Курс «экстремальное вождение на льду» часть 1

Что нужно, чтобы открыть курсы вождения?

«Эктремальная» школа требует особого подхода, и ваша задача – продумать каждый параметр ее работы. Вам понадобится:

  1. Нанять профессиональных инструкторов – с обучением будущих водителей-экстремалов лучше всего справятся бывшие автогонщики, которые отлично знают, как ведет себя машина в разных ситуациях
  2. Найти удобную тренировочную площадку – учебные классы вам вряд ли понадобятся, но автодром с хорошим покрытием будет очень важен (его лучше располагать за городом, чтобы шум машин никому не мешал, причем место для вождения необходимо оградить)
  3. Купить хотя бы один подходящий автомобиль – вряд ли ваши клиенты захотят проходить все перипетии экстремального вождения на собственных машинах, ведь есть риск их повреждения

В дальнейшем ваш бизнес на курсах вождения может предполагать обучение в рамках 25-30 часов: за это время ученик сможет усвоить основные навыки и приемы и приобрести необходимый опыт. При этом вы можете обучать как всех водителей, решивших записаться в вашу школу, так и определенные категории автомобилистов – например, только студентов или только женщин.

Экстремальное вождение автомобиля – не для дорог общего пользования

Очевидно, движение на грани скольжения или в непрерывном скольжении недопустимо на дорогах общего пользования.

Во-первых, повторюсь, велика цена ошибки. Чуть что – потеря управляемости и ДТП. Безопасное вождение автомобиля подразумевает вождение с запасом сцепления шин с дорогой, чтобы иметь возможность исправить ошибку в управлении. Довернуть руль, если недооценил крутизну поворота, додавить тормоз, если переоценил размер места для торможения и т.п. А экстремальное вождение автомобиля – вождение без права на ошибку, соответственно, не является безопасным и недопустимо на дорогах общего пользования.

Во-вторых, экстремальное вождение автомобиля подразумевает высокий уровень водительского мастерства, как результат длительных и регулярных тренировок. Как говорится, чтобы играть на флейте, нужно учиться играть на флейте. Аналогично, чтобы уверенно водить машину в управляемом заносе, нужно регулярно этому тренироваться. Все ли водители это делают? И вообще, есть ли уверенность, что хотя бы 5% водителей доросли до уровня Эксперта или хотя бы до Продвинутого?

В-третьих, вождение автомобиля в том же управляемом заносе вызовет неадекватную реакцию окружающих участников движения, что чревато ДТП.

В-четвертых, экстремальное вождение просто нецелесообразно с точки зрения перемещения из пункта А в пункт Б. Зачем водить экстремально, пусть это было бы допустимо? Ведь в заносе не доедешь из дома до офиса быстрее обычного. Если только ради удовольствия и адреналина, а это уже совсем другой разговор :)

Требования к автомобилю и дорогам

Не каждая машина сможет выдержать уроки аварийного вождения, не говоря о практическом применении навыков. Как правило, обычная машина не может обеспечить требуемой манёвренности. Её подвеска способна сильно повредиться во время такой езды, а риск аварии существенно возрастает. Намного проще владельцам современных автомобилей, которые рассчитаны на нестандартное управление.

На практике различают три вида экстрим-езды:

  1. Отсутствие скольжения при полном контакте с поверхностью дороги. Представляет собой стандартные манипуляции вроде поворота, тормоза и ускорения. Используется стандартное обучение.
  2. Предел сцепления и грань скольжения. Тонкое управление, которые не позволяет машине скользить, но она исполняет необычные манёвры.
  3. Переход за предел сцепления со скольжением постоянного типа. Быстрый и полный разворот машины, резкие движения и тормоз.

Именно два последних способа считаются наиболее экстремальными. В них недопустима ошибка, ведь если проводить такие манипуляции на льду или аварийной дороге, существенно повышается опасность для жизни. Обучение позволит выполнять такие манёвры, используя пробуксовку колёс и торможение с проскальзыванием. Освоив эти уроки, можно полноценно рассчитать траекторию скольжения, а также остановить машину даже на экстремальных поворотах.

Экстремальное вождение — это вид контроля над автомобилем, что не подходит для обычного управления. Это позволяет избежать аварийных ситуаций в моменты повышенной опасности. Обучение необходимо, ведь такие уроки значительно повышают навыки водителя, делая его профессионалом на дороге.

https://youtube.com/watch?v=0uxz0UEHRiA

Занос на дороге — это серьёзная опасность. Нужно уметь справиться с ситуацией, иначе можно попасть в аварию. При получении уроков вождения не стоит пренебрегать экстремальным вождением. Оно не только обеспечит необходимыми навыками управления автомобилем в опасные моменты, но и позволит проделывать сложные манёвры, которые упрощают движение.

Оборудуем автодром

Теоретические занятия оставим автошколам, пусть там отрабатывают свои деньги, и обучают ПДД и азам вождения. В нашем случае актуальна лишь практика, и еще раз практика. Чем больше времени ученик проведет за рулем автомобиля, тем увереннее он себя будет чувствовать на трассе. Впрочем, для факультативных занятий, о которых мы сказали, небольшой класс все же может понадобится.

Самое главное – это автодром на котором можно симулировать практически все плохие погодные условия и препятствия, которые начинающий водитель может встретить на своем пути. Собственно говоря, автодром должен практически ничем не отличаться от тех, которые есть у автошкол, плюс к этому дополнительно иметь участок для скоростного вождения.

В городе территорию площадью не менее 0, 24 га (именно столько прописано в новом законе об автошколах) найти очень сложно. А если и удастся, то плата за ее аренду будет крайне высокой. Поэтому стоит в первую очередь рассматривать площадки за городом, или на окраине. Идеально подойдет для таких целей территория заброшенных складов или бывший аэродром.

Ну, и, конечно, большей частью ученикам придется находиться на городских улицах. Поэтому стоит внимательно изучить городское движение, чтобы дать возможность для начала практиковаться тогда, когда движение наименее оживлено, постепенно повышая сложность выездов и заданий.

Зачем нужно учиться экстремальному вождению?

Конечно, для кого – то экстремальное вождение может быть видом нового авто – развлечения или хобби. Только самовыражаться таким образом следует в специально отведенных для этого местах! Нам бы хотелось рассмотреть это понятие как средство для повышения качества вашего личного водительского опыта, а также дорожного движения вцелом.

Итак, как было сказано выше, экстремальному вождению в автошколах, как правило, не учат — оно является дополнительным навыком, причем очень важным, полезным и, даже, необходимым в современной жизни. Проще говоря, мы настоятельно рекомендуем после обычной школы вождения пойти на курсы экстремально вождения, чтобы стать большой весомой положительной фигурой на просторах большой дороги.

В тот момент, когда вы столкнётесь с реальной практикой экстремального вождения, у вас произойдет переоценка ценностей, ваше сознание расширится, и вы поймете многие вещи, которые ранее не понимали относительно вашего опыта вождения.

Это будет происходить потому, что на обучении по экстремальному вождению, вас будут обучать приемам, отличающимся своей жесткостью и резкостью, будут показывать пределы возможностей автомобиля, и, что самое интересное, вы будите знакомиться с пределами своих собственных возможностей.

Advertisement

В программу обучения входит инсценировка многих дорожных ситуаций, проходя которые, обучающийся, если он ранее не занимался экстремальным вождением, будет сталкиваться с собственными ошибками и неумениями. Инсценировка аварий и крутых заносов, в которые вы обязательно будите попадать, будет демонстрировать вам ваш же уровень вождения и подготовки, а также то, насколько вы являетесь любителем, а насколько профессионалом вождения.

Записавшись на уроки аварийного вождения, вы получаете возможность приобрести уверенность в контроле над машиной; вы поймете всю физику и устройство движения, чтобы заранее предвидеть участки повышенной опасности на дорогах. Как свидетельствуют статистические данные, обычные уроки езды дают лишь 50% необходимых навыков, а экстремальное управление — все 100%.

Каждая школа создаёт свой формат обучения, куда включает обучение нестандартным видам манёвров. Их обычно разделяют на несколько уровней, отличающихся сложностью. Каждый будущий ученик может выбрать для себя «свой» уровень сложности, который, в свою очередь, зависит от того, насколько «прокачан» в этом деле ученик. Новичкам нужно начинать с малого, чтобы научиться преодолевать преграды, но для того, чтобы научиться профессиональному вождению, требуется пройти комплексное обучение.

Экстремальное вождение — это:

  • Безопасность на дороге. Система обучения подготовит вас к неожиданным
    дорожным обстоятельствам, в том числе
    самым критическим. В будущем полученные навыки
    помогут сохранить жизнь вам и вашим пассажирам;
  • Теория и практика комбинируются наиболее оптимальным образом: с первого
    дня обучения вы почувствуете нашу отдачу и высокую эффективность обучения.
    Действующие методики годами разрабатывались нашими лучшими инструкторами;
  • Уверенность. С нами вы приобретёте незаменимые навыки управления,
    благодаря чему на практике ощутите чувство комфорта и естественной уверенности в
    себе.
  • Управление и маневренность. Мы научим тонкостям езды на только купленном
    автомобиле либо после смены автомобиля, поможем преодолеть страх перед вождением
    после аварии.

Где могут пригодиться такие навыки

Как и контраварийное вождение, экстремальное помогает в опасных ситуациях, которые могут завершиться аварией и столкновением. Но если вы хотите научиться избегать ДТП, идите на курсы контраварийного управления.

Что же касается экстремального, то здесь ни одна из автошкол не преследует цель научить вас применять навыки в городе и в обычной жизни. Все автогонщики, если вы заметили, крайне спокойные, толерантные, порой чрезмерно флегматичные. Они никогда не уйдут в занос или дрифт в городе. Все они четко соблюдают ПДД и учат этому своих клиентов. В автошколах по ЭВ не воспитывают экстремалов и неадекватов. Такие навыки пригодятся в рамках соревнований, на работе в некоторых службах. А вообще это вопрос личного удовольствия.

Существует ряд трасс и треков, куда съезжаются поклонники драга, дрифта и пр. На специально организованных площадках проводятся соревнования. В повседневной жизни такие люди обычно строго придерживаются ПДД. Учиться ЭВ ради того, чтобы показать освоенные навыки на улицах города, вам точно не стоит.

Автопарк

Для обучения понадобятся несколько автомобилей различного класса – от минивэнов до спортивных и бизнес-авто. Их количество рассчитывайте, исходя из ожидаемого числа учеников. Все это должно быть отражено в бизнес-плане, который вам нужно составить прежде всего. Здесь вы можете найти инструкцию по составлению бизнес-плана, а по этой ссылке – https://business-poisk.com/kontakty вы можете заказать его написание специалистам.

Учитывая то, что на авто будут ездить неопытные водители, в штате необходимо также иметь 1-2 автослесарей для периодического ремонта. В свободное время они могут заниматься ремонтом других авто в автосервисе, открытом при автодроме. Вообще, дополнительных видов заработка может быть множество.

Интенсивные тренинги для женщин и девушек

Так уж сложилось исторически, что большинство женщин и девушек далеки от техники, однако это вовсе не означает, что их нельзя обучить водить машину профессионально. После прохождения тренингов, которые специально разрабатываются для прекрасной половины, больше никому в голову не придет вспоминать анекдоты про женские проколы за рулем.

Даже если милые дамы уже умеют водить автомобиль, то пройти интенсив по экстремальному вождению будет совсем не лишним. Как правило, такие тренинги включают в себя:

  • обучение навыкам, помогающим предвидеть дорожную ситуацию и избежать столкновений;
  • отработка приемов правильной парковки, в том числе в местах с ограниченным пространством;
  • приемы заезда передом и задом на эстакаду и в гараж;
  • отработка навыков любых видов торможения, включая экстренную остановку автомобиля;
  • выполнение сложных маневров на скорости;
  • объезд и уклонение от столкновения с различными дорожными препятствиями в движении.

Опытные инструктора по экстремальному (контраварийному) вождению помогут преодолеть страхи, которые возникают в различных дорожных ситуациях, а также привьют рефлекторную способность правильно управлять автомобилем даже в самой сложной дорожной передряге.

https://youtube.com/watch?v=SdhyPht5gdc

На уровне рефлекса

Перед каждым инструктором стоит довольно непростая задача: всех учеников необходимо научить не боятся приближающейся опасности, по возможности предвидеть ее, а также выполнять различные маневры на рефлекторном уровне. Эти навыки и помогают избежать ДТП и прочих неприятностей, которые возникают с неопытными водителями.

Безусловно, опыт вождения также играет определенную роль в принятии жизненно важных решений, однако большинство водителей, за плечами которых ни одна тысяча километров пробега, к сожалению, не умеют действовать в экстремальных ситуациях и не имеют понятия о контраварийных маневрах.

Пройдя обучение в автошколе по экстремальному вождению, Вы также научитесь:

  • уверенному скоростному вождению в любых дорожных ситуациях;
  • преодолевать крутые повороты на большой скорости;
  • выполнять самые сложные маневрирования автомобилем;
  • выполнять ступенчатое, а также прерывистое торможение;
  • осуществлять проезд в тесных (узких) участках на дороге;
  • уходить от возможных столкновений.

Это далеко не полный список действий водителя, которые в процессе обучения доводятся до автоматизма и выполняются в доли секунды, когда времени на раздумья нет.

Учимся водить спорт-кары

Чтобы профессионально овладеть экстремальным вождением спортивных (гоночных) автомобилей, не достаточно просто приобрести модель спорт-кара и самостоятельно расшивать по ней на бешеной скорости по заброшенному аэродрому или пустырю. Спортивное вождение позволяет освоить скоростное управление автомобилем. Также спорт-тренинги дают возможность понять водителю, что заставляет машину вести себя тем или иным образом на дороге, и как он должен поступать при различных обстоятельствах.

После тщательного изучения теоретической части переходят непосредственно к практике спортивного вождения, которая в себя включает:

  • обучение дрифтингу;
  • прохождение сложных поворотов на скорости;
  • отработку правильного торможения и разгона, используя функционал коробки;
  • изучение специфики прохождения спортивных гоночных трасс любой сложности и покрытия;
  • комплексное обучение осваиванию способов спортивной езды.

Отработка приемов спортивной езды осуществляется на твердом покрытии (асфальт), а также на грунтовой дороге и смешанных типах трасс. Таким образом, водитель быстро привыкает к спортивному экстремальному вождению в сложных условиях и быстрой смене дорожного покрытия.

Курсы экстремального вождения

В чем суть?

Популярная тема как среди водителей, так и среди моих коллег, обучающих опытных водителей. Что это такое? Я бы это назвал «квази-спорт». Это курсы, где водители учатся приемам гонщиков-раллистов или близким к ним. Их объединяет следующее:

  • приемы вождения автогонщиков в ралли
  • вождение с отключенными электронными системами безопасности
  • регулярное использование ручного тормоза в движении
  • нетрадиционные способы вождения и трюки:

— управляемый занос

— змейка

— полицейский разворот

— разворот «с ручником»

— разворот и повороты с помощью ритмического заноса

Отсутствие практической пользы

Конечно, это интересные курсы, дают адреналин, драйв, открывают новые возможности автомобиля и водителя. Но главный подводный камень этих курсов в том, что изученные приемы экстремального вождения неприменимы на дорогах общего пользования.

Повышение аварийности

То есть водитель прошел курсы экстремального вождения, научился супер-приемам управления автомобилем, но по факту остался безоружным перед реальными критическими ситуациями на дороге. Выходит, курсы экстремального вождения не имеют практической применимости и ценности. Но водитель же чему-то научился! Он же лучше почувствовал машину! Он же поднялся на новую ступень водительского мастерства! Да, но вопрос: к чему же это приводит? А приводит это к повышению самооценки водителя, появлению самоуверенности и изменению манеры вождения в сторону большего риска и увеличению числа аварийных ситуаций. Что, кстати, уже давно подтверждено специальными исследованиями в Европе.

Итак сделаем промежуточные выводы. Курсы экстремального вождения повышают уровень водительского мастерства, но не имеют практического применения на дорогах общего пользования и часто приводят к повышению самооценки водителя и уровню его аварийности.

Зачем нужны курсы экстремального вождения?

Нужны ли такие курсы вообще? Да, нужны — почему бы и нет? — людям нравится! Все эти нетрадиционные приемы вождения интересны и реально повышают чувство машины и уровень водительского мастерства. В нашей школе есть такие курсы: «Искусство дрифта» (для заднего и полного приводов) и «Секреты управляемого заноса» (для переднего привода). Есть еще курс «Вождение по гоночной трассе«, где отрабатывается гоночная техника пилотирования и движение автомобиля на пределе сцепления шин с дорогой. Чем не экстремальное вождение? Только, по нашему мнению, подготовка водителей должна не начинаться с этих курсов, а заканчиваться ими. И уж точно эти программы не должны быть единственными в цикле обучения. А что же еще должно быть в программе? Читайте дальше!

Это интересно: Что такое шаговый двигатель?

Автотранспорт для езды в экстремальных условиях

Транспорт, который имеется в любой автошколе для экстремальной езды, специализирован лишь для трудного и эффективного прохождения практической части. Такой автотранспорт снабжён всем нужным, дабы сопутствовать безопасности ученика в момент езды: более упругая подвеска спортивного типа, удобное спортивное кресло, наилучшие ремни для вашей безопасности. Итак, вы предпочли выучить исключительно стандартный базовый курс, тогда лучше при выборе транспорта остановиться на переднеприводном. Но стоит учесть, что они имеют мало возможностей почувствовать экстремальные моменты и крутые манёвры, но такой транспорт очень безопасный.

Очень эффективные и популярные машины с передним приводом

Они легки в использовании, и практически не застревают в болотной местности, важно то, что в момент езды у нее проходимость на 100%. Машины с наличием заднего привода будут наиболее удобными в управлении для экстремальной езды

Имея такой вид автотранспорта можно производить крутые развороты и ускорения, различные манёвры, опасные съезды и подъемы.

Сколько стоит открыть курсы вождения?

Ваш бюджет может зависеть от разных составляющих, однако при правильном подходе слишком крупных инвестиций можно не делать. Основные расходы таковы:

  • 25-30 тыс. долларов – на аренду автодрома (он должен быть размером примерно с футбольное поле и обязательно заасфальтированным, хотя допустимы и участки без асфальта, чтобы сымитировать езду по бездорожью)
  • 10-15 тыс. долларов (минимум) – на приобретение тренировочного авто и его дооборудование (при необходимости)
  • 500-1000 долларов – на один комплект покрышек (как правило, после каждого ученика его приходится менять)
  • 500 долларов ежемесячно – траты на бензин, ТО, услуги автослесаря для одного автомобиля

Обучение новичков

Начинающие водители – это особая целевая группа, для которой длительность программы обучения у частных инструкторов МКПП или АКПП зависит от «базы», полученной новичками в автошколе. Если обращаться за услугой в учебные заведения, то обычно предлагается фиксированное количество учебных часов. И бывают случаи, когда клиентам гарантируют результат даже в течение одного дня, что выглядит совсем уж смешно…

Профессиональный же подход к этому вопросу состоит в том, что после «инспекции» базовых навыков водителя преподаватель должен выстроить индивидуальную программу. Ее составляющими являются:

 более широкое ознакомление с техникой руления; отработка навыков корректного заезда на АЗС и выезда из нее; теория и практика ПДД: обучение принятию правильных решений с учетом действующих правил; закрепление упражнений на автодроме – параллельная парковка, заезд в гараж, разворот в ограниченном пространстве и пр. самостоятельная оценка учеником своих способностей управлять машиной в разных дорожных ситуациях; обучение умению прогнозировать ситуации не только в зависимости от дорожной разметки и знаков, но и с учетом плотности транспортного потока, а также поведения соседей по полосе.

Соответственно, никакой речи о подготовке молодого водителя к «боевым» действиям в течение одного дня быть не может. В зависимости от интенсивности занятий на повышение квалификации тратится от нескольких недель до месяцев. Затем ученик в течение какого-то времени занимается практическим самообучением, после которого он может записаться на курсы для автовладельцев со стажем.

Контраварийное вождение

Грамотный и подготовленный водитель должен уметь рассчитывать дорожную ситуацию, чтобы своевременно предпринять нужные действия по обеспечению безопасности. Тем, кто хочет освоить навыки предотвращения аварий, разнообразные организации предлагают пройти курсы контраварийного вождения.

Что это

Под контраварийным вождением понимают программу, повышающую мастерство водителей.

В России основы такой программы разработаны доктором педагогики и кандидатом технических наук при РГУФКСМиТ Цыганковым Эрнестом Сергеевичем. Этот известный тренер предложил уникальную методику, не имеющую аналогов в мире, с помощью которой можно научиться вычислять развитие ситуации на дороге, предвосхищая правильными действиями аварию.

Кому необходимы

Курсы контраварийного вождения полезны любому водителю – от новичка до профессионала, заботящихся о собственной безопасности и благополучии других участников движения.

Этот курс – полезное дополнение к общей программе автошколы, которой не всегда достаточно для закрепления необходимых навыков. Дополнительные занятия по контраварийному вождению станут гарантией успешной сдачи экзаменов на водительские права.

Указанный курс особенно важен для безопасности при езде по скользкой зимней трассе, когда любое неосторожное действие может стать причиной непрогнозируемого заноса с вероятным ДТП. Контраварийное экстремальное вождение


Контраварийное экстремальное вождение

Отработка навыков

Контраварийное вождение предполагает отработку таких навыков:

  • правильной посадки на водительском месте;
  • порядка торможения в экстренных ситуациях;
  • эффективной и внезапной остановки;
  • управления авто с учетом правильного прогноза дальнейших событий;
  • повышения надежности управления при поворотах;
  • безопасного движения в заднем направлении;
  • методики парковки задним ходом.

Полный курс включает комплексную отработку перечисленных умений с закреплением правильного порядка действий.

Отличие от экстремального

Важно отличать контраварийное вождение от экстремального. Ключевые отличия этих программ представлены в таблице

Оцениваемый фактор по программе Для контраварийного Для экстремального
Для кого предназначена Для начинающих водителей и любых других, желающих повысить мастерство Для опытных мастеров, ставящих целью получение адреналина с освоением экстремальных приемов
Цель Повышение безопасности движения, особенно в сложных условиях Участие в автогонках и других соревнованиях по водительскому мастерству
Программа Отработка навыков, обеспечивающих безопасность и умение прогнозировать ситуацию Освоение экстремальных и специализированных приемов вождения с применением стояночного тормоза на ходу, трюков в виде управляемого заноса, полицейского разворота и пр.
Практическая целесообразность Важна для успешной сдачи экзамена в автошколе и при каждодневном участии в дорожном движении Отсутствует

Приемы экстремального вождения автомобиля

Наконец, перечислю приемы, относящиеся к высшему водительскому мастерству, чтобы вы знали, чему вам предстоит научиться в случае такого желания. А заодно укажу, какие из них применимы на дорогах общего пользования, а какие – нет.

Приемы вождения на грани скольжения шин с дорогой

  • экстренное ускорение на грани пробуксовки ведущих колес
  • экстренное торможение с АБС или без АБС на грани проскальзывания шин (торможение гонщиков классов Формула)
  • точное определение места начала торможения, чтобы окончание торможения пришлось четко на вход в поворот и чтобы скорость была снижена точно до предельной скорости для данного поворота
  • комбинированное торможение с понижением передач и перегазовкой пяткой
  • управление крутящим моментом двигателя по тахометру, поддержание оборотов двигателя в диапазоне максимального крутящего момента и максимальной мощности
  • регрессивное торможение, затяжное торможение (trail braking) – совмещение торможения и вращения руля на грани скольжения шин
  • движение по дуге с предельной скоростью для данного поворота, удержание автомобиля на грани скольжения шин, ювелирная работа рулевым колесом и педалью газа
  • построение оптимальной траектории прохождения связки поворотов, обеспечивающей минимальное время прохождения кольцевой трассы
  • совмещение ускорения и вращения руля на грани пробуксовки шин при выходе из поворота

Из перечисленного можно и нужно применять в повседневной городской езде комбинированное торможение с перегазовкой пяткой ипостроение оптимальной траектории прохождения поворотов. Эффективно также совмещение ускорения и вращения руля на выходе из поворота, но не на грани скольжения шин, а с запасом их сцепления с дорогой. Допустимы также экстренное ускорение и экстренное торможение, но не в повседневном режиме, а в критических ситуациях.

Приемы вождения автомобиля в скольжения

способы создания заноса:

— без смещения веса автомобиля

— со смещением веса автомобиля

приемы прекращения заноса:

— скоростное руление

— работа педалью газа

— экстренное торможение

поддержание управляемого заноса, умение поворачивать автомобиль на различные заданные углы с помощью заноса:

— квадрат (90 градусов)

— треугольник (120 градусов)

— прямая (180 градусов)

— круг (360 градусов)

умение изменять направление движения автомобиля в заносе:

— змейка

— восьмерка

— трасса

умение непрерывно двигаться в контролируемом ритмическом заносе

трюки скольжения:

— разворот передним ходом на 180 градусов

— разворот задним ходом на 180 градусов – полицейский разворот

— разворот передним ходом на 360 градусов

— разворот с места передним ходом на 180 градусов

— разворот с места задним ходом на 180 градусов

Ничто из вышеперечисленного нельзя применять в повседневных поездках. Единственное, что может понадобиться в принципе – способы прекращения заноса: скоростное руление, работа газом и экстренное торможение. И то – в критических ситуациях. А для критических ситуаций есть отдельная дисциплина – контраварийное вождение, о которой я подробно написал в предыдущей статье: «Как научиться водить машину? Безопасное вождение и контраварийная подготовка».

В следующей статье я подведу итоги написанному в этой и двух предыдущих статьях и дам конкретные рекомендации по тому, как правильно учиться водить автомобиль.

Что такое экстремальное вождения и зачем оно нужно?

В данном случае слово «экстремальное» отнюдь не означает, что подобные курсы предназначены для любителей острых ощущений. Таким искателям можно предложить покататься по бездорожью на багги, или посетить картинг-клуб. Кстати, об этих идеях мы тоже в свое время писали обзорные статьи, те, кто заинтересовался, могут найти их по ссылкам.

Давайте опять ненадолго вернемся к традиционным автошколам. Все, чему там учат (говорим это из собственного опыта), дает новичкам лишь азы. Все остальное приходит с опытом накатанных часов, уже, к сожалению, после получения водительского удостоверения. Именно поэтому на долю водителей со стажем вождения менее одного года приходится около 30 % всех происходящих в стране ДТП.

Школа экстремального вождения призвана в сжатые сроки обучить водителей, уже получивших права, но неуверенно чувствующих себя на дороге, мастерству управления авто, «дополнить» то самое, что «недодали» в автошколах. Пройдя подобные курсы, можно научиться:

  • Скоростному вождению. Именно неумелое «лихачество» на дорогах становится реальной опасностью не только для самих «гонщиков», но и для посторонних людей.
  • Управлению автомобилем на занесенной снегом дороге и в гололед.
  • Вождению во время дождя на мокрой трассе.
  • Преодолению естественных препятствий (ям, ухабов, канав).
  • Езде задним ходом.
  • Методам сложной парковки.
  • Поведению на дороге при неизбежном столкновении.

Самое главное, что должен приобрести водитель в результате прохождения школы экстремального вождения, это уверенность в своих силах на дороге, и общение с автомобилем на «ты». Как дополнительный факультатив, можно ввести в программу обучения для желающих знакомство с устройством автомобиля, азы диагностики и устранения своими силами небольших неисправностей.

Контраварийная подготовка

В чем суть?

Прежде чем переходить к курсам экстремального вождения или к так называемым курсам высшего водительского мастерства, нужно получить базу и пройти курсы контраварийной подготовки. На которых как раз можно научиться приемам предотвращения критических ситуаций и выхода из них, если вы все ж таки в них попали. То есть контраварийное вождение – управление автомобилем в критических ситуациях, часто встречающихся на дорогах общего пользования.

Особенности этих курсов в том, что… в общем, прочитайте еще раз особенности курсов экстремального вождения – там все с точностью до наоборот :) А именно туда входит:

  • экстренное торможение перед внезапно возникшим препятствием
  • экстренный объезд препятствия – «переставка», «лосиный тест»
  • приемы предотвращения скольжения автомобиля: заноса, сноса, вращения
  • как вписаться в поворот в случае превышения скорости?
  • постановка правильных навыков управления при включенных электронных системах безопасности: ABS, ESP и т.д.
  • отсутствие нетрадиционных и неприменимых в жизни приемов:

— отключения электронных систем

— использования ручного тормоза

— вождения в управляемом заносе

— полицейского разворота

— разворота на 180 и 360 градусов с помощью ручного тормоза или ритмического заноса

Практическая польза

Как видите, содержание правильной контраварийной подготовки максимально привязано к реальному городскому вождению. Соответственно, все контраварийные приемы применимы на дорогах общего пользования, а сами курсы контраварийной подготовки дают водителям ощутимые выгоды и повышают безопасность вождения.

Что касается самооценки водителей после прохождения контраварийной подготовки, то по нашему опыту, она не повышается и становится более адекватной. Водители глубже понимают степень опасности автомобиля и необходимость высочайшего уровня водительского мастерства для полного контроля машины и дорожной ситуации. В итоге они начинают ездить спокойнее, медленнее, осторожнее и не злоупотребляют своими возможностями.

Отделяйте мух от котлет

Почему я употребил выражение «правильная контраварийная подготовка»? Потому что бывает и не совсем правильная. Часто мои уважаемые коллеги из других школ выдают за контраварийную подготовку курсы экстремального вождения. Не хочу никого критиковать и склонять вас к обучению в нашей школе, скажу только, что вы можете сами определить, какие именно курсы вам предлагают. Еще раз прочитайте особенности курсов экстремального вождения и контраварийной подготовки и узнайте, что именно входит в программу того курса, который вы планируете пройти. Есть там полицейский разворот? Отключаются ли системы стабилизации? Дергают ли водители «ручник» на занятиях? Если хотя бы один ответ «да», значит это попахивает экстремальщиной. А если все ответы положительные, то это точно не контраварийная подготовка, а курсы экстремального вождения, что бы вам ни говорили менеджеры по продажам или инструкторы этих школ.

И тут уже только вам решать, надо ли идти на этот курс и что вы вообще хотите получить от обучения. Если вы хотите научиться делать полицейский разворот, идите и учитесь, пусть эти курсы и преподносятся вам как контраварийные. Но если стоит задача повысить свой уровень безопасности вождения и быть вооруженным перед реальными дорожными ситуациями, то вам точно не туда.

А вообще, скажу, что в Европе на курсах контраварийной подготовки уже давно никто не дергает «ручник» и не занимается всеми остальными экстремальными мульками. Там люди не развлекаются, а повышают безопасность дорожного движения. И если кому-то нужно освоить раллийные приемы вождения, то для этого есть специальные курсы, но к дорожной езде это никакого отношения не имеет.

Помните, что при прохождении любых подобных курсов на собственной машине на автодроме не действует ни страховой полис ОСАГО, ни полис ДСАГО, ни полис КАСКО. Поэтому все риски возможного ДТП ложатся на вас, так что будьте особенно осторожны и внимательны! Либо проходите курсы на машине школы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: