Коробка отбора мощности (ком): принцип работы, назначение и правильный выбор

Назначение раздаточной коробки

Назначение раздаточной коробки (РК) состоит в распределении передающего усилия между ведущим и дополнительными мостами. Так же раздатка позволяет включать либо выключать ведущий мост и в некоторых случаях понижать или повышать передаточное число и тем самым увеличивать в двое количество существующих передач применяемых для коробки передач машины.


Схема полного привода с раздаточной коробкой передач

Такое вождение особенно важно при движении по хорошей автостраде, раздаточная коробка передач позволяет отключить дополнительный мост, тем самым снимается нагрузка на двигатель, трансмиссию уменьшается расход топлива. Создание раздаточной коробки идёт с начала двадцатого века, когда начинались развиваться гонки на автомобилях по шоссе и в условиях бездорожья. Особенно применение такого агрегата нужно для грузовой техники, где планировалось использование дополнительного осевого моста

Необходимо было как то сбалансировать крутящийся момент между двумя мостами

Особенно применение такого агрегата нужно для грузовой техники, где планировалось использование дополнительного осевого моста. Необходимо было как то сбалансировать крутящийся момент между двумя мостами.

Как только автомобиль попадает в условия бездорожья, то применение раздатки совместно с межосевым дифференциалом помогают двигателю распределить вращающийся момент к мостам в необходимом пропорциональном соотношении веса нагрузки, обеспечивая равномерно колёсам разных мостов вращаться с одинаковой скоростью, тем самым снижается нагрузка в трансмиссии и уменьшается износ механизмов, а главное, автомобиль преодолевает препятствия и движется равномерно в плохих дорожных условиях.

Отбор мощности на двигателе что это такое

Судовые двигатели

Работа двигателя с отбором мощности на валу

Иногда валопровод, идущий к гребному винту от главного судового двигателя, или свободный носовой конец коленчатого вала используется для приведения в действие различных агрегатов, из которых можно назвать электрогенератор (при­водимый в действие от вала двига­теля для выработки электроэнер­гии, необходимой судну в ходу, включая и полный ход его). В свя­зи с этим возникает вопрос — на какую мощность и число оборотов в этом случае следует проектиро­вать гребной винт. Рассмотрим прежде всего случай, когда греб­ной винт рассчитан на мощность двигателя, которая полностью пе­редается ему без промежуточного отбора.

Устройство и принцип работы

Устройство данной коробки включает в себя следующие элементы:

  • рукоятка переключения;
  • сливная пробка;
  • передняя и задняя крышки;
  • шток, ведомая шестерня;
  • шариковый элемент фиксатора;
  • картер и редуктор;
  • вилка;
  • вал моста ведомого типа;
  • насос и подшипник;
  • вал промежуточного типа заднего моста;
  • ось, корпус пневмоцилиндра.

Передача мощности начинается от блока шестерни раздаточной коробки силового агрегата на ведущую шестерню КОМ. Механизмы находятся в постоянном зацеплении друг с другом, активация отбора мощности осуществляется кареткой подвижного типа, которая начинает вводить в зацепление зубья.

Включение КОМ осуществляется при помощи механизма муфты зубчатого типа, которая соединяет оба вала, когда нагрузка на коробке отсутствует. Приемный вал получает вращение от промежуточного карданного вала. Второй конец КОМ связан с вторичным валом КПП. Затем вращение переходит на трансмиссионный вал насоса высокого давления. После этого вращение передается на ведущий мост шасси транспортного средства.

Управление данной коробкой осуществляется из кабины. Привод может быть механического, пневматического или электропневматического типа.

Коробка отбора мощности КамАЗ

Если КПП, это обязательная часть шасси автомобиля, а наличие раздатки и допкоробки (мультипликатора или делителя) зависит от предназначения авто, то коробка отбора мощности КамАЗ практически никакого участия в обеспечении движения машины не принимает. Основная задача этого узла – использовать мощность двигателя для функционирования дополнительного оборудования путем перевода крутящего момента на привод этого оборудования. Принцип действия КОМа всегда одинаков, а вот размещение узла может быть разным. Так на КамАЗ 4310 коробка отбора мощности устанавливается на раздаточной коробке и состоит из выходного вала, пары шарикоподшипников, в которых он зафиксирован и подвижной муфты. Эта муфта при включении КОМ смещается и входит в зацеп с верхним валом раздатки. Картер коробки отбора уплотнен резиновыми манжетами для предотвращения вытекания масла через крышку стакана подшипников. Используется узел для перевода мощности на штатную лебедку.

В другом варианте КОМ устанавливается на основную КПП. Именно к этому типу относится, например, коробка отбора мощности КамАЗ 5511, картер которой закреплен на правом люке коробки передач (на некоторых камских грузовиках подобный узел устанавливается с левой стороны, и совсем редко на заднем торце). Промежуточная шестерня раздатки не может смещаться по оси, поэтому постоянно получает вращение от промежуточного вала КП.

При необходимости включить дополнительное оборудование накачивается воздух в камеру с диафрагмой, сама диафрагма давит на ось с ведущей шестерней и та входит в зацепление с шестерней промежуточной. Нужно помнить о том, что такая коробка работает лишь при отключенном сцеплении и давлении в пневмосистеме не меньше 5 кгс/см2. То есть, переключение коробки передач КамАЗ при работе КОМа этого типа не приветствуется.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич

В связи со спецификой работы запчасти данного узла подвергаются усиленному внешнему воздействию, поэтому прочность и износостойкость каждой детали КОМ имеют огромное значение. В нашей компании вы без проблем сможете купить коробку отбора мощности КамАЗ нужного вам типа, причем цена ее будет очень даже приемлемой. Что же касается качества и износостойкости запчастей, то вся наша продукция успешно прошла полный перечень испытаний на полигонах МАДИ и разнообразные технологические проверки. «Диагноз» — полное одобрение производителей авто и потребителей.

Устройство коробки отбора мощности КАМАЗ


1 6511-4202005-20 Коробка отбора мощности с насосом в сборе 2 1/34495/21 Шпилька М10х1,25х15х25 3 5511-4202018 Прокладка 4 1/05168/70 Шайба 10 пружинная 5 1/21647/11 Гайка М10х1,25-6Н 6 1/59707/21 Болт М10х1,25-6gх25 7 864312 Пробка М30х1,5-6g 8 870632 Шайба уплотнительная 30х42х2 9 5511-4202034-10 Ось промежуточной шестерни 10 016-020-25-2-2 Кольцо 11 5511-4202040-10 Шайба 12 (6-305) Подшипник 12 864713 Подшипник 6-305 13 5511-4202048-20 Винт установочный 14 5511-4202032-10 Шестерня промежуточная 15 5511-4202016-10 Картер коробки отбора мощности 16 862806 Кольцо Б 62 ГОСТ 5511.4202040 Шайба стопорная 18 1/07269/11 Гайка М24х1,5-6Н 19 5511-4202091-10 Пружина 20 1/05170/70 Шайба 12 пружинная 21 5511-4202068 Поршень 22 100-3570228 Кольцо уплотнительное 23 5511.4202065 Корпус пневмоцилиндра 24 853965 Угольник 6 ввертный 25 1/60436/21 Болт М8-6gх25 26 1/05166/70 Шайба 8 пружинная 27 5511-4202200 (111) Подшипник 28 5511-4202036-10 Шестерня ведомая 29 Кольцо 2Б90 Кольцо 2Б90 30 5511-4202064 Компенсатор 31 5511-4202062-20 Полумуфта 32 5511-4202081 Кольцо стопорное 33 5511-8604087 Патрубок 34 1/60436/21 Болт М8-6gх25 35 1/05166/70 Шайба 8 пружинная 36 5511-8604087-10 Патрубок (тропический вариант) 37 (Г-5511-8604000-10) Насос шестеренный в сборе 37 НШ32-Л-2 Насос шестеренный в сборе 38 1/21647/11 Гайка М10х1,25-6Н 39 1/05168/70 Шайба 10 пружинная 40 Кольцо Кольцо 41 5511-8604088 Штуцер 42 5511-8604157 Прокладка 43 1/13070/21 Болт М10х1,25-6gх40 www.kspecmash.ru

ja_mageia

Из всего разнообразия редукторов наибольшее распространение получили простые цилиндрические двухступенчатые редукторы урала. Для понижения угловой скорости с большими значениями u используют волновые зубчатые редукторы (u=80…315 на одну ступень) или многоступенчатые планетарные, а также комбинированные редукторы, у которых в зависимости от сочетания передач и числа ступеней значение u практически неограниченно. Таким образом редуктор Урал, представляет собой комплекс шестеренок, заключенный в единый корпус. Смазка механизмов редуктора осуществляется путем разбрызгивания. Нормальное давление в полости корпуса редуктора поддерживается с помощью отводящей трубки или сапуна.

Редуктор Урал для мостов с блокировкой межколесного дифференциала (БМКД)

Дифференциал Урал — это механическое устройство, которое передает крутящий момент с одного источника на два независимых потребителя таким образом, что угловые скорости вращения источника и обоих потребителей могут быть разными относительно друг друга. Такая передача момента возможна благодаря применению так называемого планетарного механизма. В автомобилестроении, дифференциал является одной из ключевых деталей трансмиссии. В первую очередь он служит для передачи момента от коробки передач к колёсам ведущего моста. Основной целью блокировки дифференциала является передача необходимого крутящего момента обоим его потребителям (полуосям или карданам) При полной блокировке межосевого дифференциала Урал, он фактически перестаёт выполнять свои функции и превращается в простую муфту, жестко связывающую полуоси между собой и передающую им одинаковый крутящий момент с одинаковой угловой скоростью. Для того, чтобы полностью заблокировать классический дифференциал, достаточно либо заблокировать возможность вращения сателлитов, либо жестко соединить между собой чашку дифференциала с одной из полуосей. Такая блокировка реализована при помощи пневматического привода, управляемого водителем из салона автомобиля. Необходимо осознавать, что блокирование дифференциала Урал не увеличивает силу сцепления колеса с дорогой, а лишь предоставляет возможность колесу полностью использовать эту силу для создания тягового усилия.

Включать блокировку межколесного дифференциала (БМКД) Урал можно только при полностью остановленном автомобиле. Пользоваться ими надо крайне аккуратно, так как усилия мотора вполне достаточно чтобы «сорвать» механизм блокировки или поломать полуось. Применять такие блокировки желательно только на небольших скоростях для передвижения по труднопроходимой местности, так как при их применении в мостах, автомобиль очень сильно теряет в управляемости.

Для того, что бы автомобиль Урал работал долго и безопасно, необходимо тщательно следить за состоянием его главных рабочих механизмов. Необходимо время от времени проверять техническое состояние деталей редуктора главной передачи. Перед началом осмотра детали редуктора необходимо тщательно промыть – это существенно облегчит выявление повреждений и износа деталей. Особого рассмотрения требуют зубья шестерен главной передачи на наличие дефектов. Если детали чрезмерно изношены, то необходима их замена. При правильной эксплуатации и надлежащем уходе редуктор Урал прослужит долгое время

Зависимые коробки

Здесь речь идёт о зависимости от сцепления. Подобные устройства обычно располагаются на транспортных средствах, оснащённых механическими коробками передач. Такие системы актуально применять в случае, когда навесное дополнительное оборудование не нужно включать на ходу, то есть во время движения транспортного средства.

Зависимые коробки обладают несколькими основными преимуществами:

  • они имеют небольшой вес, что упрощает работу с ними при ремонте и обслуживании;
  • сам ремонт не вызывает никаких сложностей при наличии определённого уровня знаний;
  • если коробка находится в выключенном состоянии, такие КОМ дополнительно не нагружают двигатель;
  • конструкция достаточно простая и надёжная;
  • они обладают длительным сроком службы;
  • требования в плане технического обслуживания минимальные;
  • высокий уровень безопасности, поскольку коробка отбора не может самопроизвольно включиться в работу на ходу.

Монтируются зависимые коробки предельно просто. Для этого предусмотрено специально отведённое место. Предварительно демонтируется лючок. Если расположение будет верхним, дополнительно в схеме используется насос.

С демонтажными работами также всё просто. В случае снятия на работу основной КПП это никак не повлияет.

«Урал»-4320, 5557: коробка отбора мощности

Коробка отбора мощности (КОМ) автомобиля выполнена одноступенчатой. Фиксируется с правой стороны к картеру коробки передач. Рассчитана для привода вспомогательных механизмов. «Уралы» оснащаются КОМами двух типов: с фланцем и насосом.

КОМ следует включать, когда давление воздуха в пневмосистеме достигает 500 кПа (5 кгс/см2). Сцепление при этом должно быть выключено. Между КОМ и фланцами картеров коробки передач «Урала»-4320 расположены прокладки регулировочные, при помощи которых по шуму в зацеплении шестерен отрегулирован боковой зазор. Если необходимо заменить прокладки, то толщина их должна сохраниться.

Коробкой отбора мощности можно управлять дистанционно. Управление пневматическое, в которое входит кран управления, устройство пуска, воздухопроводы. Чтобы дистанционно включать КОМ, справа от водителя в кабине внизу приборной панели есть кран управления, установленный на кронштейне. Если КОМ отключена, то рычаг находится вверху, а шток занимает правое положение. Под действием пружины клапан прижат к седлу и воздух не идет через кран.

Во время включения коробки отбора мощности в нижнее положение переводится рычаг крана. Перемещающийся в крайнее левое положение шток давит на клапан и смещает его от седла. По воздухопроводам сжатый воздух идет в диафрагменную камеру устройства включения. Через шток с вилкой диафрагма вводит в зацепление шестерню ведомого вала с ведущей шестерней.

Во время выключения КОМ рычаг крана занимает верхнее положение. Под действием пружины шток занимает крайнее правое положение, отходя при этом от клапана. Камера устройства включения коробки автомобиля сообщается с атмосферой, из камеры воздух выходит, и под воздействием пружины шток с вилкой выводит из зацепления шестерню ведомого вала с ведущей шестерней. Параллельно с выпуском в атмосферу воздуха клапан прижимается к седлу под давлением пружины и разобщает отверстия крана (входное и выходное).

«Урал»-4320, 5557: коробка дополнительного отбора мощности

Мощность отбирается от первичного вала раздаточной коробки машины через подвижную муфту. Отбор мощности рассчитан для привода лебедки, а также других устройств и установок.


Коробка дополнительно отбора мощности может работать при любой передаче, в том числе и нейтральной. Чтобы смазать подшипники валов и шестерен в коробке дополнительного отбора мощности предусмотрен насос плунжерный. В состав насоса входит поршень с нагнетательным клапаном, клапан предохранительный и корпус. На эксцентрике вала размещен поршень с шатуном. При вращении эксцентрика поршень поступательно движется.

Чтобы избежать излишнего давления при росте частоты вращения, клапан всасывающий сделан дифференциального типа и имеет цилиндрическую пружину. Через трубку, которая соединена с ванной масляной раздаточной коробки машины, забирается масло, и из насоса подается к подшипникам шестерен через сделанные в первичном валу коробки раздаточной и валу каналы. Часть масла проходит через зазоры, и таким образом смазываются подшипники валов.

В водительской кабине справа внизу на панели приборов расположен кран управления дистанционным включением коробки дополнительного отбора мощности автомобиля «Урал»-4320. Кран крепится на кронштейне. Рычаг крана управления в положении «выключено» фиксируется винтом, расположенным на кронштейне крана.

Если коробка дополнительного отбора мощности работает продолжительное время, то при этом не должно быть чрезмерного нагрева подшипников валов отбора мощности и раздаточной коробки. Если нагрев повышенный, это говорит о поломке масляного насоса.

Чтобы проверить работу насоса, следует:

  • до упора затянуть рукоятку тормоза стояночного;
  • рукоятку включения передач коробки раздаточной перевести в нейтральное положение;
  • лебедку отключить, для этого перевести вниз рукоятку на правом лонжероне рамы;
  • в корпусе насоса выкрутить пробку;
  • мотор запустить, коробку дополнительного отбора мощности автомобиля «Урал»-4320, 5557 включить, одну из передач включить,
  • выявить поломку насоса, закрыв пальцем отверстие под пробку.

Если насос исправен, то в отверстии под пробку ощущается пульсация. При неисправном насосе запрещено работать.

az-ural.ru

Порядок работы КОМ

Принципиально КОМ похожа на КПП, только намного проще. В ней стоит ведущий вал, с жестко зафиксированной шестеренкой. При включении, она входит в зацепление с ведомой шестерней, посаженной на другой вал (фактически – ВОМ), передающий момент вращения на рабочее оборудование.

Если коробка управляется механическим способом, то шток перемещается с помощью рычага. При наличии пневмоэлектрической системы, в узле должна быть камера, куда подается воздух под давлением. Последний воздействует на диафрагму, соединенную с пружиной, после чего она сжимается, передвигая шток с включающей вилкой. Шестерни входят в зацепление. После стравливания воздуха, пружина распрямляется, шток движется в обратном направлении, шестерни разъединяются.

КОМ способна «забрать» до 40% мощности мотора. Большинство моделей включаются в то время, когда машина неподвижна. Хотя, есть и такие (например, на коммунальной технике), которые работают и при движении агрегата.

Как выполняется ремонт КОМ, пошаговая инструкция

Шаг №1. Снимаем коробку ОМ

Удаляем/сливаем остатки масла из картера и бака для масла.

Отсоединяем рукав подачи воздуха в камеру от трубопровода и отключаем сигнализацию от электропривода.

Снимаем рукав и трубку высокого давления с фланцев маслонасоса.

Отвинчиваем крепежные болты и снимаем коробку отбора мощности.

Шаг №2. Разбираем коробку

Отгибаем замковую шайбу и отвинчиваем болт оси. Выпрессовываем из картера ось, снимаем ведущую шестерёнку и прокладочный элемент.

Включатель сигнализации выворачиваем из картера, убираем шайбы регулировки. Отвинчиваем болты крышки пневмокамеры, снимаем ее. Выкручиваем гайку диафрагмы на штоке, снимаем тарельчатую шайбу/диафрагму/следующую гайку/пружину.

Откручиваем болты крепежа корпуса камеры к картеру КОМ. Достаем корпус. Выкручиваем болты крышки подшипника, снимаем ее и прокладочный элемент.

Снимаем спецщипцами стопорное кольцо из проточки, выпрессовываем вал и спрессовываем с него подшипник. Снимаем из картера подшипник и ведомую шестерёнку. Выворачиваем шток из вилки и снимаем ее. Убираем уплотнительное кольцо.

Все запчасти моем, чистим проверяем на пригодность. В случае выявления трещин и других дефектов заменяем на новые. Трещины в картере модно заварить.

Шаг №3. Сборка

Перед сборкой запчасти и поверхность коробки необходимо смазать маслом. Собираем с последовательностью, противоположной снятию. Проверяем соединение воздухопровода, чтобы не было не герметичности. Электро-пневмо-систему проверяем по сигнальной лампе на приборном щитке. Регулируем ход шарика с помощью количества шайб.

При ТО проверяем уровень масла, доливаем или заменяем его

Регулируем подшипники ведущего/промежуточного валов, обращаем внимание на зазоры. Регулируем положение муфт

Коробку отбора мощности периодически разбираем и смазываем запчасти.

Точные цены уточняйте у менеджеров по телефону

Ремонт коробки отбора мощности

Коробку отбора мощности снимают с автомобиля вместе с коробкой передач.

Разборку коробки отбора мощности необходимо выполнить в следующем порядке.

1. Отсоединить нижний конец рычага 1 управления от штока 4 (см. рис.1).

2. Снять ось рычага управления и рычаг, выпрессовать втулку из отверстия рычага

3. Выпрессовать штифт крепления оси 13 ведущей шестерни, выпрессовать ось, снять ведущую шестерню 12 и опорные шайбы, вынуть подшипники ведущей шестерни.

4. Снять шпонку с ведомого вала 9.

5. Снять переднюю крышку 3 и прокладку.

6. Выпрессовать из крышки сальник ведомого вала.

7. Снять заднюю крышку 8 подшипников.

8. Вынуть промежуточный вал 11, выпрессовать передний и задний подшипники блока шестерен промежуточного вала. Раскернить и отвернуть гайку ведомого вала, вынуть ведомый вал и блок шестерен, выпрессовать задний и передний подшипники ведомого вала.

9. Выбить заглушку люка картера.

10. Снять заглушку отверстия под фиксатор.

11. Снять защитный колпак штока.

12. Вынуть шток 4. вилку 7, фиксатор, пружину, вывернуть гайку штока, снять кольцо, шайбу и сальник.

Сборка. Перед сборкой все детали коробки отбора мощности смазать маслом, заливаемым в узел. Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской. При сборке пользоваться только новыми прокладками и сальниками.

Коробку отбора мощности собирают в последовательности, обратной разборке с учетом следующих указаний.

Подобрать по шлицам ведомого вала скользящий блок шестерен. Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении блока по валу. Угловой люфт на шлицах не должен превышать 0,08 мм при проверке на радиусе начальной окружности венца с числом зубьев, равным 24.

Завести во внутреннюю полость картера скользящий блок шестерен так, чтобы зубчатый венец с прямыми зубьями располагался со стороны отверстия под фиксатор, а вилка включения передач вошла в канавку блока шестерен.

Задние подшипники промежуточного и ведомого валов устанавливать заподлицо с плоскостью картера.

Внутренние кольца шариковых подшипников ведомого и промежуточного валов запрессовать до упора в торцы буртов на валах. При этом между торцами буртов и колец щуп 003 мм не должен проходить.

Завернутую до отказа гайку крепления подшипника ведомого вала закернить в паз вала.

После установки на шток резинового сальника, металлической шайбы и войлочного кольца завернуть гайку сальника до тугого вращения.

Перед постановкой смазать рабочую поверхность сальника ведомого вала.

Запрессовать сальник в переднюю крышку заподлицо с наружным торцом крышки.

Поставить на пасту СК-ОЦБ заглушку в выточку картера.

Запрессовать в отверстие под фиксаторный шарик заподлицо со стенкой картера заглушку штока.

Запрессовать ось ведущей шестерни в картер заподлицо с плоскостью бобышки. Совместить отверстие в оси и бобышке картера. Перед постановкой оси отверстия в картере смазать пастой СК-ОЦБ. Запрессовать штифт крепления оси заподлицо с торцом бобышки.

Запрессовать втулку в отверстие рычага управления коробкой отбора мощности до упора торца втулки в наружный торец рычага.

Собранную коробку отбора мощности поставить на стенд и испытать без нагрузки на шум, течь масла и легкость переключения.

Перед испытанием коробку отбора мощности заправить веретенным маслом.

Это интересно: Значение кодов ошибок компьютерной диагностики грузовиков камаз евро-4: что необходимо знать

Перечень смазок

применяемых в дополнительных трансмиссиях пожарных автомобилей

Наименование смазочного узла или механизма Смазочные материалы Примерная периодичность замены смазки
Коробка отбора мощности Масло, применяемое для коробки передач или раздаточной коробки в соответствии с инструкцией по эксплуатации базового шасси: ТАп-15В; ТСп-15К; ТСп-10 (в зимний период эксплуатации). Через одно ТО-2
Шарниры карданных валов (игольчатые подшипники крестовин) Смазка №158; ТАп-15В; ТСп-10. Через 50-60 часов работы
Опорные подшипники промежуточного вала Смазка №158; литол-24; смазка 1-13Ж; пресс-солидол С. Через 50-60 часов работы
Шлицы карданных валов Смазка №158; литол-24; смазка 1-13Ж; пресс-солидол С. Через 100 часов работы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: