Как работает микропроцессорная система зажигания на классике

Что же предприняли изготовители в помощь автовладельцам?

Изначально в продажу поступили микропроцессорные варианты зажигания, где был установлен доработанный трамблер, настроенный под совместную работу с датчиком холла и управлением машиной классической марки. И все вроде бы стало неплохо, если не считать что для классики работа распределителя, по-прежнему оставалась проблемной.

Кроме всего прочего в самом начале было понятно, что для электронной системы характеристики уоз для нагретого либо ненагретого мотора явно отличаются. Потому как при настройке уоз на холодную с дальнейшим прогревом двигателя, возникают неизбежные детонации.

Из-за всех неудобных моментов, изготовители систем, решили предпринять следующую доработку. Им пришлось сделать микропроцессорное зажигание для классических авто практически идентичным инжекторному варианту, оставив без изменения лишь управление системы впрыска.

Немного истории

Известны такие основные системы, обеспечивающие воспламенение паров бензина в ДВС автомобиля:

  • контактная;
  • бесконтактная;
  • микропроцессорная система зажигания (МПСЗ).
  1. Контактная. Исторически это была первая попытка, она оказалась достаточно успешной и проработала много лет. Схема такой системы приведена ниже Принцип работы устройства прост – размыкание контактов прерывателя разрывает первичную цепь, из-за чего во вторичной обмотке бобины наводится высокое напряжение, которое распределителем направляется на одну из свечей зажигания. Это было простое, отработанное изделие, конечно со своими недостатками, которые устранялись по мере развития техники и элементной базы.
  2. Бесконтактная. Принцип работы в основном схож с предыдущим, но изделие является более надежным. В нем контактный механический прерыватель заменен электронными устройствами – коммутатором и датчиком. Схема такого изделия показана на рисунке
  3. Микропроцессорная система, не содержащая механических узлов и построенная целиком на электронных компонентах. Принцип работы так же остался неизменным, функциональная схема такого устройства показана на рисунке.

Это интересно: Вентиляция сидений автомобиля своими руками — описываем со всех сторон

Микропроцессорная система зажигания на классику

Понятно, что контактная система, устанавливаемая в том числе и на вазовскую классику, еще находится в эксплуатации и не может конкурировать с МПСЗ. Но тут возникает очень интересный момент.

Здесь нужно сделать небольшое пояснение – скорость движения автомобиля влияет на момент появления искры в цилиндрах. Теоретически это происходит при нахождении поршня в ВМТ. Однако при движении на высокой скорости, из-за конечных параметров горения смеси, искрообразование должно начинаться немного раньше, чем поршень дойдет до ВМТ.

Фактически, она дает вторую жизнь старому автомобилю с карбюратором – его возможности конечно будут уступать современному автомобилю, но МПСЗ позволит значительно улучшить работу контактной системы с мотором и карбюратором.

Фактически трамблер выполняет только функцию распределения напряжения по свечам, а управление зажиганием осуществляет МПСЗ. Она представляет собой электронное устройство, выполненное на микроконтроллере, которое в зависимости от показания датчиков (Холла или положения коленчатого вала) выставляет нужный УОЗ.

Могут быть и другие подходы к реализации подобного управления, например по температуре двигателя или разрежению во впускном коллекторе. Но независимо от этого МПСЗ продается в виде комплекта, подготовленного для установки на конкретный автомобиль, содержащего нужные жгуты.

При всех изменениях, затронувших систему зажигания автомобиля, принцип ее работы в целом остался неизменным – формирование высоковольтного напряжения осуществляется прерыванием протекания постоянного тока в первичной обмотке бобины. За все время существования автомобиля создана не одна схема, позволяющая значительно улучшить процесс искрообразования, но именно МПСЗ совмещает старую систему зажигания, установленную на многие машины, и микропроцессорное управление, продлевая жизнь автомобилю. » alt=»»>

Что такое микропроцессорная система зажигания и чем она лучше?

Сегодня в современных автомобилях широко применяется микропроцессорная система зажигания, которая полностью исключает механические приспособления. Она используется для автомобилей с инжекторным двигателем. Можно сказать, что это — классика, которая изначально производилась еще тридцать лет назад для «ВАЗа». Как тогда, так и сейчас, ключевым элементом микропроцессорной системы является микропроцессор, который выполняет функции главного мозга. Основным преимуществом такой системы считают возможность регулировать углы опережения зажигания (далее УОЗ) посредством многих параметров. Также стоит отметить, что нет необходимости ее настраивать в процессе эксплуатации.

Преимущества, которые не стоит игнорировать

Лада 2105 Bright White 15 R Бортжурнал Установка подрулевых переключателей шевроле нива замка зажигания ваз 2110

Наряду с оптимизацией своего авто, владелец при наличии нового зажигания, получает дополнительно еще и ряд особенных преимуществ.

Среди них:

1. Реальную возможность настроить собственный мотор под любое привлекательное топливо для машины.

2. При наличии авто с ГБО, прирост тяги и общей мощности машины.

3. Полное отсутствие детонаций, стуков при наборе оборотов скорости, причем даже тогда когда в наличии залито далеко не идеальное топливо.

4. У машин бензинового типа, топливо перегорает значительно быстрее, что на порядок снижает расход последнего.

5. В холодный период машина гораздо быстрее и проще заводится.

6. За электронной системой не нужен тотальный контроль со стороны владельца, поскольку контроль возлагается на встроенный дисплей.

7. Машину можно переоборудовать и добавить дополнительный тумблер для легкости переключения на тот или иной вид топлива.

8. На новом типе зажигания владелец получает новые опции, важные параметры держатся на конкретно выставленном уровне.

9. Стартер отключается самостоятельно после запуска мотора.

10. Можно управлять вентилируемостью системы охлаждения.

Как работает

Бортовой компьютер автомобиля объединяет в себе все функции управления, которые объединяют микропроцессорное зажигание. Различные универсальные датчики выполняют функции входных сигналов. Кварцевый резонатор, который имеет микропроцессорный блок управления, прерывает цепь низкого напряжения, в зависимости от положения угла опережения, для каждого цилиндра.

Во время работы мотора авто на главный блок управления поступает информация о нагрузке, температуре, детонации, напряжения батареи, информация о положении заслонки дроссельной, а также о положении коленчатого вала и частоте его вращения. Вся информация, которая подается от датчиков, поступает к преобразователю, который в свою очередь преобразует ее в электрические сигналы. Преобразователь должен передавать только сигналы в цифровой форме, так как микропроцессорный блок управления обрабатывает только числа.

Но, некоторые сигналы не нуждаются в преобразовании, так как поступают в виде импульсов (сигналы о положении и частоте вращения коленвала). После того, как блок управления получает данные от преобразователя, микропроцессор определяет УОЗ относительно карты углов, которая хранится в памяти.

Микропроцессорное зажигание обладает огромным преимуществом, так как его работа обеспечивает правильное управление зажиганием в зависимости от положения и частоты вращения коленвала, заслонки дроссельной, температуры в моторе и т.д. Так как микропроцессорная система зажигания не обладает механическим распределителем (трамблером), поэтому есть возможность обеспечить высокую энергию искры.

Как настроить систему?

Несмотря на разнообразные и многочисленные страшилки от мастеров сто, настроить микропроцессорное зажигание можно и самостоятельно. Правда настройка потребует значительного времени, нежели особенных знаний.

При изготовлении такого зажигания производители зашивают в микропроцессорный блок усредненные данные по мотору в целом в единую системную таблицу. Однако чтобы выполнить самостоятельную настройку зажигания, нужно подстроить процессор под конкретно ваш мотор, выбрать нужное положение и определить собственные данные. На которых собственно и будет построена ваша микропроцессорная система зажигания в машине.

Итак, для работы нам понадобиться компьютер или ноутбук с кабелем сервисной программулины. Считываем данные датчиков, затем подбираем нужные параметры системы и дальше придерживаемся инструкции в работе.

Когда данные датчика считаны верно и все элементы, предусматривающие микропроцессорное зажигание работают в нормальном режиме, дополнительного вмешательства в работу зажигания не потребуется. По всем теоретическим параметрам которые дают производители микропроцессорное зажигание нормально функционирует без ремонта до 10 лет.

В чем принцип действия

Volvo XC70 Черная яхта RICAstage2 Бортжурнал 33. Установка датчиков мертвых зон не BLIS Принцип функционала состоит в том, что в момент работы машины начинают меняться частоты вращения коленвала. Которые тут же контролируются датчиками распредвала и вращения коленчатого вала. На основе зафиксированных параметров идет команда на эбу. И тут же принимается нужный угол опережения.

Более того, когда изменяется нагрузка на силовой узел при движении машины, то выбор угла опережения и фиксация таких изменений полностью ложатся на датчик отслеживающий расход воздуха во время работы. Другими словами системой как бы управляет целый комплекс узлов. И весь процесс выполняется четко как по часам.

Учитывается все: момент и угол опережения, вращения, уровень температуры, частоты оборотов, положение важных узлов, заслонки, функционал цилиндров, наличие своевременной искры и так далее.

Микропроцессорная функция зажигания, призвана также и снижать ненужное напряжение в момент работы всех систем авто.

Пользуясь современным типом систем и данным зажиганием в целом, автовладелец получает максимум комфорта при минимуме затрат!

Устройство и принцип действия типовой системы зажигания

Компоненты системы зажигания

С технической стороны система зажигания входит в комплекс электрооборудования двигателя. Конструктивно она состоит из следующих элементов:

  • Аккумулятор или другой источник питания. Он подает в сеть низкое напряжение 12 вольт.
  • Переключатель. При повороте ключа переключатель замыкается и низкое напряжение поступает в накопитель энергии.
  • Накопитель энергии. Бывает двух видов: индуктивный (катушка зажигания трансформаторного типа, преобразующая низкое напряжение в высокое до 30 тысяч вольт) и емкостной (конденсатор).
  • Блок управления аккумулированием и распределением энергии. В зависимости от типа системы зажигания это может быть прерыватель, транзисторный коммутатор или ЭБУ (электронный блок управления).
  • Распределитель. Этот узел может быть механическим или электронным. Он осуществляет снабжение определенных свечей энергией в заданный момент времени.
  • Провода цепи высокого напряжения. По ним поступает высокое напряжение к электродам свечей.
  • Свечи зажигания.

Работа системы зажигания основана на следующем принципе: при подаче в сеть низковольтного напряжения, происходит накопление и преобразование энергии, что затем распределяется по свечам, на электродах которых формируется искра, провоцирующая воспламенение топливовоздушной смеси.

Что можно поставить на классику из существующих МПСЗ

Среди наиболее известных микропроцессорных, чаще всего используют МПСЗ Мaya, Secu 3 или Микас. Собрать любую не представляет труда, при наличии навыков правильно видеть и читать инструкцию со схемой, и выполнять последовательность действий монтажа. При выборе микропроцессорной системы не стоит пугаться навороченной схемы, которой любят козырять продавцы товара, предлагая услуги знакомого электрика для «гарантированно качественного монтажа за копейки». Все компоненты можно установить на классику своими руками.

При выборе обратите внимание на качество самого блока. Хорошим тоном считается, если нет короблений пластмассовых частей заусениц, микротрещин. Вторым показателем можно привести наличие большой рассеивающей поверхности в виде алюминиевой основы

Микропроцессор остается самой капризной частью и к выбору места под капотом или в салоне необходимо относиться со всей серьезностью

Вторым показателем можно привести наличие большой рассеивающей поверхности в виде алюминиевой основы. Микропроцессор остается самой капризной частью и к выбору места под капотом или в салоне необходимо относиться со всей серьезностью.

Катушки зажигания можно выделить в отдельный блок, как вариант можно закрепить непосредственно рядом со свечами на крышке головки.

Микропроцессорная система зажигания на классику

Понятно, что контактная система, устанавливаемая в том числе и на вазовскую классику, еще находится в эксплуатации и не может конкурировать с МПСЗ. Но тут возникает очень интересный момент.

Здесь нужно сделать небольшое пояснение – скорость движения автомобиля влияет на момент появления искры в цилиндрах. Теоретически это происходит при нахождении поршня в ВМТ. Однако при движении на высокой скорости, из-за конечных параметров горения смеси, искрообразование должно начинаться немного раньше, чем поршень дойдет до ВМТ.

Фактически, она дает вторую жизнь старому автомобилю с карбюратором – его возможности конечно будут уступать современному автомобилю, но МПСЗ позволит значительно улучшить работу контактной системы с мотором и карбюратором.

Фактически трамблер выполняет только функцию распределения напряжения по свечам, а управление зажиганием осуществляет МПСЗ. Она представляет собой электронное устройство, выполненное на микроконтроллере, которое в зависимости от показания датчиков (Холла или положения коленчатого вала) выставляет нужный УОЗ.

Могут быть и другие подходы к реализации подобного управления, например по температуре двигателя или разрежению во впускном коллекторе. Но независимо от этого МПСЗ продается в виде комплекта, подготовленного для установки на конкретный автомобиль, содержащего нужные жгуты.

При всех изменениях, затронувших систему зажигания автомобиля, принцип ее работы в целом остался неизменным – формирование высоковольтного напряжения осуществляется прерыванием протекания постоянного тока в первичной обмотке бобины. За все время существования автомобиля создана не одна схема, позволяющая значительно улучшить процесс искрообразования, но именно МПСЗ совмещает старую систему зажигания, установленную на многие машины, и микропроцессорное управление, продлевая жизнь автомобилю.

Мне нравится1Не нравится

Микропроцессорная система зажигания оборудована:

  • одной катушкой, которая общая для узлов;
  • сдвоенным или индивидуальным устройством генерации напряжения.

Каждый из вариантов обладает отличительными чертами:

  • общая катушка монтируется в устройствах с микропроцессорным зажиганием, оборудованным распределителем;
  • индивидуальный тип катушки монтируется на свече, что позволяет отказаться от установки высоковольтных проводников;
  • катушки сдвоенного типа монтируются в узлах прямого зажигания. Так, на 4-цилиндровом моторе монтируется пара катушек. Одна устанавливается на пару цилиндров 1 и 4, а вторая — на 2 и 3. В каждом устройство генерируется ток высокого напряжения. Искра образуется одновременном в двух камерах сгорания. В одной воспламеняется подготовленная топливная смесь, а в другой искра работает впустую.

Это интересно: Подушки безопасности в автомобиле — поясняем суть

Технические характеристики свечей зажигания

 

Калиль-

Нарезка,

Зазор

Длина

 

Марка свечи

ное

мм

между електро-

нарезной

Применение

 

число

 

дами, мм

части, мм

 

А10Н, А10НТ

10

M14xl,25

0,8-0,9

11

ГАЗ-53

All, НУ-КА

11

М14ХІ.25

0,85-1,0

12

ЗИЛ-130,

         

ЗИЛ-431410,

         

ГАЗ-24-01,

         

ПД-10УД,

         

П-350

А11Н

11

M14xl,25

0,7-0,85

12

УАЗ-469

А13Н

13

М14х1,25

0,6-0,75

11

ЗАС-965, -966

АНД

14

М14х 1,25

0,8-0,85

12

ЗМЗ-4022.10

А17В

17

М14ХІ.25

0,8-0,85

12

ГАЗ-24Д

А17ДВ;

17

М14х 1,25

0,8-0,95

19

ВАЗ

А17ДВ-10

         

А20ДВ

20

М14х1,25

0,8-0,95

19

М-2140

А23

23

М14х 1,25

0,75-0,8

12

МеМЗ-968,

         

-969А

М8Т

8

М18х1,5

0,7-0,85

24

Пусковые

         

двигатели

Взаимозаменяемость некоторых отечественных и заграничных свечей зажигания

Марка

«Bosch»,

«Champion»,

«Motorkraft»,

«Magneti»,

«NGK»,

свечей

Германия

Англия

США

Италия

Япония

All

W8A; W9A;

L88A; L88

AE52

CW3N

V5HS

 

W8AP; W9AP;

       
 

W8AC; W9AC

       

А14Д

W8CC

N5

AG3; AG31

CW5L

А17ДВ

W7DC; W7DP;

N10Y

AG252

CW7LP

BP6ES

 

WR7DC;WR7DP

       

А17ДВ-10

W7DC; W7DP;

N9Y

AG252

CW7LP

BP6ES

 

W7DTC;WR7DP;

       
 

WR7DC

       

А20Д1,

W6CC

N3

AG4

CW7L

B7ES

А20Д2

         

А23

W5A; W5AP;

LW81;

AE2; AE3

CW7N;

B7HS

 

WR5AC

LW82

CW7N1

   

5. Установка магнето.

Во время установки магнето на двигатель (ПД-10У и П-350) выкручивают свечу зажигания, в свечное отверстие вводят чистый стержень (штангенциркуль) и, вращая коленчатый вал, устанавливают поршень в ВМТ. Потом вращают коленчатый вал в направлении, противоположном к направлению рабочего вращения, опускают поршень на 5-6 мм ниже ВМТ, что отвечает положению кривошипа коленчатого вала под углом 27° к ВМТ (поршень пускового двигателя ПД-8 опускают на 4,8-5,5 мм). Вращают вал магнето при снятой его крышке к началу размыкания контактов (отверстие на выступлении приводной полумуфты должны находиться сверху) и в таком положении вводят выступы полумуфты в пазы шестерни привода магнето. Уточняют начало размыкания контактов, вращая корпус магнето, на фланце крепления которого есть специальные продолговатые отверстия, и скрепляют его болтами. Устанавливают на место свечу, провод высокого напряжения и крышку магнето.

Контрольные вопросы.

1.  Назначение системы зажигания.

2.  Требования, какие должна обеспечивать система зажигания.

3.  Перспективы усовершенствования системы зажигания.

4.  Определение пробивного напряжения и оптимальное его значение.

5.  Что такое угол опережения зажигания?

6.  Что такое раннее и позднее зажигание?

7.  Классификация систем зажигания.

8.  Из чего состоит магнето?

9.  Что такое «абрис» магнето?

10. Из чего состоит свеча зажигания?

11. Что такое экранированная свеча зажигания?

12. Поведение теплового конуса изолятора свечи при различных температурах.

13. Что такое калильное число?

14. Определение понятий «горячая» и «холодная» свеча.

15. Как маркируют свечи зажигания?

16. Оптимальный зазор между электродами свечи.

17. Чем нарушается нормальная работа свечи зажигания?

18. Как по нагару на электродах определить условия работы свечи?

Содержание отчета.

1.  Основные определения системы зажигания, требования, предъявляемые к ней и ее классификация.

2.  Описать конструкцию магнето.

3.  Зарисовать схему (рис. 2) и описать ее работу.

4.  Описать конструкцию свечи зажигания, основные определения, маркировка.

5.  Последовательность установки магнето.

Список литературы.

1. А. М. Гуревич и др. Конструкция тракторов и автомобилей. М.: Агропромиздат, 1989. – с. 305-307, 316-318.

2. В. А. Родичев. Тракторы и автомобили. М.: Колос, 1998. – с. 304-306

3. М. Ф. Бойко. Трактори та автомобілі. Єлектрообладнання. 2 частина. Київ. Вища освіта, 2001 – с. 76-82, 135-146.

Как работает микропроцессорная система зажигания

Приятным открытием был тот факт, что новую схему микропроцессорной системы вполне реально собрать своими руками по схеме МПСЗ из готовых компонентов. Ну и конечно, чтобы настроить микропроцессорный блок нужен компьютер, шнур СОМ-СОМ или СОМ-USB и пара сервисных программок, в том числе вариант прошивки таблицы углов опережения момента инициации воспламенения.

К сведению! Это наиболее важный этап и отделаться использованием стандартного табличного набора значений не удастся. Например, прошивки МПСЗ для двигателей УЗАМ очень отличаются от ВАЗ, тем более ГАЗ.

В отличие от старых версий, в которых момент формирования высоковольтного свечного импульса определялся распределителем зажигания, в новой микропроцессорной схеме команда на катушку подается на основании обработки сведений от нескольких датчиков:

  • положения коленвала, зачастую требуется покупка новой крышки с приливом под датчик, а при установке немного повозиться из-за малости места для работ;
  • сенсор абсолютного давления выдает на микропроцессорный блок степень разрежения во впускном коллекторе, что позволяет косвенно электронике делать поправку на степень загруженности мотора;
  • датчик температуры ОЖ – охлаждающей жидкости;
  • датчик детонации крепиться согласно инструкции на срединной части блока под специальный болт с гайкой;
  • датчик синхронизации.

Кроме датчиков потребуется сам микропроцессорный блок-коммутатор, новую катушку зажигания на два контакта и жгут проводов с фишками.

Возможность приобретения сборки по частям дает экономию, но не гарантирует стабильной работы

Как устроена МПСЗ

Daewoo Nexia Lady in white Бортжурнал Обогрев сидений. Бюджетная установка проводки на подогрев


Микропроцессорная бесконтактная система зажигания, не имеет в своей конструкции неких узлов механического типа и выстроена исключительно на компонентах электронного типа. Самым главным компонентом микропроцессорной системы является микропроцессор, который собственно полностью выполняет функцию главного мозга.

В схему микропроцессорной системы, входят следующие компоненты: АКБ, коммутатор, накопительно- распределительная система, блок управления электронного типа, ряд различных функциональных датчиков. А также датчик измерения температуры мотора и датчик напряжения аккумулятора, преобразующий компонент; компонент дроссельной заслонки, преобразователь цифрового формата, катушки, управляющий блок, память, свечи. Конечно от марки и модели устройства компоненты могут быть неодинаковыми.

Более подробно о МПСЗ SECU-3

SECU-3 предназначена для работы с четырехтактными двигателями c различным числом цилиндров (1,2,3,4,5,6,8) а также с двухтактными (например мотоциклы или скутера). Система построена на базе микроконтроллера семейства AVR, относительно дешевого и надежного. SECU-3 является достаточно универсальной системой и может быть использована в различных конфигурациях. Возможности управляющего программного обеспечения в совокупности с открытими исходными кодами дают много преимуществ по конфигурированию, настройке и использованию системы. Система SECU-3 может использоваться практически на всех карбюраторных двигателях и даже на двигателях с моновпрыском. Применение данной системы улучшает эксплуатационные свойства двигателя и автомобиля в целом.

В подкапотное пространство автомобиля устанавливаются несколько коммутаторов, несколько катушек зажигания, датчики и блок SECU-3 (блок можно установить в салоне). Для управления коммутаторами система симулирует сигнал аналогичный сигналу со стандартного датчика Холла (ДХ), благодаря этому можно использовать коммутаторы, предназначенные для работы от ДХ. Так как SECU-3 может управлять временем накопления, то можно использовать готовые модули зажигания, модули на IGBT транзисторах (например SECU-3 Igniters). Также, пользователи успешно используют различные системы тиристорного зажигания совместно с SECU-3. Есть возможность использовать конфигурацию с катушкой на каждый цилиндр (с датчиком фаз), конфигурацию с “холостой искрой”(wasted spark) например с 2-х выводными катушками зажигания, можно оставить “родной” коммутатор, а трамблер использовать только для “раздачи” искры. Синхронизация производится от датчика положения коленвала (ДПКВ) или двух датчиков (ДНО+ДУИ) или от датчика Холла. Измерение нагрузки производится при помощи датчика абсолютного давления (ДАД). Дополнительно измеряется напряжение бортовой сети, температура двигателя. УОЗ может корректироваться по сигналу от датчика детонации (ДД). Кроме этого, система содержит много дополнительных функций, таких как: управление электробензонасосом, программируемый выход для тахометра (моновпрыска), встроенный стробоскоп и т.д. Система может комплектоваться как интерфейсом RS-232 c гальванической развязкой, так и интерфейсом USB.

При помощи специальной программы-менеджера (есть версии на Windows, Linux и Android) можно следить за состоянием датчиков, редактировать параметры (включая таблицы УОЗ, непосредственно при работающем двигателе), стирать/записывать и редактировать прошивку. Менеджер позволяет полностью настроить все параметры системы, под конкретный двигатель.

Система электронного зажигания SECU-3 полностью открытый проект, который постоянно поддерживается автором. Доступно все – исходные тексты программ, чертежи, схемы и прочее. Принять участие в проекте может любой желающий!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: