Прогресс серии ( 1, 2, 2м, 3м, 4, 4л )

Достоинства

  • Перед лобовым стеклом есть удобная полочка–выемка для мелких предметов. Это удобно для тех, кто любит держать под рукой полезные вещи
  • Пол застелен сплошным настилом, поэтому обитатели не будут спотыкаться, как при решетчатых сланях. Да и на ночлег расположиться на ровной поверхности гораздо комфортней
  • Жесткий профиль, обрамляющий ветровое стекло надежен, о него можно опираться при выходе на сушу, не боясь поломки
  • Внешний вид изделия сохраняется из года в год без покраски. Моторка в любой момент готова к использованию
  • Килеватость в 8 градусов и форма обводов позволяют катеру преодолевать боковые и встречные волны
  • Глиссаж достигается при 20–сильном ПМ любой марки, при этом сохраняется превосходная управляемость, а забрызгивание наблюдается по–минимуму
  • Нет необходимости в больших затратах на обслуживание мотобота: сварку, заклепывание, шпаклевку и покраску. Хотя он при покупке и стоил больше дюралек и алюминиевых аналогов, впоследствии разница окупалась низкими расходами на ТО
  • Непотопляемость соответствует советским госстандартам и нареканий на нее у пользователей плавсредства не было
  • Вторая и третья модели отличаются крепким корпусом, выдерживающим топляки, мели и не экстремальные препятствия в воде

Водомет своими руками

Рассмотрим, как сделать водомет для лодки своими руками. Хитрые на выдумку умельцы придумали два варианта самодельных водометов.

На базе лодочного мотора

Как показал опыт, наиболее удачные самодельные водометы получаются из лодочного мотора «Ветерок-12». Но можно использовать и любой другой. Обычно применяют старые модели: «Москва», «СМ-557-9Л», «Стрела» и т.п. Главное преимущество «Ветерка» — в распространенности и доступности необходимых деталей.

Водовод можно размещать как снаружи лодки, так и внутри нее. Второй вариант применяется чаще, так как при наружном расположении увеличивается гидродинамическое сопротивление плавсредства. Некоторые элементы водовода изготавливают из труб, другие – сваривают из заготовок, вырезанных из листа нержавеющей стали.

Водомет на «Ветерке»

Придать заготовкам нужную форму можно с помощью оправки (вручную) либо гибочных вальцов. Лопасти рабочего колеса вырезаются из того же материала. Затем их подвергают профилировке и и приваривают к ступице.

На этапе проектирования модель водовода можно сделать из папье-маше. Затем ее достаточно будет разрезать, чтобы получить выкройку для заготовки-развертки.

Передача вращения от двигателя осуществляется посредством обычного штатного редуктора. Он крепится к главному дейдвуду мотора при помощи специального фланца.

Водоизмещение этой версии самодельного водомета составляет 450 кг. Благодаря ему судно может развивать скорость до 20 – 25 км/ч и выполнять глиссирование.

На базе центробежного насоса

Нагнетательный механизм этого аппарата приводится в движение двигателем Intek мощностью в 5 л.с. производства Briggs & Stratton.

Насос развивает напор в 35 м и имеет 2-дюймовые патрубки всаса и нагнетания. Его стоимость составляет около 300 долларов.

Насос устанавливается в лодке, после чего к нему со стороны всаса присоединяется 2-дюймовая ПВХ-труба. Через отверстие в носовой части днища лодки ее нужно вывести в воду, снабдив патрубком с сетчатым фильтром – это будет водозаборник.

На резьбу нагнетательного патрубка навинчивается высоконапорный штуцер с выходным отверстием диаметром 24 мм. Подойдет изготовленный из упрочненного винила – такие сегодня продаются в любом магазине для садоводов и огородников. Роль сопла также будет возложена на отрезок ПВХ-трубы, имеющей тот же, что и у штуцера, диаметр. Для подсоединения штуцера к соплу следует использовать резиновый шланг.

Не стоит опускать сопло в воду. Вопреки распространенному мнению, такой прием не ускорит, а замедлит лодку, так как приведет к возникновению кавитации.

Величина реактивной тяги, развиваемой таким водометом, зависит от суммарной длины всасывающей и нагнетательной магистралей.

Поскольку гидравлическое сопротивление возрастает с уменьшением диаметра трубы и увеличением скорости движения жидкости в ней, выгоднее всего установить насос как можно ближе к корме, чтобы длина сопла оказалась минимальной.

При таких условиях насос при максимальных оборотах двигателя развивал напор примерно в 20 метров водного столба (2 атм), благодаря чему лодка набрала скорость до 8 км/ч.

Испытателя подобного водомета может подстерегать неприятность: напорный штуцер довольно легко откручивается потоком воды, причем сила его воздействия настолько велика, что удержать деталь от вращения вручную нет никакой возможности.

Смазывание патрубка клеем перед навинчиванием штуцера желаемого эффекта не дает – штуцер все равно срывает. Рекомендуется разработать для резьбового штуцера дополнительное крепление либо использовать насос и штуцер с фланцами.

Практические советы по установке поддона для душа смотрите на этой странице.

Конструкция лодки «Казанка»

Конструкция лодки «Казанка» изготавливалась из дюралюминиевых листов толщиной 1 мм, днище обшито листами толщиной 1.8 мм. клёпочным методом. Для герметизации швов, в места соединения листов были проложены уплотнители тиоколовой (ткань, прорезиненная специальным клеем) лентой.

Основной отличительной положительной особенностью от других моторных лодок является небольшой вес лодки «Казанка», масса с оборудованием и снаряжением не превышает 138 килограмм.

В комплектацию судна входило:

  • два лёгких распашных деревянных весла с уключинами;
  • слани (деревянный реечный настил) в количестве 3 штук;
  • набор для ремонта, куда входили: пластина дюралюминия, дополнительные заклёпки, уплотнительная лента;
  • лодка оборудовалась жёсткими сплошными деревянными сидениями со спинками.

Достоинства и недостатки лодок Прогресс

Достоинства лодок Прогресс заключаются в следующем:

  1. Самое главное преимущество лодок «Прогресс», это вместимость. Благодаря этому качеству лодку можно считать семейной.
  2. Полнота носовых обводов и большая ширина корпуса позволяет лодке держаться на плаву и не опрокидываться при наличии высоких волн.
  3. Модификация «Прогресс-4» обладает мореходностью благодаря высоко поднятой скуле, большей килеватости днища в носовой части и самоотливному подмоторному рецессу.
  4. Наличие пенопластовых блоков делает судно непотопляемым. Даже при условии полного погружения в воду оно не утонет, и будет сохранять ровное положение. Запас плавучести позволит поддерживать возле лодки 5-6 человек.

Недостатки лодок Прогресс следующие:

  1. Лодки, выпущенные до 1975 года, производили со стальными накладками на стыках листов на бортах и днище. В результате возникали процессы электрохимической коррозии при использовании судна в воде с содержанием солей. Все модели, выпущенные после 1975 года, оснащены накладками из алюминия, что помогло решить проблему с коррозийными процессами.
  2. Самые первые модификации Прогресса, а также Прогресс 2 не обладали самоотливной подмоторной нишей-рецессом. Если лодка шла по высокой попутной волне, то вода заливалась в кормовой отсек, и кокпит затапливался.
  3. У модификации Прогресс 2 низкая скула, и при движении они зарываются в попутную волну, теряют ход и еще больше затапливаются. По этой причине ее нельзя использовать на открытых водоемах.
  4. У модели Прогресс 2М есть самотливной рецесс, но можно использовать только 1 мотор.
  5. В моделях Прогресс 4 была предусмотрена возможность использовать два мотора с общей мощностью 30 л. с. Но такие моторы в то время в стране не выпускались. Если использовались два мотора «Вихрь», то транец быстро выходил из строя, его стоило усиливать или менять.

Ходовые качества

На ходу при курсе 0-45 градусов против зыби  наблюдается сильное забрызгивание. На гребни всходит хорошо. Однако не зря эксплуатация лодки допускается при высоте волны 25 см,  потому что иначе она зарывается  носом. При полных оборотах двигателя удары ощущаются, но не так сильно, как на Казанке. Для уменьшения забрызгивания достаточно увеличить количество пассажиров. При курсе в  90 градусов качка плавная, Астраханка ведет себя устойчиво. Попутная волна корму не забрызгивает, двс остается сухим. На скорости 15 км/ч при повороте направо диаметр циркуляции  составляет 8 м, налево — 10 м. При этом крен равен 3°. Торможение: 20 м за 30 сек. до полной остановки.

Румпельное управление лодкой при 4-метровом корпусе неудобно, т.к. водитель не видит притопленные коряги. Желательно ставить ДУ, без которого не обойтись при наличии тента, поскольку защитная ткань еще больше сужает обзор. Превышение мощности двигателя приводит к тому, что мотобот зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию. Чего не происходит при разрешенных ПМ . Благодаря небольшому весу, а также малой килеватости днища низкого расположения легко проходит сложные мелководные участки, поросшие камышом. В одиночку вполне реально погрузить на прицеп, перетащить через отмель.

Поскольку сборка производилась не на авиационном предприятии, а на небольших судостроительных заводах. В результате заклепки стали слабым местом, поскольку  разбалтываются на ходу от ударов. Поэтому нужно периодически проверять качество швов. Для этого достаточно побелить наружную сторону катера мелом, налить в кокпит небольшое количество жидкости. Меловое покрытие сразу покажет, где есть протечки даже в том случае, если капель не видно. По отзывам владельцев безопаснее Казанки, удобнее Крыма за счет широкого корпуса и практически плоского днища. При правильном хранении Ярославка устойчива к коррозии.

На глисс выходит при 12-сильном Ветерке с двумя пассажирами. Четверо — уже перебор. Преимущество Харьковчанок и Астраханок в том, что при своих габаритах уверенно идут под маломощными двигателями. Это дает существенную экономию на топливе. При попытке установить ДУ владельцы сталкиваются с тем, что изначально не установлена торпеда. Приходится прибегать к тюнингу. Правда, для прогулочно-развлекательных мероприятий с шайбами и лыжами стоит подыскать другой вариант. Астраханки рассчитаны на тихую езду и спокойную прогулку.

Не утихают споры насчет наличия прогиба кормовой части днища. Одни владельцы говорят, что он есть, другие утверждают, что его нет. Это связано с тем, что выпуск производился на трех заводах. Изначально прогиб должен был прижимать корму к воде для более легкого выхода на глисс. Однако на практике он приводит к снижению скорости и зарыскиванию. Еще в советское время умельцы предложили решение этой проблемы в виде поперечного редана. При его установке уменьшается смачиваемая площадь, улучшается управляемость на поворотах,  легче выходить на глисс, Астраханка бежит быстрее, чем до тюнинга.

Чем Ярославки хороши?

  • Мягкий ход
  • На ветру парусность незаметна
  • Можно стоять поперек течения
  • Удобно рыбачить бреднями. Ни за что не цепляются, т.к. корпус полностью открыт
  • Малая осадка

В море на них выходить не стоит, равно как и на водоемы, где при резкой смене погоды возможны штормы с гребнями выше 30 см. По этой причине рекомендованная удаленность от берега составляет всего 1 км.

История и цели создания

Лодка Прогресс была разработана и сконструирована на Куйбышевском авиастроительном заводе. Первая модификация сошла с конвейера в 1966 году. Ее создатель Л. П. Зимаков воплотил в жизнь идею универсального плавсредства с повышенным уровнем комфортабельности, прочного, надежного и непотопляемого. За небольшой период времени модель приобрела популярность у покупателей, но появились требования к модернизации конструкции.

Довольно скоро была выпущена вторая версия с некоторыми отличиями:

  • дюралюминиевая накладка на киль заменила стальную, которая быстро разрушалась коррозией, разъедая соседние участки
  • модель «2» стала тяжелее, так как кокпит стал удобнее и длиннее на 25 см
  • Зимаков решился на кардинальное изменение системы непотопляемости, сменив гермоотсеки на равномерно распределенные пол пайолами блоки из пенопласта
  • здесь было уже использовано гнутое панорамное ветровое стекло

Куйбышевский завод выпускал первый и второй варианты до 1974 года, после чего сразу перешел к «4». Производство передали в Оренбург, там выпускались модификации «2», а с 1978 года стал изготавливаться новый «2М».

https://www.youtube.com/watch?v=aUrzbnxTwCYVideo can’t be loaded: Обзор лодки Прогресс 2м (https://www.youtube.com/watch?v=aUrzbnxTwCY)

И вот здесь самое интересное — оренбургские инженеры изменили технологию создания корпуса по причине отсутствия высококлассного оборудования, в результате чего выпущенные после 70–хх гг. на этом заводе судна «2» и «2М» имеют конструктивный заводской дефект в геометрии днища и «роют носом».

Но те же конструкторы добавили улучшения в последнюю модель:

  • самоотливной рецесс
  • отсеки по бокам от него, закрывающиеся крышками, в которых можно хранить топливо
  • доступ к отсеку непотопляемости в носовой части теперь стал находиться в багажном отделении форпика. Причем стало меньше защелок у переднего люка. Раньше было 2, потом одна

Производство серии продолжалось до начала 90–хх гг, серия продолжилась экземпляром «3М», полностью повторяющем обводы и строение второй М. Разница между ними состоит из установленных рейлингов на запалубленной части форпика и по наружной стороне борта.

«4» — наиболее усовершенствованная модель. Скулы у нее подняты выше, чем у “2”, из–за чего всхожесть на волну стала лучше. Днище усилено двумя продольными реданами, обводы имеют форму “крыло чайки”. Менее известный «Прогресс 4Л» оборудовался разборной рубкой.

https://www.youtube.com/watch?v=0Pkru2xoRaMVideo can’t be loaded: Обзор лодка Прогресс 4 (https://www.youtube.com/watch?v=0Pkru2xoRaM)

Непотопляемость

В отличие от предыдущих модификаций, при разработке «2М» инженеры избавились от герметичных баков. Эта версия, как и «Прогресс 3М», содержит равномерно распределенные по всей конструкции блоки плавучести из пенопласта. Они располагаются в форпиковом отсеке непотопляемости, проложены между 5 и 6, 6 и 7 шпангоутами и за задней спинкой по всей перегородке. Все блоки изначально были запаяны в целлофан для продления срока эксплуатации.

Чтобы подмоторную нишу не заливало на полном ходу водными брызгами, «П2М» и “П3М” оснащены самоотливным транцем, рассчитанным на один двигатель. “П4” оборудован двумя ПМ и является лидером по непотопляемости. В затопленном полностью состоянии он не тонет в воде, даже когда за него держатся 5–6 человек. При помощи сливной пробки есть возможность избавиться от заливающейся воды. Если установить помпу, это делать будет еще проще.

https://www.youtube.com/watch?v=GWgEoTDWqcMVideo can’t be loaded: Прогресс 4 (https://www.youtube.com/watch?v=GWgEoTDWqcM)

Перевозка лодки

Казанка М с присоединенными булями имеет длину более 4 метров. Для транспортировки необходим лодочный прицеп. Облегчить данный процесс могут удобные ручки по обеим сторонам кормы и в носовой части. Они выдерживают буксировку, переноску или швартовку.

Тент в комплект не входит, его нужно было или покупать, или шить самостоятельно. Ткань должна соответствовать ряду условий:

  • водонепроницаемость
  • отталкивание пыли и грязи
  • прочность
  • устойчивость к ультрафиолетовому воздействию

Для установки тента необходимо подготовить надежное крепление. Это может быть конструкция из съемных дуг, не связанных между собой, либо складной каркас. На некоторых катерах в профиле лобового стекла просверливаются отверстия для присоединения тента на шнуровку.

Внешний вид и особенности конструкции

“1” и “2”

Катер сделан из Д16. Для дна использовались листы в 2 мм, палубная и бортовая обшивки были немного тоньше — 1,5. Обводы носа V-образные, остроскулые с соотношением L/B = 2,8 и L/H = 6,1. После сборки все детали проходили закалку. В части, где выполнена двойная прогибь, листы выштампованы из 2 элементов. Каркас собран из 4 водонепроницаемых переборок, транца, 3–х усиленных шпангоутов. Продольный набор состоит из скуловых и привальных треугольников, 6 стрингеров. Кормовой срез усилен сосновой доской с центральной кницей.

Срез у транца прямой, не имеет завала. Скула приподнята к носу с отгибом вниз. В форпике находится 2 отсека с люками, края которых защищены герметичной лентой. Их крышки разной формы: круглая является входом в багажник, квадратная — в рыбацкое отделение и в откинутом состоянии на ней располагается гребец, как на сиденье. Багажники оснащены внутренними замками. Рундук вместительный, большой. В бортовых нишах есть полки для размещения личных вещей.

Герметичные отсеки встроены в форпик и в водонепроницаемые баки на корме. Общий запас непотопляемости 1018 дм3. Ветровое стекло изготовлено из оргстекла, обрамлено в дюралюминиевую рамку, на которую крепятся ходовые огни, центральный плафон. На палубе прикреплены 5 рым–уток из алюминия. Кокпит достаточно просторный. Перед водителем расположена приборная доска с рулевой колонкой, шильдой. По периметру окантовкой служит больбовый уголок, на нем есть подуключины, а также болты для крепежа тентовых дуг.

5 или 6 пассажиров устраиваются на двух скамейках. Передняя и задняя банкетки имеют по две спинки. Если спинки последней перекинуть вперед, получится спальное место. Слева предусмотрен откидной стол, ножки которого входят в отверстия на полу. Тент сшит из авиазента и имеет вырез сзади, чтоб беспрепятственно добраться до рундука. Крепится при помощи застежек. Кормовой багажный отсек скрыт под двумя крышками с навесными замками. Дно его защищено деревянными пайолами, так как в нем хранится ПМ и запас топлива. Внизу находятся клапаны, спускающие воду.

Фото лодки Прогресс:

“2М”, “3М”

Прогресс 2М имеет цельнометаллический корпус из дюралюминия, собранный клепаным способом. Обшивка днища в области носа достигает 2 мм в толщину, днищевой части на корме — 1,8, борта — от 1,5 до 1, палубы — 1, транца — 2 и планширя — 1,5 мм. На киле есть дюралевая накладка, увеличивающая прочность судна.

При помощи перегородок корпус разделен на три основные части: носовая, кокпит и кормовая. Жесткость дну придает система, состоящая из четырех стрингеров, а также шпангоутов. Багажник в форпике, как и у модели «Прогресс 2», имеет лючок, его крышка с внутренней стороны уплотнена тиоколовой лентой. Кокпит вмещает в себя передние и задние сиденья. Если их откинуть, под ними обнаруживаются объемные рундуки. Над приборной панелью установлено ветровое стекло. ДУ рассчитано на 1 ПМ.

Корма отделена от обитаемого пространства перегородкой. Она состоит из трех ниш, изолированных друг от друга переборками. Боковые закрываются сверху крышками с защелками, в них можно хранить емкости для топлива, средняя — самоотливной рецесс. Лодка Прогресс без подвесного мотора весит 180 кг. Для своих внушительных размеров это очень незначительная масса. Вес дюралюминиевых суден ниже тех, которые изготовлены из АМг, поэтому их ценят до наших дней за легкость и транспортабельность. С ПМ и снаряжением показатель доходит до 223 кг. Версия «3М» идентична по строению и техническим особенностям, кроме незначительных деталей.

“4”, “4Л”

Чертежи четверки отличаются и по габаритам внутреннего пространства, и по некоторым конструктивным особенностям. Скула на продолжении киля находится выше, чем у ранних версий, разработчики вырезали 25 см палубы для увеличения полезного пространства внутри моторки. Ветрозащитное стекло претерпело изменения. Изогнутая форма, которая искажала видимость, ушла. Вместо нее используется прямое остекление с защитными треугольными боковинами. Непотопляемость осуществлялась за счет пенопластовых блоков, зашитых в бортах в задней части и в запалубленной части.

Исполнилось то, чего больше всего ждали почитатели Прога — возможность поставить спаренные ПМ и разогнать этот “водный грузовик” на полную мощность. В остальном конструкция судна сохранила присущее всем Прогам строение кокпита, багажных отделений и оснащение. “4Л” шла в комплекте с рубкой, которую можно было разобрать и снять совсем.

Достоинства

“1—2”

  • Возможность самостоятельно подбирать комплектацию “под себя” учитывает потребности клиентов и позволяет комплектовать мотосудно для конкретного назначения
  • Остойчивость первых модификаций гораздо лучше двух последующих, она дает возможность плавать в любую погоду и не бояться уйти в оверкиль
  • Моторный отсек предусмотрительно запирается на замок
  • Весла сделаны из непотопляемого материала

“2М—3М”

  • Вместительный кокпит. В нем комфортно размещается пять пассажиров. В боковых нишах есть место для личных вещей. Рундуки вмещают в себя инструменты и другие предметы. Помимо этого, есть топливные отсеки и багажник
  • Широкий корпус достигает глисса при сравнительно небольшой скорости. Ни одно судно с такими габаритами и загрузкой достичь подобного результата не сможет
  • Так как глиссер выдерживает до 500 кг, в плавание можно брать с собой все необходимое. Такая грузоподъемность делает его незаменимым в любом виде отдыха
  • Учитывая недочеты прошлых моделей, в этой конструкторы предусмотрели самоотливной рецесс. Он не заливается водой. Корма не проседает, быстрота и ходовые качества не страдают, как в предыдущем варианте
  • Неприхотлив в эксплуатации, а также не требует дорогого мотора большой мощности
  • Устойчив
  • Большой бомболюк

“4—4л”

  • Плавсредство быстрее своих предшественниц, разгоняется до 37 км/ч под отечественными агрегатами.
  • Отличная непотопляемость благодаря блокам из пенопласта, равномерно распределенным по всему корпусу
  • Моторка под номером “4” обладает лучшей мореходностью из всей серии
  • Наличие сливного клапана на ДУ
  • Амортизированные кронштейны для колес
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: