендуется выбрать низковольтовую модель. Альтернативой переноске выступает туристический светильник-фонарик, который крепится на голову.
  4. Проводка должна быть скрытого типа, обладать надежной гидроизоляцией.

Освещение ямы 220 V

Светильники на 220 V

Этот вариант доступен при соблюдении целого ряда условий, повышающих безопасность эксплуатации ямы и находящегося в ней работника. Что за условия?

  1. Проводка прокладывается внутренне (скрыто), при этом она должна иметь качественную электрозащиту и надежную гидроизоляцию.
  2. Это же относится и к осветительной арматуре.
  3. Сами светильники должны быть закрыты стеклянными плафонами, поверх которых обязана находиться металлическая решетка.
  4. Если корпус светильника выполнен из металла, его необходимо заземлить.

Для повышения защиты кабеля, прокладываемого не в стене, можно его протягивать в металлической трубе с заземлением или в коробе. Напомним, напряжение 220 V можно использовать только для электропроводки, но никак не для переносок.

Что стоит учитывать

Если вы хотите оборудовать смотровую яму, да и весь гараж по имеющимся нормам, вам необходимо учитывать многие нюансы. К ним следует отнести:

  • габариты вырытой ямы;
  • размеры самого гаража;
  • внутренняя отделка помещения и ямы;
  • светильники и их количество;
  • источники света, которые будут использоваться для подсветки смотровой ямы.

Все эти параметры необходимы для того, чтобы произвести правильные расчеты и определиться с уровнем освещенности, который в норме должен быть в смотровой яме. Если с первыми двумя пунктами все понятно, то с последними двумя следует разобраться более подробно.

Самые популярные светильники для гаражной ямы

Отзывы на форумах показывают, что самые популярные светильники для освещения ремонтной ямы — лампы дневного света, вкрученные в корпус с герметичной крышкой. Так лампа защищена от пыли и влаги. Для того, чтобы исключить повреждение корпуса осветительного прибора, на светильник крепится защитная решетка. Обычно эти лампы крепятся на стенах смотровой ямы гаража самостоятельно.

Последнее время увеличилось количество положительных отзывов о LED светильниках для освещения ремонтной ямы. Они безопасны, так как на них подается низкое напряжение. Кроме того, они яркие и потребляют мало энергии.

Другие полезные модели — переноски со светодиодной лампочкой. Длина электрического кабеля такой лампы по правилам безопасности — не менее четырех метров. Обычно переноска вешается на крючок, который не должен сильно выпирать из стены, чтобы не порвать куртку или не поцарапать кожу.

На форумах встречаются и совсем экзотичные варианты со светодиодами, например, использование в смотровой яме светодиодной ленты.

Кстати, налобные фонарики, о которых было сказано выше, часто используются автолюбителями

Выбирая такой прибор, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • расположение светодиодов — главное, чтобы они не очень сильно увеличивали конструкцию фонаря;
  • лучше выбирать фонарик с одним, но ярким светодиодом;
  • количество светодиодов только увеличивает режимы работы, которые при освещении во время ремонта совсем не нужны: обычно достаточно только одного яркого светодиода.

Нередко автолюбители не скупятся и приобретают налобный фонарик с большой степенью защиты. Однако как показывают отзывы, если пользоваться налобным светильником только в сухом гараже, переплачивать за защиту нет необходимости.

Рекомендации по выбору осветительных приборов для ямы

К осветительным приборам для монтажа в ремонтную яму выносятся такие требования:

  • возможность использования в нишах;
  • повышенная защита корпуса от влаги и механических повреждений, так как инструмент во время работы может выпасть из рук и задеть светильник;
  • надежность и длительный срок работы без необходимости замены лампочек;
  • заземление у светильника с металлическим корпусом.

Если вы задумали многоуровневую подсветку смотровой ямы гаража, желательно остановить выбор на стационарных светильниках, которые имеют шарниры. С их помощью можно изменять направление светового луча, чтобы ориентировать его на необходимое место.

Расположение светильников необходимо так, чтобы свет, который идет от них, не был выше уровня глаз. Оптимально, если под лучом будут руки работающего человека и части днища автомобиля.

Варианты светильников, которые могут использоваться в яме:

  • светильники, имеющие напряжение 36 В;
  • 12-ти вольтовые светодиоды;
  • безопасные лампы на аккумуляторах, чтобы передвигать их в необходимое место.

Требования к освещению в смотровой яме гаража

Любой водитель знает, что от того, насколько хорошо оборудована смотровая яма, будет зависеть комфортная работа и возможность длительного нахождения в ней. Наличие лампочек или светильников помогает автолюбителю беспрепятственно провести осмотр узлов и деталей и различные виды ремонта.

Освещение смотровой ямы в гараже должно быть достаточно ярким, но не резким, чтобы не ослеплять глаза. Оно должно проводиться с применением понижающего трансформатора, размещенного в электрощитке вместе с прибором учета электроэнергии. Проводка должна быть скрыта и надежно защищена от попадания воды. Кроме того, не стоит забывать, что в смотровой яме нельзя оборудовать выключатель и розетку. Может произойти короткое замыкание, если на них попадет влага.

Приложения №4 к «Общесоюзным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» ОНТП 01-91 утвержденным концерном «Росавтотранс» 07 августа 1991 г.

Устройства и сооружения для осмотра автомобилей

20. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство осмотровых канав .

21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований :

      • длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
      • ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
      • глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
        • для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса — 1,3-1,5 м
        • для грузовых автомобилей и автобусов — 1,1-1,2 м
        • для внедорожных автомобилей-самосвалов — 0,5-0,7 м.
      • На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м.

22. Проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями.

      • Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля — не менее 1 м.
      • Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования.
      • Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
      • для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями — не менее одной на три канавы; для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями — не менее одной на четыре канавы;
      • для проездных осмотровых канав поточных линий — не менее двух на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м;
      • для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями — по одной на каждую канаву.
      • Входы в осмотровые канавы не должны располагаться под автомобилями и на путях движения (за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь ограждение перилами высотой 0,9 м.

23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.

Что такое смотровая яма?

Смотровая яма повышает функциональные возможности гаража. Автовладелец может производить сложные виды ремонта, избегать лишнего похода в сервисный центр. Смотровая яма в гараже зачастую существенно экономит деньги и время. Обладая навыками, можно самостоятельно выполнить одну из наиболее регулярных процедур — слить и заменить масло.

Возводить конструкцию можно самостоятельно, в процессе постройки гаража и когда гараж уже построен.

Если придерживаться предписаний и технологий, данная конструкция будет безопасна и комфортна при использовании. Гараж со смотровой ямой значительно расширяет возможности автовладельца при выполнении самостоятельного ремонта.

Смотровая яма в гараже — фото:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: