Проверка и регулировка форсунок топливной системы двигателя ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702
У форсунок проверяется давление подъёма иглы, а также качество распыла топлива. Проверка и регулировка форсунок топливной системы двигателя ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б тракторов «Кировец» (К-700, К-700А, К-701, К-702) производится на приборе КИ-3333.
Порядок регулировки форсунок на давление подъёма иглы 165-170 кгс/см 2 (16,5-17 МПа):
1) – Демонтировать колпак (11) форсунки, после чего отвернуть контргайку (14) регулировочного винта (13) и добиться необходимого давления. При вывёртывании винта давление уменьшается, а при ввёртывании – увеличивается;
Рис. 1. Форсунка тракторов «Кировец» К-700А, К-700, К-701, К-702.
10) – Топливопровод высокого давления;
12) – Топливопровод низкого давления;
2) – Если форсунка эксплуатировалась длительный период времени, то допускается уменьшение давления подъёма иглы до 150 кгс/см 2 (15 МПа). Удовлетворительным качество распыливания считается в случае, когда при подводе в форсунку со скоростью порядка 70-80 качков/мин топливо впрыскивается в атмосферу в состоянии тумана и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи, а также по каждому отверстию распылителя. Начало и конец впрыска должны быть чёткими. Впрыск у новой форсунки сопровождается резким (характерным) звуком, тогда как бывшие в употреблении форсунки такого звука не имеют;
3) – В случае закоксовывания отверстий распылителя следует разобрать форсунку, прочистить её детали и промыть их в бензине;
4) – В случае подтекания по конусу либо заедания иглы распылитель подлежит замене. Замена корпуса распылителя производится только вместе с иглой, так как они составляют прецизионную пару.
Порядок разборки форсунок для регулировки и очистки:
1) – Отвернуть колпак, контрагайку и вывернуть регулировочный винт;
2) – Отвернуть на 1,5-2 об. гайку (15) пружины, затем отвернуть гайку (20) распылителя и демонтировать распылитель, предохраняя от выпадения его иглу (23);
3) – Отвернуть штуцер форсунки и проконтролировать состояние сетчатого фильтра. В случае повреждения фильтра его следует заменить новым. Изменение порядка разборки форсунки недопустимо, так как в противном случае возможна поломка фиксирующих штифтов распылителя;
4) – Снаружи очистка распылителя выполняется деревянным бруском, который пропитан моторным маслом;
5) – Прочистка сопловых отверстий производится стальной проволокой (диаметр 0,3 мм), а внутренние полости следует промыть в бензине;
6) – Перед сборкой необходимо промыть распылитель и иглу в чистом бензине, а затем смазать их чистым дизельным топливом;
7) – Проверка годности к сборке осуществляется путём выдвигания иглы на 1/3 из распылителя и наклона последнего на 45 град. Под действием собственной массы игла должна плавно опуститься;
– В процессе затяжки гайки распылитель нужно развернуть против направления навинчивания гайки (до упора в фиксирующие штифты) и, придерживая его в данном положении, навернуть гайку рукой, а потом провести окончательную затяжку ключом;
9) – По завершении сборки форсунки следует отрегулировать давление подъёма иглы и проконтролировать качество распыливания топлива;
10) – Установка форсунок должна производиться в те же цилиндры, с которых они были демонтированы. Затяжка гаек крепления топливопроводов высокого давления должна выполняться только после установки и фиксации форсунок в головках цилиндров ДВС.
Снятие форсунок
Проведение всех манипуляций с форсунками должно происходить в полной чистоте, попадание в камеру сгорания мусора может вывести мотор из строя, поэтому прежде чем демонтировать систему питания, рекомендуется очистить двигатель при помощи сжатого воздуха или просто отмыть головку блока цилиндров
Убрать загрязнения важно до начала процесса демонтажа. Попадание абразива в резьбу не в лучшую сторону скажется на ресурсе автомобиля. Разбирать форсунку необходимо на чистом столе, покрытом белым листом бумаги
Разбирать форсунку необходимо на чистом столе, покрытом белым листом бумаги.
Для упрощения последующей сборки необходимо произвести маркировку всех демонтируемых трубок и шлейфов. В противном случае можно неправильно произвести монтаж. При наличии возможности фото или видеофиксации, рекомендуется воспользоваться этим.
Налипшую на консистентную смазку грязь и остатки колец необходимо убрать ватной палочкой. Можно несколько раз провернуть коленвал. Потоки воздуха выдуют все лишнее из посадочного места.
Инструкция по очистке (промывке)
Как и говорилось выше, частой проблемой дизельных форсунок является их засорение. Для восстановления производительности элементов впрыска проводится чистка.
Её можно провести двумя способами:
- без демонтажа форсунок;
- со снятием.
В первом случае в топливо добавляется особая присадка, способная очистить инжектор от отложений. Однако этот способ редко даёт результат, тем более для дизельных машин. Куда эффективнее выглядит очистка сольвентом. Но здесь приходится сооружать небольшую автономную систему из топливного фильтра, бутылок, манометра и компрессора
Данная работа требует осторожности, так как давление нужно постоянно контролировать, иначе разорвёт пластиковые бутылки
Промывка элементов может быть проведена с помощью:
Ультразвуковая очистка является более эффективной, но требует наличия специального стенда. Кроме того, этот вариант имеет свои недостатки: некоторым видам форсунок противопоказан данный вариант промывки.
Химическая обработка куда проще. Как правило, используется карбклинер. Он соединяется с зарядным устройством от телефона. Затем сооружается небольшая схема и осуществляется одновременная промывка системы впрыска. С помощью средства для чистки карбюратора можно промывать отложения средней твёрдости. Однако убирать окаменелости и старые отложения оно не может: здесь уже нужно использовать ультразвук.
Как почистить форсунки, не снимая их с двигателя?
Обычно, самой распространенной проблемой ТФ является их неправильная или несвоевременная чистка, в результате чего они забиваются. Выделяют три вида очистки:
- Механическая;
- Ультразвуковая;
- Химическая.
Чтобы очистить форсунки не снимая их, обычно достаточно выбрать и залить в топливный бак химический состав, который способен нормализовать работу. Периодически советуют разгонять мотор до высоких оборотов и скорости 110–140 км/час на ровных участках дороги. При прохождении дистанции в 10–25 км в таком режиме, в системе происходит «самоочистка» под нагрузкой.
Тем не менее подобные способы эффективны только при небольших загрязнениях. Большие очаги поражения необходимо устранять посредством ультразвука или под высоким давлением. А чтобы не допустить такого, промывать ТФ необходимо каждые 40–50 тысяч км пробега.
Ознакомиться наглядно с техникой проверки форсунок своими руками можно на видео:
https://youtube.com/watch?v=SEvUwrsMVdc
Густой белый дым
Более редкий случай, говорящий о наличии в газах водяного конденсата. В зимнее время на холодном двигателе это явление не должно вызывать паники. Но, если ситуация не изменится при достаточном прогреве двигателя, значит в камеры сгорания поступает охлаждающая жидкость. Вероятны следующие неисправности:
- Трещины и повреждения головки БЦ;
- Пробой прокладки головки БЦ.
Большая задымленность отработанных газов ЯМЗ-238 всегда говорит о том, что в работе двигателя наметились проблемы. Иногда причину можно выявить самостоятельно, но окончательное решение лучше принимать после диагностики двигателя на стенде и проверки на газоанализаторе.
Как можно проверить насос форсунку
По-хорошему диагностика и проверка насос форсунки должна выполнятся также как и коммонрейл на профессиональном стенде, где будет имитация работы на разных режимах (холостой ход, номинальный и режим ускоренной работы). Но в домашних условиях проверка насос-форсунок будет ограничена
Самым элементарным методом узнать одну из причин когда наблюдается неустойчивая и жесткая работа двигателя при полной нагрузке с такими топливными форсунка — осторожно пережать шланг обратки на топливном фильтре, если работа выравнивается, это свидетельствует, что скорее всего в форсунке образовываются пузырьки воздуха. В свою очередь такое явление возникает если тандемный насос не развивает нужного давления или не достигает расчетной производительности. Если при пережатии происходит увеличение давления, значит, вероятнее всего, негерметично резиновое соединение между поступающим каналом и обраткой в насос-форсунке
Если же изменения отсутствуют — тандем-насос неисправен. Такая проверка будет более точной если подключить и манометр для проверки давления топлива. Подтверждения данного диагноза также можно получить с помощью VAG-comа, наблюдая за динамикой в 13 (стабилизация ХХ) и 23 (время включения насос-форсунок) блоках на холодном и теплом моторе. Увеличенный разброс параметров при увеличении нагрузки и температуры будет указывать на образование воздушных пробок
Если при пережатии происходит увеличение давления, значит, вероятнее всего, негерметично резиновое соединение между поступающим каналом и обраткой в насос-форсунке. Если же изменения отсутствуют — тандем-насос неисправен. Такая проверка будет более точной если подключить и манометр для проверки давления топлива. Подтверждения данного диагноза также можно получить с помощью VAG-comа, наблюдая за динамикой в 13 (стабилизация ХХ) и 23 (время включения насос-форсунок) блоках на холодном и теплом моторе. Увеличенный разброс параметров при увеличении нагрузки и температуры будет указывать на образование воздушных пробок.
Диагностику основных показателей работы насос-форсунок установленных на автомобилях концерна VAG можно произвести при помощи программного обеспечения VCDS сняв показания на 13 и 14 каналах в разделе «Блок управления двигателем». Цифры коррекции распыла должны стремится к нулю. По тому, как коррекция указывает на не долив или перелив, можно более или менее точно сказать — форсунка забита или есть проблемы в срабатывании клапанного узла. Когда на холостых двигатель работает нестабильно, а после прогрева его работа восстанавливается, при этом баланс на каком то цилиндре будет больше 2.5 мг, то его насос-форсунку однозначно в ремонт.
Подключение разъема насос форсунок
Также можно проверить сопротивление катушки электро клапана, когда есть подозрения выход его из строя. Если он не работает, то плунжер будет подавать солярку в обратку. Сопротивление катушки клапана должно быть около 0.5 Ом. Или произвести другой тест, подав на клапан 5В (будет щелкать значит впорядке). На колодке форсунок в торце ГБЦ 7-й контакт — общий «минус», а плюсовые: 5-й первого цилиндра, 3-й идет на второй, контакт №2 это “+” третьего цилиндра, 6-й пин на четвертый. Когда появился в двигателе стук исходящий от форсунок, можно подключать разъем в разрыв проводами и снимать с них импульс на момент, когда явно слышно стук, такой тест поможет определить стучащую насос-форсунку. Не лишним будет также проверить пробой форсунки на массу. Но все же самый действующий метод проверки насос-форсунок в домашних условиях и без снятия — программный
Так что о том, на значения каких групп в программе «Вася диагност» обратить внимание мы и остановимся по подробнее
Ремонт
Дизельные форсунки ремонтируют тогда, когда промывка оказалась безрезультатной. Весь ремонт, в сущности, сводится к замене закоксованного распылителя. Если проблема не исчезла, заменяется и обратный фильтр детали. Для работы нам потребуются следующие инструменты:
- ремкомплект для Common Rail (состоит он из нового распылителя и обратного фильтра);
- набор рожковых ключей;
- спецсъёмник для этих деталей.
Последовательность ремонта
- Съёмник устанавливается на извлекаемую форсунку.
Для извлечения форсунок Common Rail лучше всего пользоваться фирменным съёмником
- В съёмник вставляется шток, на шток накручивается гайка с левой резьбой (эти штоки и гайки поставляются в комплекте с фирменными съёмниками).
На форсунку Common Rail устанавливается шток и гайка с левой резьбой
- Рожковым ключом на 36 гайка ослабляется. Вместе с ней ослабляется и сам ремонтируемый элемент.
- Теперь деталь вручную выкручивается из гнезда.
Предварительно ослабленная форсунка Common Rail извлекается вручную
- На неё со стороны фильтра надевается рожковый ключ на 17, на крышку распылителя надевается ключ на 13. После чего ключ на 17 удерживается, а крышка распылителя ослабляется другим ключом.
- Теперь ослабленная ключами крышка распылителя откручивается вручную.
Предварительно ослабленная ключами крышка распылителя форсунки Common Rail откручивается вручную
- Из крышки аккуратно извлекается старый распылитель и заменяется новым.
С форсунки Common Rail снимается старый загрязнившийся распылитель
- Из второй части извлекается обратный клапан.
Обратный клапан форсунки Common Rail можно снять после извлечения распылителя
- Из обратного клапана извлекается возвратная пружина.
Возвратная пружина форсунки Common Rail извлекается из обратного клапана
- Обратный клапан заменяется новым.
Снятый обратный клапан форсунки Common Rail заменяется новым, из ремкомплекта
- После этого производится обратная сборка.
Это интересно: Обгон по встречной полосе
Назначение форсунки
Форсунка служит для подачи топлива в камеру сгорания под большим давлением в мелко распыленном виде и обеспечивает четкую отсечку подачи топлива в конце впрыска. На дизелях применяют форсунки нескольких типов: открытые или закрытые, с распылителем, имеющим одно отверстие (сопло) или несколько. Закрытые форсунки могут быть штифтовые или бесштифтовые. На дизелях марок «ЯМЗ» , «КамАЗ», «ЗИЛ» применяют закрытые бесштифтовые форсунки. Форсунка называется закрытой, так как сопла в распылителе закрыты иглой и только в момент впрыска топлива сообщаются с камерой сгорания. Для выхода топлива распылитель имеет четыре сопла диаметром 0,34 мм.
Измерение электрического сопротивления
Этот метод позволяет проверить форсунки прямо на автомобиле.
- Гуглим модель форсунок, установленных на вашем автомобиле. По этим данным находим электрическое сопротивление катушек внутри форсунки. Если ничего не нашлось — ничего страшного.
- Глушим двигатель. Снимаем разъёмы питания с форсунок.
- Берем мультиметр. Переключаем его в режим измерения 0-200 Ом (Ω).
- Измеряем сопротивление каждой форсунки. Оно должно быть в пределах паспортных значений. Если номинальное сопротивление узнать не удалось, то сравнивать нужно форсунки между собой. Т. е., если 3 форсунки показали 10 Ом, а одна 20 Ом, то она признается неисправной.
Проверка и регулировка форсунок топливной системы двигателя ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702
У форсунок проверяется давление подъёма иглы, а также качество распыла топлива. Проверка и регулировка форсунок топливной системы двигателя ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б тракторов «Кировец» (К-700, К-700А, К-701, К-702) производится на приборе КИ-3333.
Порядок регулировки форсунок на давление подъёма иглы 165-170 кгс/см 2 (16,5-17 МПа):
1) – Демонтировать колпак (11) форсунки, после чего отвернуть контргайку (14) регулировочного винта (13) и добиться необходимого давления. При вывёртывании винта давление уменьшается, а при ввёртывании – увеличивается;
Рис. 1. Форсунка тракторов «Кировец» К-700А, К-700, К-701, К-702.
10) – Топливопровод высокого давления;
12) – Топливопровод низкого давления;
2) – Если форсунка эксплуатировалась длительный период времени, то допускается уменьшение давления подъёма иглы до 150 кгс/см 2 (15 МПа). Удовлетворительным качество распыливания считается в случае, когда при подводе в форсунку со скоростью порядка 70-80 качков/мин топливо впрыскивается в атмосферу в состоянии тумана и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи, а также по каждому отверстию распылителя. Начало и конец впрыска должны быть чёткими. Впрыск у новой форсунки сопровождается резким (характерным) звуком, тогда как бывшие в употреблении форсунки такого звука не имеют;
3) – В случае закоксовывания отверстий распылителя следует разобрать форсунку, прочистить её детали и промыть их в бензине;
4) – В случае подтекания по конусу либо заедания иглы распылитель подлежит замене. Замена корпуса распылителя производится только вместе с иглой, так как они составляют прецизионную пару.
Порядок разборки форсунок для регулировки и очистки:
1) – Отвернуть колпак, контрагайку и вывернуть регулировочный винт;
2) – Отвернуть на 1,5-2 об. гайку (15) пружины, затем отвернуть гайку (20) распылителя и демонтировать распылитель, предохраняя от выпадения его иглу (23);
3) – Отвернуть штуцер форсунки и проконтролировать состояние сетчатого фильтра. В случае повреждения фильтра его следует заменить новым. Изменение порядка разборки форсунки недопустимо, так как в противном случае возможна поломка фиксирующих штифтов распылителя;
4) – Снаружи очистка распылителя выполняется деревянным бруском, который пропитан моторным маслом;
5) – Прочистка сопловых отверстий производится стальной проволокой (диаметр 0,3 мм), а внутренние полости следует промыть в бензине;
6) – Перед сборкой необходимо промыть распылитель и иглу в чистом бензине, а затем смазать их чистым дизельным топливом;
7) – Проверка годности к сборке осуществляется путём выдвигания иглы на 1/3 из распылителя и наклона последнего на 45 град. Под действием собственной массы игла должна плавно опуститься;
– В процессе затяжки гайки распылитель нужно развернуть против направления навинчивания гайки (до упора в фиксирующие штифты) и, придерживая его в данном положении, навернуть гайку рукой, а потом провести окончательную затяжку ключом;
9) – По завершении сборки форсунки следует отрегулировать давление подъёма иглы и проконтролировать качество распыливания топлива;
10) – Установка форсунок должна производиться в те же цилиндры, с которых они были демонтированы. Затяжка гаек крепления топливопроводов высокого давления должна выполняться только после установки и фиксации форсунок в головках цилиндров ДВС.
Источник
Общая информация
Широкая гамма форсунок, выпускаемых ОАО «ЯЗДА», позволяет двигателям ЯМЗ, КамАЗ, ММЗ, ТМЗ иметь высокие экономические, мощностные и экологические показатели, в том числе удовлетворяющие стандартам «Евро-3», «Евро-2».
Современная конструкция форсунок обеспечивает стабильные характеристики, простоту технического обслуживания. Серийно выпускаются форсунки с установочным диаметром 25, 24, 22.5. Возможности завода позволяют изготавливать форсунки с установочным диаметром 17 и 21 мм для автомобильных, тракторных и стационарных дизелей. В настоящее время ведутся работы по созданию форсунок, обеспечивающих многофазный и многоступенчатый впрыск топлива, имеющих как механическое, так и электронное управление.
Проверка и регулировка угла опережения впрыскивания топлива МАЗ
Для регулировки угла опережения впрыскивания
топлива на картере маховика предусмотрены два люка (см. рис. 1), а на маховике в двух местах нанесены значения углов.
Для нижнего указателя 3 эти значения выполнены на маховике в цифровом выражении, а для бокового указателя 4 — в буквенном выражении, при этом, букве «А» соответствует значение в цифровом выражении 20°; букве «Б». 15°; букве «В».10°; букве «Г». 5°.
Вращать коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совмещения меток на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения или на маховике с указателем, соответствующих установочному углу опережения впрыскивания топлива
При этом клапаны в 1-ом цилиндре должны быть закрыты.
Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике (рис. 2) при снятой крышке люка картера маховика.
В момент совмещения меток должны совместиться метка «А» на торце муфты (рис. 3, 4) с риской «Б» на указателе. Если метки не совместились необходимо произвести регулировку.
Порядок регулировки угла опережения
впрыска двигателей ЯМЗ-236НЕ2, БЕ2 (рис. 3):
— ослабить затяжку болта 2 клеммового соединения: фланец 3 — ведущая полумуфта 1;
— поворотом демпферной муфты совместить указанные метки;
— не сбивая совмещенного положения меток, затянуть болт клеммового соединения моментом 16. 18 кгсм. При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости должно быть в пределах ±1 мм. Замер производить вблизи мест крепления пластин. В случае появления гофр на пластинах 4, их устранение производится путем поочередного ослабления и последующей затяжки моментом 11. 12,5 кгсм четырех болтов 5 крепления пластин к фланцу полумуфты и к демпферной муфте;
— проверить правильность установки угла опережения впрыскивания.
Порядок регулировки угла опережения впрыска двигателей ЯМЗ-236Н, Б, НЕ, БЕ (рис. 4):
— проверить плотность посадки полумуфты 3 на валу привода 1 и затяжку клеммового болта 5 (момент затяжки 43,2.58,9 Нм (4,4. 6 кгсм));
— отвернуть (ослабить) два болта 4 и поворотом муфты опережения за счет овальных отверстий на фланце полумуфты совместить метки «А» и «Б»;
Регулировка насос-форсунок как выполняется -Блог TAM.BY
Многие автолюбители при слове насос-форсунка впадают в истерику, хотя это техническое устройство не представляет большой сложности в ремонте. Потребуются некоторые приспособления и специальные оснастки, но ключи пригодятся самые обычные и самые обычные шестигранники. Регулировка насос-форсунок требует наличия стенда, который сможет создавать давление топлива для опрессовки. Подбор ключей будет ориентирован моделью дизеля и устройством форсунки.
Необходимо позаботиться и о чистой ветоши, которая обязательно потребуется на всех этапах выполнения работ. Предпочтение отдается светлой ткани, на которой все элементы будут хорошо видны.
Демонтаж насос-форсунки с двигателя
Когда снимается форсунка надо все делать последовательно и аккуратно, чтобы не повредить топливные трубки. Благодаря некачественному топливу они иногда так закоксовываются, что извлечь их из головки двигателя без специальных приспособлений и ненормативной лексики просто невозможно.
Но в большинстве случаев форсунки снимаются без проблем. Для этого надо открутить систему нажимных коромысел и открутить фиксирующий болт. Немного пошатав и покрутив корпус надо потянуть его вверх.
Специальные съемники есть у мастеров сервисных центров. При желании снимать для регулировки насос-форсунки самостоятельно такой съемник можно скопировать. Съемники намного упрощают жизнь и уменьшают риск повреждения основания головки.
Как чистится форсунка?
Когда она наконец-то в руках, то можно приступать к мойке с помощью раствора щелочи или чистой солярки. Вымывать надо тщательно и насухо вытирать. Не лишним будет соблюдение личной техники безопасности. Щелочь и солярка ничего хорошего не приносят коже и слизистым поверхностям. После очистки переходим к стенду для проверки и регулировки насос-форсунки.
Проверка снятой форсунки
Во время разборки надо внимательно осмотреть состояние распылителя, штанги-толкателя, целостность возвратной пружины и регулировочный винт. Пружина не должна иметь обломанных витков, потому что тогда усилие будет недостаточным и форсунка не будет плотно закрываться.
Если будет сорван регулировочный винт, то о регулировке не может идти и речи. Давление будет нестабильным и автомобиль не будет уверенно себя вести. В случае нарушения герметичности литого корпуса форсунки его надо менять, иначе топливо зальет цилиндр.
Регулировка насос-форсунки
Регулировка форсунки – это самый ответственный момент. Для начала ее нужно собрать и установить на стенд. Затем регулировочным винтом необходимо добиться положения пружины, при котором внутри форсунки создастся избыточное давление топлива. Первый тест – осмотр качества распыления. Для этого можно взять лист бумаги и подставить под форсунку в момент открытия. На бумаге должен отпечататься нормальный круг.
Если параметры давления и качество распыления в норме, то можно законтрить регулировочный винт и ставить форсунку на место.
Иногда случается ухудшение работы двигателя после выполненной самостоятельной регулировки насос-форсунок. Причиной может оказаться не столько качество регулировки, сколько отношение к замене всех прокладок. Если на холодном двигателе это будет незаметно, то на прогретом дефект сразу проявится. Другой темой такого подвоха может быть дефект регулировочного винта или болта фиксации.
Менее подготовленным автолюбителям можно посоветовать выполнить все операции со старой форсункой, а уж затем приступать к регулировке насос-форсунок с автомобиля.
Найти автосервисы, где проводится регулировка насос-форсунок, легко с каталогом TAM.BY.