Падают обороты двигателя на холостом ходу

Описание проблемы

При запуске двигателя обороты поднимаются примерно до 1500 Об/м на холостом ходу. После прогрева движка они спадают примерно до 650-950 Об/м, что является нормой. Если после прогрева обороты остаются на прежнем уровне, то мотор работает некорректно.

Второй вариант, когда встречается дефект, это отсутствие падения автомобиля при сбросе газа во время движения, то есть при торможении двигателем и езде накатом. В этом случае обороты как будто «застывают» на отметке выше 1000 Об/мин вплоть до полной остановки автомобиля, хотя у исправных машин должны падать ниже указанной отметки.

Определить, что машина работает на повышенных оборотах достаточно просто. Если приборная панель автомобиля оборудована тахометром, то повышенные обороты отображаются на нем. В том случае, когда тахометра нет, то повышенные обороты можно определить по звуку двигателя. Чем больше их количество — тем выше тональность и громче звук работы движка.

Что делать

Для решения проблемы необходимо ее диагностировать. На автомобилях, оборудованных карбюраторными движками, последовательно проверяются и исправляются неисправности.

  1. Неполное закрытие дроссельной заслонки чаще всего возникает из-за образования нагара продуктами горения. В этом случае ее нужно просто чистить с помощью карбклинера. Если дроссельная заслонка не закрывается полностью из-за скола или трещины, то ее придется заменить.
  2. Неисправность подсоса можно устранить, смазав трос и привод воздушной заслонки.
  3. Проблема игольчатого клапана решается заменой детали.
  4. Неверно настроенный холостой ход можно исправить, правильно отрегулировав его.
  5. Прогоревшая прокладка ГБЦ меняется на новую.

Решение проблем с электронными датчиками инжекторных двигателей почти всегда решается их заменой. Их неисправность проявляется появлением надписи Check Engine, после диагностики сканером можно получить код ошибки, указывающий на конкретную проблему. Также для диагностики неисправностей датчиков можно использовать мультиметр в режиме омметра.

Смываем налет

BMW 3 series Touring Турик Бортжурнал Проверка датчика температуры наружного воздуха

Когда корпус и канал чистые, вставьте впускной патрубок обратно и запустите двигатель. Если на двигателе не используется счетчик воздушного потока, вы можете оттянуть впускной патрубок при работающем двигателе и распылить еще немного очистителя в блок, чтобы смыть налет. Опустите и поднимите дроссельную заслонку несколько раз. Затем затяните хомут и дайте двигателю поработать на холостых оборотах, чтобы система управления двигателем смогла повторно восстановить параметры, необходимые для лучшего прохождения воздушного потока через дроссельную заслонку.

Если на вашем двигателе есть счетчик воздушного потока, он, возможно, заглохнет, когда вы оттянете впускной патрубок от корпуса. Заведите его снова и просто немного потяните конец резиновой трубы пальцами, чтобы распылить небольшое количество в корпус. Двигатель замолчит на секунду, но это нормально. Что бы вы ни делали, не распыляйте очиститель в трубопровод перед счетчиком воздушного потока. Вы можете повредить счетчик.

Дроссельная заслонка одноточечной и многоточечной системы впрыска обычно не имеет сильного загрязнения, потому что она расположена над двигателем и испарения из системы вентиляции картера проходят ниже ее. Тем не менее, если заслонка выглядит действительно грязной, неплохо воспользоваться каким-нибудь очистителем. Будьте осторожны, не залейте инжектор, расположенный как раз над заслонкой.

Исходя из того, что никто никогда не пытался регулировать базовые настройки холостого хода (болт может быть запаян) и все нормально с управлением функционирования силового агрегата (индикатор неисправности никогда не зажигался), это распространяется за основную регулировку холостых обороте. Если только производитель не выпустил обновление программного обеспечения, соименные системы управления двигателем достаточно умные, чтобы продолжать обеспечивать ровный, не требующий пристального внимания холостой ход до тех пор, пока не придет время ухода за корпусом дроссельной заслонки.

Бензиновый двигатель не держит холостые обороты

Начнем с того, что данная неисправность указывает на две возможные причины: выход из строя отдельных механизмов, узлов или датчиков, а также сильное загрязнение определенных элементов. Как в первом, так и во втором случае необходимо провести диагностику. Мотор на инжекторных и карбюраторных авто чаще всего может глохнуть на холостых в таких случаях:

  • вышел из строя регулятор холостого хода (РХХ);
  • произошло загрязнение или неисправность дроссельной заслонки;
  • забиты каналы карбюратора или загрязнен топливный жиклер ХХ;
  • снижена или нарушена производительность инжекторных форсунок;
  • забита сеточка топливного электро/механического насоса, возникли неисправности данного узла;
  • произошло снижение пропускной способности топливного фильтра;
  • загрязнен воздушный фильтр, подсос воздуха на впуске;
  • отказ датчика массового расхода воздуха, датчика положения дроссельной заслонки и т.д;
  • засорение системы вентиляции картера двигателя;

Если машина сразу глохнет или обороты заметно плавают после того, как отключается стартер, тогда следует обратить внимание на дроссельный узел. Возможен вариант как засорения заслонки, так и подклинивания механизма

Данная неисправность, особенно сильное загрязнение, возникает в результате длительной езды на горючем низкого качества, а также несвоевременной замены воздушного фильтра.

В этом случае дроссельную заслонку нужно чистить. Для очистки дросселя используется обычный «карбиклинер» (средство для чистки карбюраторов), а также необходимо продуть заслонку при помощи сжатого воздуха из компрессора. Если данные действия не помогли, тогда потребуется оценить состояние маслоуловителя. Данный элемент является составной частью системы вентиляции картера двигателя. Загрязнение маслоуловителя приводит к тому, что картерные газы «душат» мотор, холостой ход плавает и ДВС глохнет.

Теперь давайте посмотрим на ситуацию, когда машина нормально заводится, но затем начинает глохнуть (постоянно или с определенной периодичностью). Подобная ситуация часто возникает на инжекторных авто, которые имеют систему электронного управления двигателем (ЭСУД).

Владельцам автомобилей, которые давно находятся в эксплуатации, желательно иметь указанные датчики в запасе, а также мультиметр для самостоятельной диагностики. Особенно это необходимо в том случае, если автомобиль часто используется для дальних поездок по трассе. Отметим, что большинство указанных датчиков имеет приемлемую стоимость.

Теперь несколько слов о карбюраторе. Двигатель часто глохнет на таких моторах именно по причине загрязнения жиклеров и длительном отсутствии надлежащей регулировки карбюратора. Дело в том, что даже мелкие частицы мусора в топливе способны нарушить работу карбюраторного впрыска. Грязь может содержаться как в низкосортном бензине, так и попадать в систему из бензобака, в котором постепенно накапливаются отложения.

Такое средство представляет собой растворитель-очиститель в аэрозольном баллончике. Что касается механического топливного насоса карбюраторных двигателей, в насосе данного типа имеется фильтрующая сетка. Указанный элемент также может забиваться, снижая производительность насоса. Выйти из строя также может мембрана механического бензонасоса. Параллельно с износом частицы мембраны забивают каналы в карбюраторе.

С системой впрыска на инжекторе ситуация сложнее. Если замена датчиков ЭСУД не помогает, тогда следует начать проверку впускного коллектора на предмет подсоса лишнего воздуха на впуске, а также исключить воздух в топливной системе. Затем понадобиться перейти к проверке инжекторных форсунок, замерить давление в топливной рейке, осмотреть вакуумные шланги и т.д

Отдельное внимание потребуется вакуумному усилителю тормозов. Также добавим, что независимо от типа впрыска (моторы с инжектором или карбюратором) необходимо проверить зажигание, свечи зажигания, высоковольтные провода, катушку-распределитель и другие элементы системы

Как избежать проблемы

Если все детали и узлы автомобиля в порядке, то проблема у автомобилей, оборудованных инжекторным впрыском топлива, может крыться в прошивке ЭБУ. Именно блок управления регулирует обороты двигателя и состав воздушно-топливной смеси, поступающей в цилиндры. Чтобы избежать в дальнейшем проблемы сохранения высоких оборотов после сброса газа или прогревании мотора, можно перепрошить электронный блок управления.

Еще одной причиной того, что обороты сохраняются при движении, может являться коврик, западающий за педаль газа. В этом случае педаль акселератора полностью не опускается, что и приводит к излишнему обогащению топливно-воздушной смеси. Для предотвращения проблемы нужно просто поправить коврик.

Методы решения проблемы

Прежде чем преступить непосредственно к процессу решений проблемы необходимо понимать, что диагностику и ремонт данных узлов стоит выполнять, только со знанием дела. Также, стоит отдельно отметить, что для карбюраторного и инжекторного двигателя будут разные методы диагностики, но принцип возникновения причин один и тот же.

Итак, стоит последовательно разобраться в диагностических и ремонтных работах, которые устранят высокие обороты холостого хода.

Датчик РХХ

На карбюраторных двигателях не часто можно встретить датчик регулировки холостого хода. Обычно это делается при помощи винта качества и количества. Чтобы привести в норму высокие холостые обороты не стоит проводить процесс на холодную. Сначала стоит прогреть мотор до рабочей температуры, и только потом начинать регулировку. Если после проведение настроек обороты остались высокими, то причина в другом.

ДПДЗ

Неправильное количество воздуха, которое попадает в камеру сгорания, может привести к тому, что электронный блок управления будет повышать обороты на холостом ходу. При неисправности датчика положения дроссельной заслонки необходимо также его проверить. Это можно сделать мультиметром или осциллографом. При обнаружении, что ДПДЗ неисправен, стоит заменить его.

Дроссельная заслонка

Заклинивание дросселя может привести к тому, что в двигатель будет поступать большое количество воздуха. Этот факт вынудит электронный блок управления повышать количество впрыскиваемого топлива, чтобы сбалансировать смесь. Это увеличит расход потребляемого горючего и соответственно.

Для того чтобы решить проблему необходимо демонтировать узел и прочистить его с помощью специальных средств. Если чистка не дает желаемого результата дроссель необходимо заменить, но стоит быть готовыми, что обойдется это не дешево.

Датчик температуры мотора

Выход со строя датчика температуры может привести к появлению множества проблем. Одной из таких станет возрастание холостых оборотов. Обычно, как показывает практика, этот датчик наиболее уязвим, и чаще всего выходит со строя, поскольку подвержен воздействию перепада температур.

Для начала стоит продиагностировать исправность узла. Сделать это можно при помощи мультиметра и осциллографа. В случае если узел неисправен, его стоит заменить. После этого рекомендуется сбросить все ошибки ЭБУ.

Коллектор

Неоднократно вследствие эксплуатации автомобиля впускной коллектор имеет деформации или износ прокладки. Так, повышение оборотов на холостом ходу может свидетельствовать тому, что имеется подсос воздуха в коллекторе. Для лечения неисправности придется демонтировать деталь, что достаточно проблематично, поскольку на коллекторе крепится, почти вся система впрыска, и несколько узлов других систем.

Детально стоит обследовать прокладку коллектора, наличие повреждения может свидетельствовать не только о проблемах с оборотами, но и о других неисправностях. Также деформация полости может служить тому, что попадает лишний воздух в камеры сгорания. Это может влиять на прогрев, пуск мотора и на другие факторы.

Для устранения неисправности придется зашлифовать поверхность коллектора, пока она не станет ровной. В автосервисах — это делают при помощи специального станка. Конечно, можно совершить процесс в гаражных условиях, при помощи специального камня, но это не всегда получается у автовладельцев.

Электронный блок управления

Неоднократно завышенный холостой ход следствие неправильной работы электронного блока управления. Так, для устранения неисправности, придется подключиться к «мозгам» и устранить проблему на программном уровне. Для совершения процесса понадобиться специальный кабель и программное обеспечение.

Но, не всегда помогает простой сброс ошибок, зачастую приходиться менять ПО, чтобы окончательно все проблемы ушли. Данный процесс рекомендуется доверять мастерам, которые являются профессионалами своего дела.

Попутно с заменой прошивки можно увеличить мощностные характеристики, что тоже рекомендуется доверить специалистам. Как показывает практика, большинство автолюбителей, при самостоятельном вмешательстве в ЭБУ попадают в конечном итоге в автосервис для устранения последствий своих же доработок.

Почему не падают обороты на холостом ходу инжекторного двигателя

Теперь рассмотрим неисправности, которые приводят к повышенным оборотам на холостом ходу в инжекторном двигателе. В отличие от карбюраторных моторов, где все проблемы механического характера, в инжекторе неисправность может быть связана, в том числе, с неправильной работой электроники. Основные причины следующие:

  • Неправильная работа или выход из строя датчика контроля температуры охлаждающей жидкости.

    Если неисправен данный датчик, мотор автомобиля будет постоянно работать в режиме прогрева, из-за чего перестанет сбрасывать обороты. Поскольку с датчика не поступает информация (либо поступает, но неправильная), блок управления считает, что двигатель еще недостаточно прогрет и пытается его нагреть. Данная проблема крайне серьезная, и она может привести к перегреву двигателя, а также к необходимости его капитального ремонта. Чтобы установить данную неисправность, необходимо воспользоваться диагностическим сканером;

  • Неправильная работа или выход из строя датчика холостого хода (массового расхода воздуха). Как и в случае с любыми другими датчиками, определить неисправность поможет диагностика автомобиля сканером. В случае, если сканер укажет, что датчик неисправен, сначала необходимо его проверить мультиметром, чтобы исключить вероятность обрыва проводки;
  • Неправильная работа или выход из строя датчика положения дроссельной заслонки. Еще один датчик, который играет ключевую роль в работе инжекторного двигателя. Если датчик подает электронному блоку управления информацию, что дроссельная заслонка открыта, будет увеличиваться количество оборотов. Проблема может заключаться как в заклинивании детали, так и в выходе из строя датчика;
  • Проблемы с возвратной пружиной заслонки. Если обратная пружина слишком растянута или вовсе соскочила, она может вызывать рассматриваемую проблему. В такой ситуации потребуется ее поставить на место или заменить, в зависимости от возникшей проблемы и состояния пружины;
  • Заедает тросик дроссельной заслонки. Такая неисправность характерна для очень старых автомобилей. Если она возникла, потребуется заменить тросик или его смазать, в зависимости от ситуации;
  • Повреждение уплотнительных прокладок форсунок. Крайне сложная в диагностировании неисправность, наличие которой следует проверять в последнюю очередь. Если повреждены прокладки, соответственно, в камеры сгорания начнет поступать дополнительный воздух, что и приведет к увеличению оборотов.

Как можно видеть, проблем, из-за которых не снижаются обороты на холостом ходу, достаточно много. Если возникла подобная неисправность, следует как можно быстрее приступить к поиску ее причины, чтобы не допустить еще более серьезных проблем.

При сбросе газа обороты повышены или «зависают»: распространенные неисправности

Начнем с того, что на многих автомобилях с инжектором во время прогрева ДВС обороты поднимает ЭБУ. Это необходимо для того, чтобы силовой агрегат стабильно работал после холодного пуска.

Однако после повышения температуры блок управления понижает обороты ХХ, доводя их до нормы. На многих машинах с карбюратором водитель самостоятельно увеличивает обороты во время прогрева, используя так называемый «подсос».

При этом после того, как двигатель прогрет, в норме холостой ход составляет, в среднем, 650-950 об/мин. Если нажать на газ и отпустить акселератор, обороты должны повышаться, после чего снова понижаться до указанных значений.

Также нередко возникает ситуация, когда медленно сбрасываются обороты или постоянно держатся на отметке 1.5 тыс. об/мин, 2 тыс. оборотов и т.д. Естественно, в подобных случаях увеличивается расход и сильнее изнашивается ДВС, что указывает на необходимость проведения диагностики.

Итак, начнем с частых проблем карбюратора. Зачастую обороты двигателя не сбрасываются по причине проблем с дроссельной заслонкой. Например, когда водитель давит на газ, заслонка должна быть открыта шире, чтобы в цилиндры попадало больше воздуха для сжигания топлива. После того, как педаль газа отпускается, заслонка закрывается, обороты уменьшаются.

Если же заслонка не закрывается до конца, в цилиндры поступает переобогащенная смесь, обороты повышены. Причиной может быть сильное загрязнение дроссельного узла или повреждения самой заслонки (деформация). Для начала следует почистить заслонку, в качестве очистителя подходит жидкость для очистки карбюратора.

Еще отметим, что неплотно заслонка закрывается и в том случае, когда изношен трос привода. В таком случае трос подлежит замене. На карбюраторных машинах не падают обороты двигателя часто и в том случае, если прокладка между карбюратором и ГБЦ вышла из строя. Также виновником может оказаться впускной коллектор, который имеет повреждения.

Следует отметить, что после чистки карбюратора и топливной системы медленно падают обороты двигателя по причине сбоя регулировок самой системы холостого хода. Другими словами, после каких-либо манипуляций с данными узлами следует отдельно настраивать и регулировать карбюратор.

Главной задачей становится найти правильное соотношение количества топлива и воздуха. Нередко высокий уровень горючего в поплавковой камере карбюратора также приводит к повышенным оборотам. Проверку следует начинать с игольчатого клапана.

Теперь перейдем к инжектору

Обратите внимание, на многих инжекторных авто после чистки дроссельной заслонки узел также нужно дополнительно «обучать». Что касается неполадок, сама инжекторная система сложнее, то есть причин высоких оборотов больше по сравнению с карбюратором. Как правило, проблемы с оборотами могут быть вызваны неполадками как механических элементов, так и электронных компонентов

В списке основных неисправностей специалисты выделяют нарушения работы датчика температуры ОЖ, который установлен в системе охлаждения

Как правило, проблемы с оборотами могут быть вызваны неполадками как механических элементов, так и электронных компонентов. В списке основных неисправностей специалисты выделяют нарушения работы датчика температуры ОЖ, который установлен в системе охлаждения.

Сейчас читают

Простыми словами, если указанный датчик подает неверный сигнал, ЭБУ считает, что двигатель холодный и задействует режим прогрева. В этом случае блок управления поднимает обороты, чтобы силовой агрегат  работал стабильно и быстрее вышел на рабочую температуру.

Также проблемы с оборотами могут начаться по причине неполадок и сбоев в работе РХХ (регулятор холостого хода). Бывает и так, что трос дроссельной заслонки заедает и подклинивает. Еще пружина, которая закрывает дроссельную заслонку, может растянуться или оказаться поврежденной.

Отдельное внимание следует уделять прокладкам, так как подсос воздуха может приводить к тому, что нарушается смесеобразование. Это значит, что нужно отдельно осматривать прокладки коллекторов, уплотнители форсунок и т.д

Почему падают обороты

Причин, которые могут провоцировать провал при нажатии на педаль газа, существует немало. Это обстоятельство существенно усложняет диагностику.

Свечи зажигания и провода высоковольтного типа — это первое, на что нужно обратить внимание при возникновении подобной проблемы. Проблемой свечей является нагар, который возникает в процессе эксплуатации автомобиля

Нагар становится причиной некорректной работы свечей, что, в свою очередь, ведёт к отказу работы двигателя. Провода не так часто становятся причиной такой неисправности, но всё же их состояние также проверяется в обязательном порядке. В процессе диагностики может быть выявлен перелом или плохой контакт. Нагар на свечах зажигания

Форсунки беспокоят владельцев авто с солидным пробегом. Эти элементы склонны к образованию засоров, которые провоцируют возникновение перебоев в их работе. Следствием такого положения вещей становится обеднённая топливная смесь.
Дроссельная заслонка также может засоряться и заедать. На поверхности заслонки образовывается налёт, который не позволяет дросселю нормально выполнять свои функции. Это мешает мотору набирать обороты.
Неправильно отрегулированное зажигание — редкая причина, но всё же и она встречается. Эту неисправность можно устранить за несколько минут путём правильного регулирования механизма. Но на такое способен лишь опытный специалист.
Ошибки в ЭБУ, которые могут накапливаться в процессе эксплуатации машины. Когда их накапливается много, ответ двигателя на выжатый акселератор может происходить с запозданием.
Засоры в воздушном фильтре приводят к задыханию мотора, который испытывает «кислородное голодание».
Неправильная работа бензонасоса может быть связана с различными проблемами (плохие контакты, засоры в фильтре, нарушение питания, поломка рабочих узлов).

Карбюраторные двигатели

В случае с моторами карбюраторного типа неисправности могут быть связаны с:

  • нарушением регулировок карбюратора;
  • подсосом воздуха через шланги;
  • нарушением проводки;
  • неисправностями клапанов ХХ;
  • загрязнением фильтра;
  • проблемами в системе зажигания.

В подавляющем большинстве случаев при повышенных оборотах на карбюраторных вариантах двигателей причину следует искать в неисправностях и неполадках дозирующего устройства.


Карбюраторный двигатель Шевроле Камаро в сборе

В случае повышенных оборотов на холостом ходу вам потребуется проверить регулировку, убедиться в целостности проводки и клапана, заменить старый воздушный фильтр при его сильном загрязнении.

Если говорить о том, как можно самостоятельно отрегулировать нарушенные или сбитые обороты холостого хода, то регулировка предусматривает проведение элементарных мероприятий. Вам нужно сделать следующее:

  • демонтировать карбюраторный узел, что делается сравнительно просто;
  • проверить состояние всех шлангов и патрубков;
  • заменить при необходимости шланги и прокладки;
  • поменять хомуты.

Рекомендуется проверить положение заслонки в первой камере карбюраторного мотора. Дело всё в том, что порой эта заслонка закрывается не полностью. Это объясняется дефектами заслонки или же неправильной регулировкой её привода.

Аналогично на карбюраторах не всегда полностью открывается воздушная заслонка. Её следует проверить, отрегулировать. А в случае дефекта или повреждения придётся заменить.

Загрязнение карбюратора считается частой причиной повышенных холостых оборотов. Потому владельцы таких машин должны периодически проводить чистку узла. Некоторые делают это самостоятельно, другие обращаются за помощью к специалистам. Проверка шлангов осуществляется путём их пережатия, когда двигатель работает.

Выполняя регулировку, обязательно прислушивайтесь к тому, как работает мотор. Если после очередной манипуляции вы слышите, что обороты начинают меняться, вам удалось отыскать источник проблем. То есть вы пережали тот шланг, из-за которого обороты выросло.

Когда рвутся и изнашиваются прокладки, хомуты недостаточно плотно прилегают к своим посадочным местам, это приводит к проникновению воздуха в двигатель. Тем самым начинают увеличиваться обороты.

При восстановлении всех элементов, которые могли выйти из строя и привести к нарушению числа оборотов в режиме холостого хода, следует воспользоваться регулировочными винтами качества и количества. Именно они позволяют вернуть обороты к нормальным параметрам.

Особенности процедуры регулировки

Процедура состоит из нескольких последовательных шагов. Основную роль здесь играют 2 винта. Это винт регулировки количества оборотов при ХХ, а также регулировочный винт качества смеси при ХХ.

Сначала запустите свой карбюраторный мотор, прогрейте его до необходимой рабочей температуры, которая составляет обычно около 80 градусов Цельсия. При это карбюраторная заслонка должна находиться в полностью открытом положении.
До конца закрутите винт качества, после чего начинайте крутить его обратно примерно на 2-2,5 оборота. Буквально на 1,5 или 2 оборота прокрутите винт количества.
Крутите винт качества в различных направлениях, чтобы добиться максимальных показателей оборотов мотора, оставляя неизменным текущее открытое положение заслонки.
Теперь возьмитесь за упорный винт заслонки дросселя, установив с его помощью стабильные, но минимальные обороты. Повторите процедуру 3-4 раза

Важно найти наиболее оптимальное положение для винтов, чтобы подавалось нужное количество и качество топливной смеси для экономичной работы мотора.
Проверка регулировка осуществляется резкими открытиями и закрытиями заслонки дросселя. Если мотор при этом работает нормально и стабильно, вы всё сделали верно.
В случае возникновения перебоев нужно до упора прокрутить винт качества

Выполните настройку минимальных оборотов с помощью этого винта по аналогии с предыдущим винтом количества.

Бывает так, что при вращении винта качества до предела ломается заглушка ограничитель. Если это произошло, не переживайте. Нужно лишь приобрести новую такую деталь, и установить её на место старой заглушки.

Завершив регулировку с помощью винтов, вы должны добиться заводских значений. Потому всегда опирайтесь на инструкции производителя, выполняя все требования и соблюдая предусмотренные автозаводом параметры холостого хода. Если этого не сделать, работа мотора нарушится, и он может в результате выйти из строя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: