Меня сначала пропускали, а потом ударили при перестроении
Такая, откровенно скажем, неприятная ситуация может произойти, если водители не поняли друг друга или кто-то специально решил совершить ДТП.
Опять же, в каждом конкретном случае необходимо смотреть динамику ДТП, кто как двигался и как пропускал. Если водитель специально решил обновить детали своего авто за счёт другого водителя, то, быть может, он всё же нарушил какие-то требования правил, тот же пункт 10.1.
В противном случае вина ляжет на доверчивого водителя, которому уступали дорогу, но не уступили.
Очень часто бывают ситуации, когда уступает один водитель, но не уступает другой. Особенно, если вторую машину не видно из-за потока.
Поэтому, даже если вас кто-то пропускает, моргает фарами или сигналит, то сперва убедитесь, что вы не создаёте никому помех, а после этого, убедитесь ещё раз и только потом осторожно выполняйте маневр
Исключения для общественного транспорта
Не стоит сразу паниковать при встрече со знаком 3.18.2, если вы водите автобус или другой вид общественного транспорта. Согласно правилам дорожного движения, действие знака 3.18.2 «Поворот налево запрещен» не распространяется на маршрутные автосредства.
- Какой штраф за поворот и разворот в неположенном месте
- Разворот на пешеходном переходе
- Поворот под запрещающий знак «Движение прямо»
- Поворот через сплошную линию
- Разворот на мосту
- Поворот навстречу одностороннему движению
- В каких ситуациях допускается поворот и разворот в неположенном месте
Адекватное поведение водителя и его правильные манёвры на проезжей части уберегут жизнь пассажиров и пешеходов, сохранят в целости и сохранности его и окружающие транспортные средства, а также предохранят от непредвиденных расходов на уплату штрафов. В статье пойдёт речь о том, какие штрафные санкции положены при развороте и повороте в неположенном месте.
Как определить виновника
Чтобы определить, кто же является виновником произошедшей аварии, нужно обязательно изучить все нюансы и обстоятельства, приведшие к аварии на дороге. Так, зная сложившуюся ситуацию, сотрудники ГИБДД могут определить виновника столкновения:
- Если водитель авто выполнял обгон попутной машине и не успел завершить данный маневр, в результате чего произошла авария, то виновником сложившей ситуации будет водитель того автомобиля, который не сумел своевременно завершить маневр.
- В случае, когда столкновение произошло при обгоне машины, выполнявшей левый поворот, то виновником может оказаться как каждый участник движения в отдельности, так и оба водителя. Так, лицо, выполнявшее поворот, может быть нарушителем по той причине, что его автомобиль не предупредил заранее других участников движения о планируемом маневре. Ведь, в соответствии с пунктом 8.1 действующей редакции ПДД, автомобиль обязан подавать сигналы о маневрировании, а в случае их неисправности — это должен делать водитель, путем подачи жестов рукой. Водителю, который выполнял обгон находящегося впереди автомобиля, могут объявить о том, что он нарушил требования пункта 11.2, в соответствии с которым, он не имел права обгонять авто, которое объезжало препятствие на дороге либо выполняло маневр и заранее предупреждало о нем. Как правило, сотрудники ГИБДД в такой ситуации пытаются выяснить, кто же ранее подал сигнал о начале маневра и подавался ли он вообще. Тот, кто оповещал других участников движения о маневре раньше и будет признан невиновным.
- Аналогичным образом определяется нарушитель в том случае, если столкнулись сразу два автомобиля, которые пытались осуществить обгон. Чаще всего виновным лицом будет тот водитель, который позднее начал выполнять обгон.
- В ситуации, когда водитель, пытаясь избежать столкновения на своей полосе движения, выехал на противоположную и там столкнулся с другим автомобилем, нарушителем будет признан тот водитель, из-за действий которого другой участник движения был вынужден маневрировать и выезжать на встречку. В некоторых случаях, виновником может быть определен водитель, который допустил выезд своего авто на противоположную полосу движения. К этому может подвести пункт 10.1, в соответствии с которым водитель, в момент обнаружения опасной ситуации на дороге должен снизить скорость движения, а при необходимости – остановить свое транспортное средство. Однако, если водитель выполнил торможение, однако его автотранспорт был вынесен на полосу встречного движения, то виновным его вряд ли признают.
- Если же лицо, которое управляло машиной, не справилось с ее управлением и авто оказалось на встречной полосе, то оно виновно в возникновении опасной ситуации на дороге.
Что грозит за неуплату
Поворот не со своей полосы – это административное правонарушение, за которое полагается наказание и не только в виде штрафа.
- Арест водителя на 15 суток.
- Изъятие имущества (его стоимость должна быть равна той сумме, которая установлена в виде штрафа).
- Привлечение к общественным работам на период, определенный судом (но не более 50 часов).
- Удержание определенной части заработка (если лицо официально трудоустроено) в счет погашения задолженности перед государством.
- Лишение водительского удостоверения.
- Запрет на выезд за пределы РФ.
Эти меры считаются наиболее жесткими и применяются в том случае, если сумма долга достаточно велика. Гражданину выделяется 2 месяца, в течение которых санкция в денежной форме должна быть погашена. Оплата, произведенная сразу, является наиболее выгодной еще и потому, что действует скидка в 50%.
В случае если лицо, которое нарушило ПДД, не производит оплату, то информацию об этом вместе с делом передают в территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов, которые занимаются взысканием задолженностей.
Поворот из второго ряда
В Правилах установлены случаи, когда запрещено пересекать определенные типы разметки: 1.1 (разделяет транспортные потоки), 1.2.1 (обозначает край проезжей части, при этом допускается пересечение этой линии для остановки в разрешенных местах) и 1.3 (разделяет противоположные потоки, когда для движения 4 и более полос). Однако в определении к разметке 1.1 указано, что этой линией обозначаются и границы стояночных мест. То есть, двигаясь по парковочной разметке, можно попасть на 500-рублевый штраф (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ). Однако, если говорить откровенно, кто из нас, когда паркуется, не наезжает на эту разметку? Сюда же относятся и островки, определяющие начало и окончание зоны парковки.
Зачем нужны знаки о движении по полосам
По правилам дорожного движения знаки и разметка определяют количество полос движения и как на них должны располагаться машины. Знаки рядности перечислены в разделе 5 приложения к ПДД, движение по полосам регулируют четыре из них: 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8. Про разметку — в п. 1.18 ПДД.
Светлана Новикова, автоинструктор и преподаватель по безопасному вождению
Знаки о движении по полосам нужны по двум причинам:
Сориентировать водителя. Круглый год разметка есть в городах, где климат позволяет часто ее обновлять, например в Москве. Во многих регионах она сходит вместе со снегом и обновляется очень медленно. Знак помогает водителю ориентироваться на дороге и заранее занять безопасное место перед маневром.
Увеличить пропускную способность на дорогах города. Часто повороты — это съезд на второстепенную дорогу с магистрали, например во двор. Знаки нужны, чтобы направить поток машин и не создавать затор.
Штрафы за движение не по полосам
Движение по разделительной линии, игнорирование полосы – 500 рублей.
Маневры, осуществляемые между полосами, которые проводятся без поворотных сигналов – 500 рублей. Сумма штрафа вырастет, если маневр совмещен с обгоном там, где обгон запрещен правилами.
Если водитель повернет на перекрестке из полосы, закрытой для поворота, штраф составит 1500 рублей.
Несмотря на то, что выезд на встречную тоже можно отнести к игнорированию полосы, он может привести к аварийной ситуации и поэтому облагается более серьезными штрафами, от 1500 рублей, если нужно объехать препятствие до лишения прав на год, если на встречной произошел обгон.
Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту
Ещё одна типичная ситуация, когда вы не пропустили встречную машину (машины) при левом повороте:
Здесь виновность в ДТП при повороте налево должна быть также очевидна для любого водителя в зависимости от наличия светофора и знаков приоритета:
- если перекрёсток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зелёный, то виноват красный (нарушение п. 13.4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
- если перекрёсток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.
Если встречный едет на жёлтый или красный
То всё будет зависеть уже от разрешённости движения для синего по последней схеме. Так, если он выехал на перекрёсток уже на красный, то обязанность уступить ему дорогу у красного пропадает (уступать можно только тому, кто имеет приоритетное право движения, если синий не имеет права на движение, то и приоритета у него нет по определению пункта 1.2 ПДД).
А вот если на жёлтый, то всё будет зависеть от разбора ДТП. Отметим лишь, что на практике ДТП в ГИБДД и судебной всё будет зависеть от доказанности участниками аварии своей позиции, ведь водитель синего может указать на то, что двигался на зелёный (чаще всего все так и делают). И от наличия видеорегистратора и свидетелей будет завиесть реальный исход по определению виновника.
Вот, к примеру, в данном случае в случившемся ДТП был бы винован водитель, проехавший на жёлтый.
Если встречный поворачивает направо на в свою полосу
Ещё одна типичная ситуация: синий обязан при повороте направо двигаться возможно правее, но он лезет в левую полосу – туда, куда движется и красный:
В случае, если красному нужно на выезде с перекрёстка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13.4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?
Здесь кроется неоднозначность 8.6 ПДД. Дело в том, что он указывает синему двигаться как можно правее лишь по возмножности:
Таким образом, видим, что если у синего была возможность двигаться правее, а он ей не воспользовался, то он и нарушил и виновен в ДТП. Обязанности красного здесь уступать дорогу не было, так как синий не имел права на движение в намеченном направлении, а, значит, и не имел приоритета.
Что такое «возможность» в контексте пункта 8.6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности? Или тот факт, что на следующем перекрёстке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.
Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведёт в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.
Когда нужно включать поворотники по ПДД 2022 года?
Естественно, простая забывчивость по выключению указателей поворота не может автоматически стать причиной виновности в ДТП. Потому необходима скрупулезная оценка всех фактов, приводящих к аварии, где одну из ключевых ролей может сыграть поворотник.
- начало движения,
- остановка,
- перестроение – смена полосы,
- обгон – связан с перестроением на встречную полосу,
- объезд неподвижного транспортного средства или препятствия, связанный с перестроением,
- поворот, когда водитель одну дорогу покидает на другую въезжает,
- разворот – смена направления движения на противоположное в пределах одной дороги,
- въезды и выезды с кругового движения (правые повороты),
- въезды и выезды с прилегающей территории (повороты).
При любом маневре водитель обязан:
- не создавать опасность для движения, то есть угрозу ДТП;
- не создавать помех другим участникам движения, то есть из-за маневра водителя никакие другие автомобили или пешеходы не должны изменить направление движения или скорость.
Вас также заинтересует:
- Попали в ДТП на служебном автомобиле в рабочее или нерабочее время – возмещение ущерба и что грозит?
- У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение
- Водитель впереди перестроился и затормозил: кто будет виноват в ДТП и как доказать?
Кто прав в ДТП с перестроением?
Чтобы водитель мог разобраться в любой ситуации с перестроением, начнём объяснение с самого начала, а именно Правил дорожного движения.
Тут сразу обратим внимание наших читателей на ситуацию, когда в одной полосе могут поместиться сразу две машины. В таком случае каждый водитель едет по своему ряду и, смещаясь вправо или влево, он совершает маневр перестроения
Пункт 8.4 Правил гласит:
Далее вспомним одно из важнейших определений в данном пункте, а именно, «уступить дорогу».
Теперь конструкция для понимания первого вопроса полностью готова. В ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие произойдёт при перестроении, будет прав тот, у кого было преимущество, кто двигался без изменения направления движения.
А если виноват в нарушении п. 8.4, то такого водителя ждёт ответственность по и штраф 500 рублей.
Но, если бы все ситуации были такими однозначными, мы бы не публиковали данную статью.
Основания для назначения штрафа
Согласно статье 8 Постановления Правительства России «О Правилах дорожного движения» перед началом перестроения водитель должен включить поворотник, соответствующий выбранному направлению. При этом автомобилист обязан убедиться в безопасности маневра и в отсутствии помех движению. При намерении повернуть направо, налево или развернуться водитель обязан заблаговременно перестроиться и занять положение на крайней полосе, предназначенной для движения в заданном направлении. Если автомобилист этого не сделал, он нарушил п. 1. 1 ст. 12. 14 Кодекса об административных нарушениях РФ. В такой ситуации инспектор ГИБДД выписывает штраф за поворот в неположенном месте в размере 500 рублей*.
Поворот направо по Правилам дорожного движения
Существует несколько оснований для назначения штрафа:
Поворот со второго ряда. Согласно п. 8.5 ПДД перед осуществлением маневра водитель обязан заблаговременно занять крайнее положение и поворачивать именно из него. Штраф за поворот не со своей полосы, в случае, когда нарушение было зафиксировано на камеру, составляет 1500 рублей*.
Поворот налево. При нарушении предписаний разметки или знака «Поворот налево запрещен» штраф составляет от 1000 до 1500 рублей*. Санкции за выезд на полосу встречного движения прописаны в ст. 12. 15 КоАП и составляют до 5000 рублей*.
Неправильный проезд перекрестка
При повороте следует обращать особое внимание на разметку, дорожные знаки и указания светофора. Штраф за неправильный проезд перекрестка составляет 1500 рублей*.
Неверное осуществление разворота
Разворот, реализация которого противоречит предписаниям разметки и дорожного знака «Разворот запрещен», карается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей*.
Поворот в неположенном месте. Если в поле зрения водителя находится знак «Движение по полосам», автолюбитель обязан следовать его предписаниям. Такие знаки могут указывать на направление поворота с каждого ряда, движения по полосам или одной полосе, границы полосы и режимы движения по рядам. Согласно ст. 12. 16 КоАП, поворот не из своего ряда, штраф за который составляет 500 рублей*, является одним из самых распространенных нарушений при реализации поворота.
При несоблюдении требований знака «Одностороннее движение» штраф составит 5000 рублей*. В отдельных случаях водителя лишают прав на срок от 4 месяцев до полугода.
Обратите внимание! Повторное совершение этого проступка влечет за собой лишение прав сроком на год. Каждый вид нарушения влечет за собой административное наказание
Суммы перечисленных штрафов равны для всех регионов России. Исключением являются города Москва и Санкт-Петербург — здесь суммы штрафов за те же нарушения увеличиваются вдвое. Размер выплаты определяется в равном порядке и для грузовых, и для легковых ТС
Каждый вид нарушения влечет за собой административное наказание. Суммы перечисленных штрафов равны для всех регионов России. Исключением являются города Москва и Санкт-Петербург — здесь суммы штрафов за те же нарушения увеличиваются вдвое. Размер выплаты определяется в равном порядке и для грузовых, и для легковых ТС.
Важно! Штрафовать автомобилистов вправе только инспекторы ГИБДД. Сотрудник обязан представиться и показать свое удостоверение
При сомнении в компетенции инспектора можно позвонить в управление ГИБДД.
Сотрудник ГИБДД проверяет документы водителя
Советы опытных автолюбителей
Как говорят опытные автолюбители, «жизнь научит» водить правильно, подразумевая, что учатся на ошибках. Но лучше учиться заранее, чтобы ошибок не совершать, поэтому, выслушав советы опытных автолюбителей касательно правильного выполнения поворотов, можно выделить несколько важных моментов.
- Во-первых, при повороте налево выезд на встречную полосу нельзя совершать слишком рано, чтобы «срезать» угол. Поворачивать нужно почти под прямым углом, чтобы избежать движения по «встречке» и только пересечь ее.
- Во-вторых, нельзя резко тормозить перед поворотом, чтобы никто сзади, зазевавшись, не въехал в автомобиль.
- И в-третьих, нельзя допускать выезда на встречную полосу при повороте направо, потому что если так случилось, то водитель точно едет неправильно, да еще и может в некоторых случаях лишиться за это прав, не говоря уже о последствиях лобового столкновения.
Что будет за обгон в зоне действия знака
Ч. 9.2 ПДД РФ гласит, что не допускается обгон по встречной полосе, если противоположные ряды отделены друг от друга непрерывной двойной или одинарной разметкой, или стоит запрещающий знак. За такой опасный маневр грозит штраф за нарушение движения по полосам по 12.15 ч. 4 КоАП в 5000 руб. или изъятие прав на 4–6 месяцев. Вторичный проступок однозначно приведет к лишению прав на 1 год, а если его зафиксировала камера – к взысканию в 5 тыс. руб.
Как правило, на дорогах с многопоточным движением знаки идут в связке с разметкой. Однако ГИБДД предупреждает, что при отсутствие линий на дороге руководствоваться указателем следует только для определения количества рядов и направления движения. Знак не заменяет разметку. Что это значит?
Указатель 5.15.7 может устанавливаться на дороге с двумя противоположными полосами там, где направление потоков не всегда интуитивно понятно. На этом знаке нарисованы две стрелки (одна указывает вниз, другая — вверх), разделенные непрерывной белой линией. Она не означает, что на дороге предполагается сплошная разметка.
Штрафные санкции
Нарушение правил безопасного движения на дорогах приводит к привлечению ответственности водителей в соответствии с положениями КоАП РФ. Например, поворот со второго ряда предусматривает штраф от одной до полутора тысяч рублей, а санкция закреплена частью второй статьи 12.16 Кодекса.
Ниже представленная таблица дает возможность ознакомиться с размерами штрафов за совершение автомобилистами конкретных правонарушений:
Статья | Часть | Нарушение | Санкции, руб. |
12.3 | 1-2 | Порядок пересечения перекрестков , поворотов направо , движения прямо и налево , не уступая преимущественному для проезда транспорту. | 1 000 |
12.4 | 1-3 | Поворот не с той полосы, игнорирование информирования поворотником о маневре, а также движение задним ходом на участках, где это запрещено . | Предупреждение или взыскание 500 |
12.5 | 1-2 | Использование для проезда велосипедных и пешеходных дорожек, не пропуск крупногабаритными автомобилями попутно следующий транспорт на малой скорости | 1 000 — 2 000 |
12.15 | 1 | Наказание за использование для проезда обочин или «вклинивание» в пешеходную или транспортную колонну | 1500 |
12.16 | 1-3 | Невыполнение требований знаков и разметки, пересечение сплошной ограничивающей линии. Неправильный выбор ряда для совершения маневра на светофоре и при работающей информирующей стрелке , выявленных камерой автоматизированной съемки или визуально. Повторное совершение правонарушения. | Предупреждение, взыскание от 500 – 5 000, лишение прав до одного года |
В каких случаях можно оспорить штраф
Чтобы отменить наказание или максимально смягчить его, нарушитель в течение 10 суток с вынесения постановления должен опротестовать его руководителю подразделения Госавтоинспекции или в суде. В следующих случаях сделать это нужно обязательно:
- Если штраф за нарушение знака выписан на имя собственника, хотя в действительности проступок допустил водитель. В суде или инспекции это подтверждается доверенностью на управление авто, договором лизинга, показаниями свидетелей и др.
- Если неправильный маневр был совершен при крайних обстоятельствах, например для ухода от ДТП. И если предотвращенный вред значительнее, чем фактически нанесенный водителем.
- Если инспектор ГИБДД при оформлении нарушения знака «Направление движения по полосам» совершил грубые процессуальные ошибки: например не привлек двух понятых и не вел видеозапись.
Без разделительных полос 1.1 или 1.3 не запрещают перестраиваться на встречку для поворота, разворота или других маневров. Тогда водитель обязан руководствоваться общими правилами обгона – разделом 11 ПДД РФ.
Это нужно учитывать, если инспектор ГИБДД неправомерно выписывает протокол за выезд на встречку и пугает лишением прав. Практика показывает, что такое случается очень часто, но суды в большинстве своем встают на сторону водителей.
Можно ли избежать ДТП
Предотвратить аварию на перекрестке неравнозначных дорог или на одном из таких направлений реально. Ведь подобные ДТП случаются в типичных ситуациях:
- при повороте с второстепенной на главную;
- при выезде со двора;
- при проезде через перекресток.
Как вести себя автомобилистам, чтобы избежать столкновения:
Выезжающему с второстепенного направления или с прилегающей к дороге территории стоит помнить, что в случае аварии он находится в заведомо невыгодной для себя ситуации. Поэтому не стоит спешить, скорость ТС должна быть невысокой
Важно также контролировать машины с правой и левой сторон главной дороги. Ведь они могут появиться внезапно отовсюду, заметить оппонента слишком поздно и врезаться в него.
Автомобилисту с второстепенного направления нужно учитывать также имеющиеся на перекрестке кусты, парковку и другие предметы, которые загораживают обзор водителям с главного пути
Ведь последние едут с большей скоростью и благодаря преимуществу могут не среагировать на опасность. Оценка дорожной обстановки поможет спрогнозировать вероятность ДТП и избежать его.
Водителям, едущим по главной дороге, тоже лучше двигаться с умеренной скоростью, даже если на этом отрезке нет требующих ее снизить знаков. Так больше шансов заметить выруливающего с другой дороги автомобилиста.
При интенсивном движении едущему по главному направлению не стоит совершать обгон на перекрестке, несмотря на допустимость маневра. Он часто приводит к аварийным ситуациям. И не всегда потом обвиняют второго автомобилиста.
Всем водителям следует учитывать, что основная дорога может определяться не только по знаку 2.1, но и по типу покрытия. Если перекрещиваются широкая асфальтированная полоса и грунтовая, преимущество имеют те, кто едет по первой. Она является главной.
О том, как избежать ДТП при выезде на перекресток со второстепенной дороги, смотрите в этом видео:
Нюансы наказания
В некоторых ситуациях к нарушителю, помимо админ.наказания, может применяться еще и уголовное. Это может случиться в том случае, если в результате ДТП присутствуют пострадавшие лица. Как правило, сотрудники ГИБДД, вынося вердикт, будут опираться на статью 264 УК. Если здоровью пострадавшего лица был причинен значительный вред, то нарушитель может быть лишен свободы на срок до 3-х лет.
В качестве альтернативного вида взыскания может быть применено привлечение водителя-нарушителя к полезным работам, а также запрет на занятие определенных должностей либо арест нарушителя на полгода. Если же нарушитель в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения, то его могут лишить свободы на срок до 4-х лет.
Каждый участник движения на дороге должен знать, что авария на полосе противоположного движения может привести к достаточно трагическим последствиям, поэтому, выполняя обгон либо другие маневры, требующие выезда на встречку, водитель ТС должен быть предельно внимателен и сконцентрирован.
По встречке