Как по диаметру вала определить номер подшипника

Какие узлы выпускаются в противопылевом исполнении

В конструкциях, где необходимо достичь долгой работы без возможности постоянной принудительной подачи состава, поддерживающего скольжение, используются модели, изолированные от среды. Это бывают неразборные однорядные (шариковые и роликовые), двухрядные, ступичные, радиально-упорные. В каждом случае используется несколько иные технические решения. Так, если для первого вида следует лишь сделать крепежную канавку на внешней обойме, то закрытые роликовые подшипники имеют более сложное строение. За счет того, что сепаратор в стандартной модели находится на уровне кольца.

Как правильно покупать подшипник

Случилось так, что Вам понадобился подшипник. В наших магазинах в наличии подшипники для чего угодно — для автомобиля, трактора, насоса, двигателя, флюгера, дрели, строительной тележки, спортивной скакалки (вы не поверите, но в дорогих и не очень скакалках в ручках есть подшипники) и ещё много для чего.

Если вы специалист и прекрасно знаете, что вам нужно, то следующие пункты не для ВАС, сразу переходите в раздел «Как быстро купить подшипник».

Памятка для всех остальных покупателей подшипников

Нужно как можно точнее описать необходимый Вам подшипник, тем самым уберегая себя от ошибочного приобретения товара.

1. Если вы рядом с одним из наших магазинов и можете принести нам вышедший из строя подшипник как образец, то этот вариант самый надежный.

2. Если у вас нет возможности приехать в наш магазин и принести необходимый вам подшипник, то для вас есть несколько вариантов покупки подшипника:

2.1. Номер подшипника сохранился полностью, и вы можете его назвать или написать при запросе. Но этот вариант может содержать в себе некоторые подводные камни, которые могут отнять некоторое время для установления точности при подборе подшипника. Вот почему:

  • маркировка подшипника может быть по ГОСТ (Россия) или ISO (международное обозначение подшипника). Не зная его применение, ошибиться легко.
  • производители маркируют подшипник по внутризаводской (каталожной), а не общепринятой классификации (ГОСТ/ISO). Это в основном относится к подшипникам, применяемым в иностранной технике.
  • Если это автомобильный подшипник – нужен узел применения подшипника, год выпуска авто, разумеется название авто, объём двигателя, мощность «в лошадях». Дальше в раздел «Как быстро купить подшипник».
  • Если это не автомобильный подшипник, необходимо штангенциркулем измерить основные параметры в следующем порядке: внутренний диаметр, наружный диаметр и ширина подшипника в мм.

1. Внутренний диаметр

2. Наружный диаметр

3. Ширина подшипника

Определяем общий тип подшипника, подшипник может быть шариковый или роликовый. Этого достаточно, все остальные вопросы мы зададим вам сами.

Для чего нужны ступичные подшипники?

Основное назначение ступичных подшипников – обеспечение равномерного вращения колес машины. Как не трудно догадаться из названия, они являются связующим звеном между осью транспортного средства и ступицей, к которой посредством шпилек с гайками закрепляется тормозной диск и непосредственно колесо.

По своему устройству ступичные подшипники являются классическими подшипниками качения. Они состоят из двух металлических колец, между которыми запрессованы конические элементы, отделенные от корпуса специальным изолятором, изготавливаемым из резины повышенной плотности.

Замена ступичного переднего подшипника

Разберем поэтапно, как именно проводится замена:

  1. Включаем на автомобиле ручной тормоз, ставим на передачу. Задние колеса блокируем упорами, для предотвращения качения автомобиля.
  2. Затем, не поднимая на домкрат, «срываем» ступичную гайку. Она обычно затянута очень хорошо. Для того чтобы машина не катилась, напарник в этот момент должен нажимать на тормоз.
  3. Поднимаем колесо на домкрате и снимаем колесо, затем отвинчиваем суппорт. Следующим шагом будет снятие тормозного диска со ступицы. Дальнейшие действия можно сделать тремя методами:
  4. Первый — подшипник посредством съемника снимаем прямо на месте, без снятия с автомобиля поворотного кулака. Этот метод может подойти не всем, ведь для этого нужна ремонтная яма или подъёмный механизм. Так как места там не особо много и развернуться не получится. Однако плюсом является то, что при такой замене подшипника не сбивается настройка развала, так как болт регулировки при таком способе не трогается. Если в этом положении удобно работать, то вытаскиваем или выбиваем ступицу и снимаем подшипник.
  5. Второй вариант заключается в свинчивании всего механихма кулака и уже в снятом виде с использованием тисков и съемного ключа производится замена подшипника. Однако при таком варианте сбивается настройка развала. Но все же этот способ самый распространенный среди автомобилистов. Перед снятием нужно выставить две метки: одну — болт стойка, а вторую — поворотный кулак стойка. Когда происходит сборка, зачастую точности достичь не получается, однако метки дают возможность собрать практически так же как и было. Стоит отметить, что если Вы производите комплексный ремонт ходовой, а именно замену шаровых опор, наконечников и сайлентблоков — тогда это способ тоже будет наиболее подходящий и удобный.
  6. Третий — заключается в снятии стойки целиком, а потом уже с применением тисков и съёмного ключа производится замена подшипника. Это наиболее трудоемкий способ, однако не у всех получается применить первые два способа по разным причинам.
  7. Следующим шагом, выбиваем аккуратно ступицу с подшипника. Затем снимаем стопорное кольцо. Далее с помощью съёмника выпрессовываем подшипник.
  8. Гнездо под подшипник стоит очистить от старой смазки и мусора, затем смазать и запрессовать в поворотный кулак новый подшипник.
  9. Устанавливаем на место стопорное кольцо. Ступицу посредством наставки забиваем в поворотный кулак (прилагаемое усилие при забитее должно идти на внутреннюю сторону подшипника и никак иначе).

Это интересно: Техника и порядок проведения сердечно-легочной реанимации при ДТП

А далее в обратном порядке собираем все механизмы, которые были разобраны.

Автослесари рекомендуют менять смазку в ступице каждые 20 — 30 тыс. км, даже без наличия гула, постукивания и люфта. Это может сэкономить средства на более дорогостоящие ремонты.

Префикс

Левая часть маркировки, перед знаком дефиса включает в себя информацию о дополнительных технических требованиях изделия. К таковым относятся:

  • категория подшипника;
  • момент трения;
  • группа радиального зазора.

Категория изделия может иметь обозначение в виде буквы A, B, C. Первые две обозначают наличие у изделия особых технических требований. Они отражаются в специальной документации к подшипнику. Категория С не проставляется на изделиях такого рода. Те цифры, которые стоят перед буквенным обозначением категории подшипника обозначают конкретный вид дополнительных технических требований.

Момент трения обозначаются с помощью цифр. Они проставляются на изделие в соответствии с нормой этого показателя для конкретного подшипника.

Группа радиального зазора также имеет цифровое обозначение. Их употребление в отношении различных видов изделий регламентирует ГОСТ 24810.

Классы точности подшипников скольжения

В рабочем режиме в подшипниках скольжения непосредственного механического контакта между поверхностями вала и втулки не происходит. Между деталями присутствует зазор, заполненный слоем смазочного материала, исключающего соприкосновение трущихся поверхностей.

Однако при пуске вала имеется кратковременный период так называемого граничного трения — режима, при котором поверхности вкладыша и вала входят в непосредственный механический контакт, что приводит к их разрушению.

После того, как необходимая скорость набрана, силы в подшипнике уравновешивают вал — и наступает режим жидкостного трения, при котором контакта между трущимися поверхностями нет, а трение происходит лишь между слоями разделяющей их смазки.

Классы точности подшипников скольжения введены с целью определения влияния шероховатостей поверхностей, получаемых в ходе эксплуатации (режима граничного трения). ГОСТ 4386-3-96 устанавливает пять классов в зависимости от состояния поверхности скольжения: A, B, C, D, E, где класс A присваивается подшипникам скольжения с максимально гладкой поверхностью, а E — с наиболее шероховатой.

Обозначение импортных подшипников – есть ли иностранный ГОСТ для маркировки узлов

Если с отечественными изделиями все понятно и каждая компания-производитель обязана придерживаться годами установленных требований по нумерации, то за рубежом каждый изготовитель сам придумывает удобную для него систему. Обычно она менее подробная и детальная, чем в России, а также имеет следующий недостаток – без подробной, а для русского человека переведенной на его родной язык, инструкции ничего не понятно. Можно довериться продавцу, но он сам часто не знает мельчайшие особенности, из которых состоит код.

Как определить серию подшипника – инструкция

Существует четыре основные категории. Особо легкая (цифра 1), легкая (2 или 5), средняя (3 или 6) и тяжелая – 4.

Чтобы определить, к какой из них относится модель, следует найти ядро маркировки, оно находится между двумя тире. Если суффикса или постфикса нет, то номер может стоять одиноким. Есть две ситуации. Если есть слэш, то нужный нам показатель первый слева от него. Если косой черты нет, то он третий.

Как узнать диаметр отверстия – инструкция

Это самые первые (справа) числа ядра.

Если в записи присутствует окончание – 0X, то этот X – число от 1 до 9 в миллиметрах. Если запись – 05X, то значит X – округленное число, но не больше 10 мм.

Знаки 00, 01, 02 и 02 говорят о диапазоне от 10 до 20, код можно перевести в точные значения по предложенной выше таблице. Если после них стоит 9 (т.е. 900 или 901), то снова имело место округление.

При наличии любого двузначного значения следует умножать на 5. Правило с «девяткой» на третьем месте остается уместным и тут.

А если в маркировке есть слэш, то либо это исключение, либо большой диаметр больше 50 сантиметров.

Как по номеру подшипника определить его внешние размеры – инструкция

Это последнее значение ядра. Оно стоит с краю, слева. Это габариты, то есть помноженная ширина и высота. Если внутреннее кольцо остается прежним, то внешнее увеличивается согласно следующей маркировке: 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5. Соотношение величин можно определить с помощью таблицы.

Как узнать номер

Легче всего воспользоваться электронными каталогами, содержащими в себе все десятки значений. Нумерацию легче освоить, если предварительно измерить основные параметры – внешний и внутренний радиус, ширину, высоту.

Пример маркировки подшипника иностранной компании NSK

Компания является одним из крупнейших мировых производителей подшипников. В начале 90х в состав вошел британская фирма RHP, что позволило выпускать продукцию сразу двух одноименных брендов. Для различия, как правило, используются, дополнительные обозначения.

В целом, маркировка состоит из 27 символов, которые содержат информацию о технических характеристиках изделия, типах смазки, её количестве, упаковке. Все обозначения можно увидеть в таблице.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

3

2

5

В

2

R

S

T

N

G

             

N

   

Y

R

L

N

5

Теперь разберемся с обозначениями:

  • символы 1-18 – это технические характеристики, размеры, а также конструктивные особенности, которые соответствуют международной классификации. Приведенные в этом примере обозначения указывают на подшипник качения шариковый радиальный сферический с двусторонним уплотнением с сепаратором из полиамида наружным диаметром 52 мм.
  • число 19 – указывает бренд. Здесь ячейка пустая – это означает бренд NSK. Буква же R, соответственно, – RHP.
  • число 20 – страна-производитель.
  • 23-25 – обозначает код вида смазки (подшипники требующие в качестве смазывающих материалов консервант – открытые, относятся к полям 21-22)
  • 26 – это количество соответствующей смазки.
  • 27 – тип упаковки. В данном примере 5 – это картонная упаковка.

В материале приведены стандарты ГОСТ по расшифровке подшипников, надеемся что данный материал будет полезен в работе.

Выбор лучшей смазки для подшипников качения

Смазочная жидкость необходима для продолжительной эксплуатации механизма. Она минимизирует деформацию и поломку всего узла. Является главным материалом для предотвращения соприкосновения роликов (шариков) с беговыми дорожками, при использовании которой уменьшается трение между этими элементами.

Масло или консистентная смазка решает следующие задачи:

  • • снижает рабочую температуру;
  • • предотвращает появление ржавчины;
  • • защищает от попадания грязи, пыли, абразивных частиц;
  • • уменьшает уровень шума и вибрации.

Для разнообразных механизмов требуется разный смазочный материал. В зависимости от условий эксплуатации, температурного режима, степени нагрузки разработано несколько видов растворов:

  • • Пластичные. Когда невозможно создать герметичность детали, то применяется вязкий материал, который прилипает и удерживается на телах колебания. Чтобы в дальнейшем в процессе работы не происходило выдавливание, аппарат закрывают специальными крышками. Ассортимент разнообразен: «Литол», «Шрус», «Зимол», «Циатим», «Солидол». Вещества, входящие в состав, позволяют работать механизму в условиях радиации, в агрессивных средах, при -50 и +150 градусов.
  • • Твердые. Смазочным материалом выступает графит.
  • • Газообразные. Если необходима работа узла без трения, то искусственно нагнетается воздушная подушка, которая не дает прикасаться деталям друг с другом.
  • • Минеральные, синтетические и полусинтетические масла.

Разновидности подшипников скольжения

Всего размеры и основные характеристики подшипников скольжения, изложены в соответствующих ГОСТ. Всего их насчитывается порядка шести десятков. Например, ГОСТ 11607-82 нормирует требования к разъемным корпусам подшипников скольжения, а ГОСТ 25105-82, предъявляет требования к вкладышам, которые устанавливают в корпуса подшипников скольжения.

Классификация подшипников скольжения

Изделия этого типа можно разделить на следующие основные типы:

  1. Одно- и многоповерхностные.
  2. Со смещением поверхностей.
  3. Радиальные.
  4. Осевые.
  5. Радиально-упорные.

Кроме того, подшипники можно различать по конструкции:

  1. Неразъемные, их называют втулочными.
  2. Разъемные, они состоят из двух деталей основного корпуса и крышки к нему.
  3. Встроенные, по своей конструкции, они составляют единое целое с корпусом механизма.

Нельзя забывать и о количестве точек подачи масла. Существуют подшипники с одним и несколькими клапанами. Кроме, приведенных классов можно назвать еще один – по возможности регулирований подшипника.

https://youtube.com/watch?v=Sle05QQWnZI

Конструкция подшипников скольжения не отличается сложностью. В состав конструкции могут входить два кольца. Одно из них (внутреннее) вращается в процессе работы. Вместо, тел вращения в устройствах этого типа применяют втулки, изготовленные из антифрикционных материалов. Для повышения эффективной работы в подшипники закачивают смазочные материалы.

Подшипники скольжения могут иметь, сферическое, упорное и линейное исполнения. Первые подшипники применяют в тех узлах, где преобладают низкие скорости вращения вала. Главное достоинство такого исполнения подшипников – это возможность передавать вращение даже при значительных перекосах валов.

Подшипники упорного исполнения применяют для работы там, где преобладают поперечные усилия. Довольно часто их монтируют в турбинах и паровых машинах.

Подшипники линейного исполнения исполняют роль направляющих. Кстати, их особенностью можно назвать их бесперебойную работу даже при постояннодействующих радиальных усилиях.

Подшипник линейного исполнения

Многолетняя, если не многовековая практика использования подшипников скольжения позволяет сделать выводы о достоинствах и недостатках этих конструкций.

  • изделия этого класса обеспечивают надежную работу в условиях высоких скоростей вращения вала;
  • обеспечение серьезных ударных и вибрационных усилий;
  • довольно небольшие размеры;
  • подшипники этого типа допустимо устанавливать в устройствах работающие в воде;
  • некоторые модели позволяют выполнять настройку зазора и, таким образом, гарантируют точность установки оси вала.

Между тем, подшипникам скольжения присущи и определенные недостатки.

  • в процессе эксплуатации необходимо постоянно контролировать уровень смазки;
  • при недостаточной смазке и запуске возникает дополнительная сила трения;
  • более низкий в сравнении с другими классами подшипников КПД;
  • при производстве таких изделий применяют довольно дорогие материалы;
  • при работе, подшипники этого класса могут генерировать излишний шум.

Сферические роликоподшипники

Они совмещают в себе способность выдерживать высокие нагрузки и имеют отклонение в осях посадки и вращения. Их еще называют, как самоцентрирующиеся.

Двухрядные с бортами на внутреннем кольце

Маркировка ISO Аналог ГОСТ Внутренний диаметр d мм Наружный диаметр D мм Ширина в мм Вес в кг Схема
22208 3508 40 80 23 0,58
22209 3509 45 85 23 0,6
22210 3510 50 90 23 0,65

С безбортовым внутренним кольцом

Маркировка ISO Аналог ГОСТ Внутренний диаметр d мм Наружный диаметр D мм Ширина в мм Вес в кг Схема
22208 53508 40 80 23 0,58
22209 53509 45 85 23 0,6
22210 53510 50 90 23 0,65

Сферические двухрядные с бортами на внутреннем кольце с посадочным конусом 1:12

Маркировка ISO Аналог ГОСТ Внутренний диаметр d мм Наружный диаметр D мм Ширина в мм Вес в кг Схема
22208 CCK 153508 40 80 23 0,58
22209 CCK 153509 45 85 23 0,6
22210 CCK 153510 50 90 23 0,65
22211 CCK 153511 55 100 25 0,88
22212 CCK 153512 60 110 28 1,2

Сферические двухрядные с бортиками на внутреннем кольце с конусом 1:30

Маркировка ISO Аналог ГОСТ Внутренний диаметр d мм Наружный диаметр D мм Ширина в мм Вес в кг Схема
24024 K30 4113124 120 180 60 5,4
24026 K30 4113126 130 200 69 7,95
24028 K30 4113128 140 210 69 8,45
24030 K30 4113130 150 225 75 10,5

Сферические двухрядные с безбортовым кольцом с отверстием конусностью 1:30

Маркировка ISO Аналог ГОСТ Внутренний диаметр d мм Наружный диаметр D мм Ширина в мм Вес в кг Схема
24024 CCK30 4153124 120 180 60 5,4
24026 CCK30 4153126 130 200 69 7,95
24028 CCK30 4153128 140 210 69 8,45
24030 CCK30 4153130 150 225 75 10,5

Безбортовые с внутренним кольцом с посадочным конусом 1:12

Маркировка ISO Аналог ГОСТ Внутренний диаметр d мм Наружный диаметр D мм Ширина в мм Вес в кг Схема
22208 CCK 153508 40 80 23 0,58
22209 CCK 153509 45 85 23 0,6
22210 CCK 153510 50 90 23 0,65
22211 CCK 153511 55 100 25 0,88

Упорные сферические однорядные

Маркировка ISO Аналог ГОСТ d мм d 1 мм D мм D 1 мм Т мм S мм Вес в кг Схема
29428 9039428 140 257 280 198 85 86 24,1
29436 9039436 180 342 360 255 109 110 52,6
29452 9039452 260 460 480 346 132 154 107,8

Таблица соответствия региональных систем класса точности к международной ISO

Для наиболее распространённых типов подшипников таблица соответствия имеет следующий вид:

Стандарт Класс точности Тип подшипников
ISO  ISO 492 Normal class Class 6x Class 6 Class 5 Class 4 Class 2 Радиальные
ISO 199 Normal class Class 6 Class 5 Class 4 Упорные
ISO 578 Class 4 Class 3 Class 0 Class 00 Конические роликовые дюймовые
ISO 1224 Class 5A Class 4A Прецизионные приборные
DIN (Германия) DIN 620 P0 P6 P5 P4 P2 Все типы
JIS (Япония) JIS В 1514 Class 0 Class 6X Class 6 Class 5 Class 4 Class 2 Все типы
ГОСТ (Россия) ГОСТ 520-2002 Нормальный Класс 6x Класс 6 Класс 5 Класс 4 Класс 2 Конические роликовые
ГОСТ 520-2002 Нормальный Класс 6 Класс 5 Класс 4 Класс 2 Все остальные
ANSI, AFBMA (США) ANSI/

AFBMA Std. 20

АВЕС 1 АВЕС 3 АВЕС 5 АВЕС 7 АВЕС 9 Радиальные шариковые
RBEC 1 RBEC 3 RBEC 5 Радиальные роликовые (кроме конических)
ANSI/

AFBMA Std. 19.1

Class К Class N Class C Class В Class A Конические роликовые метрические
ANSI В 3.19 AFBMA Std. 19 Class 4 Class 2 Class 3 Class 0 Class 00 Конические роликовые дюймовые

Как по маркировке подшипника определить его основные размеры и тип?

В соответствии с принятой системой условных обозначений подшипников счет цифр в маркировке идет справа налево. Первая и вторая цифры (справа!) обозначают диаметр вала в месте посадки (внутренний диаметр подшипника).

Номинальный диаметр отверстия, мм 10 12 15 17
Условное обозначение 00 01 02 03
Пример 200 201 202 6203

Для подшипников, внутренний диаметр которых 20 мм и больше (до 495 мм), те же первая и вторая цифры показывают частное от деления размера диаметра на 5. Например, две крайние справа цифры 04 означают, что внутренний диаметр подшипника 20 мм; цифры 25 соответствуют диаметру 125 мм и т. д. Третья и седьмая цифры обозначают соответственно серию подшипников по диаметру и ширине. Четвертая обозначает тип подшипника: радиальный шариковый однорядный — 0; радиальный шариковый двухрядный сферический — 1; радиальный с короткими цилиндрическими роликами — 2; радиальный роликовый двухрядный сферический — 3; роликовый с длинными роликами или иглами — 4; роликовый с витыми роликами — 5; радиально-упорный шариковый — 6; роликовый конический — 7; упорный шариковый — 8; упорный роликовый — 9.

Это, конечно, только самые общие обозначения. Привести все в коротком ответе просто невозможно.

Серия подшипника — это один из установленных стандартами нормальных рядов, отличающихся друг от друга по диаметру наружной поверхности и ширине при одинаковых конструкции и диаметре отверстия. Тип подшипника определяет его основные свойства: направление вращения и форму тел качения.

Типы подшипников в автомобилях

Какие подшипники чаще всего используются в наших автомобилях? Конечно, подшипники качения, в которых используются так называемые трение качения. Подгруппа этих подшипников представляет собой наиболее распространенные автомобильные шариковые подшипники . Они бывают разных разновидностей: однорядные или двухрядные однорядные, одно- или двухрядные косые и продольные.

А какие бывают они редко или совсем не бывают? Например, можно выделить целую группу самоустанавливающихся подшипников всех типов и упорные сферические роликоподшипники .


Конический роликовый подшипник

Суффикс

Большое количество полезной и важной информации о характеристиках изделия содержит та часть его маркировки, которая начинается с буквы и стоит с правой стороны от основного условного обозначения. Суффикс содержит в себе следующие сведения:

Суффикс содержит в себе следующие сведения:

  • материал деталей;
  • температура отпуска;
  • смазочный материал;
  • конструктивные изменения;
  • требования к уровню вибрации.

Каждый из этих параметров начинается с определенной буквы, после которой идет цифра соответствующая номеру исполнения. Буквенные обозначения регулируют такие стандартизационные документы как ГОСТ 5721, ГОСТ 24696, ГОСТ 24850, ГОСТ 7872.

В суффиксе обозначаемые параметры изделия имеют следующие буквенные символы:

  • А – означает изделие с повышенной грузоподъемностью;
  • К – используется для обозначения конструктивных изменений подшипника;
  • Т – обозначает специальные требования в отношении температуры отпуска деталей;
  • Ш – используется для обозначения специальных требований изделия по уровню вибрации;
  • У – обозначает дополнительные требования к изделию в отношении шероховатости поверхностей других деталей, радиальному зазору, монтажной высоте, а также покрытию деталей;
  • М – используется для обозначения роликов с измененным профилем.

Отдельные буквенные обозначения есть у такого параметра, как тип детали. Здесь указываются следующие параметры.

  • Ю – маркировка, которая говорит о том, что все детали изделия (или их часть) выполнены из устойчивой к коррозии (нержавеющей) стали.
  • Х – говорит об использовании в изделии цементирующей стали.
  • Р – быстрорежущая сталь, ее еще называют теплостойкой.
  • Г – означает, что сепаратор подшипника выполнен из черных металлов.
  • Б – также относится к материалу изготовления сепаратора. Говорит об использовании безоловянистой бронзы.
  • Д – означает алюминиевый сплав применяемый для сепаратора.
  • Е – говорит о том, что в сепараторе использовались для изготовления пластические массы.
  • Л – означает использование латуни при изготовлении сепаратора.
  • Я – используется для обозначения того, что в изделии использовались редко применяемые материалы. Такими могут быть сплавы стекла, или керамики.
  • Н – означает использование специальной стали, которая изменена для того, чтобы иметь жаропрочные характеристики.
  • З – эта буква означает применение специальной стали с легирующими добавками.

Таковы основные характеристики, которые находят отражение в суффиксе маркировки подшипника. Они предоставляют наиболее подробную информацию о материале, который использовался для изделия, его конструктивных особенностях и условиях использования.

Где находится подшипник в автомобиле?

Конечно в двигателе. Прежде всего, на главном валу, где обычно встречаются подшипники скольжения, хотя раньше также применялись игольчатые, конические или цилиндрические роликоподшипники. Второе место появления — это время , в котором мы также чаще всего находим подшипники скольжения. Исключение составляют системы с роликовыми толкателями (например, конструкции BMW), которые представляют собой весьма специфические конструкции, установленные на игольчатых роликоподшипниках, а иногда и на шарикоподшипниках скольжения. Найденные там ролики представляют собой композитные конструкции, а подшипники обычно не подлежат замене. Еще одно место, где можно ожидать подшипников, — это шатуны. Их тип обычно зависит от типа двигателя; для четырехтактных — это подшипники скольжения (как втулки скольжения), для двухтактных — игольчатые роликоподшипники с интересной осью симметрии.

Еще одна кладовая подшипников — это коробка передач и система привода . Во-первых, вал сцепления — шарикоподшипники двухрядные и двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники. Дополнительно подшипник вала сцепления в коленчатом валу — игольчатый роликовый или подшипник скольжения. Наиболее известным является упорный подшипник сцепления, который обычно представляет собой гибрид тяги и углового контактного подшипника. В коробке передач также есть подшипники передаточного числа. Шестерни чаще всего устанавливаются на игольчатые ролики.

В системе привода в дифференциале используются описанные конструктивные элементы (конические роликоподшипники). Приводные валы — это, в зависимости от современности конструкции, подшипники качения (старые автомобили) или подшипники скольжения (новые). Можно выделить дополнительные элементы для привода заднего моста ( автомобили с задним или полным приводом ). На первичном валу установлены конические или модифицированные игольчатые роликоподшипники. Другой — в приводных шарнирах, где есть подшипники скольжения или игольчатые. Во многом это зависит от размера конструкции привода RWD или AWD.


шарикоподшипник

Но это еще не конец, ведь в машине есть и другие системы. Вначале отметим рулевое управление и подвеску. В некоторых конструкциях используется подшипник коромысла, который чаще всего представляет собой легкий конический роликовый подшипник. Бывает замена подшипника скольжения на шариковый. Однако обычно это не имеет значения для пользователя, поскольку они заключены в корпус и практически не подлежат замене по отдельности . В системе рулевого управления около дюжины подшипников, от подшипника в рулевой колонке до однорядных шариковых или игольчатых роликоподшипников в рулевом механизме. Подвеска включает, например, подшипник амортизатора — шариковый, осевой.

Есть еще система охлаждения, топливная, электрика и кондиционер. Самыми известными и часто выходящими из строя являются подшипники генератора . Их как минимум два, и это обычно однорядные шариковые подшипники. Вместо этого у стартера установлены подшипники скольжения. Идем дальше — бензонасос. Насос имеет шарикоподшипник нестандартной конструкции, а в кондиционере — однорядные или двухрядные шариковые подшипники кондиционера. Аналогично с водяным насосом — здесь шариковый подшипник или радиальный шарикоподшипник, часто с уплотнениями. В системе охлаждения также имеется подшипник вентилятора (шариковый или игольчатый подшипник).


игольчатый подшипник

Это всего лишь несколько примеров использования подшипника в автомобиле . Это показывает, из скольких частей он состоит. Каждый подшипник должен быть правильно выбран, в зависимости от места применения (пространство, размеры взаимодействующих элементов) и сил, действующих на них. Эти маленькие элементы значительно изменились с момента их изобретения. Сегодня они намного прочнее и часто служат на протяжении всего срока службы автомобиля. Анализ сил, распределения напряжений и многолетние испытания различных типов подшипников в заданных областях применения позволили увеличить срок службы.


типовой подшипник генератора

Также следует помнить, что каждый подшипник является источником шума . Небольшой, но если собрать их все вместе, оказывается, что и эту составляющую нужно учитывать при их проектировании и выборе.

Нет похожих записей.

Маркировка

Маркировка подшипников – это параметры, которые показывают рабочие диаметры изделия (внутренний и внешний), конструктивные особенности. Все эти данные закодированы в наборе цифр и буквенных символов. Порядок кодировки, детальная расшифровка регламентирована в ГОСТах на подшипниковую продукцию. Так, кодировка шариковых и роликовых подшипников однорядных приведена в ГОСТ 3189-89.

В закодированном наименовании подшипника содержатся следующие данные:

  • серия ширины;
  • исполнение;
  • тип изделия;
  • группа диаметров;
  • посадочный диаметр.

Кстати, важно понимать, что на территории нашей страны применяют две системы обозначения подшипников – ГОСТ и ISO

Пример расшифровки маркировки на подшипниках

Маркировка может быть нанесена на одно из колец. Если подшипник закрытого типа то маркировку наносят на уплотнение или защитном кольце.

Магнитные подшипники

Магнитные подшипники, которые все чаще применяют в различных машинах и механизмах работает на основании принципа магнитной левитации. В результате реализации этого принципа в подшипниковой опоре отсутствует контакт между валом и корпусом подшипника. Существуют активное исполнение и пассивное.

Активные изделия уже в массовом производстве. Пассивные, пока еще находятся на стадии разработки. В них, для получения постоянного магнитного поля применяют постоянные магниты типа NdFeB.

Использование магнитных подшипников предоставляет потребителю следующие преимущества:

  • высокая износостойкость подшипникового узла;
  • применение таких изделий, возможно, в агрессивных средах в большом диапазоне внешней температуры.

Бесконтактный магнитный подшипник

В то же время использование таких узлов влечет за собой некоторые сложности, в частности:

В случае пропадания магнитного поля, механизм неизбежно понесет повреждения. Поэтому для бесперебойной и безаварийной работы проектировщики применяют так называемые страховые подшипники. Как правило, в качестве страховочных применяют подшипники качения. Но они в состоянии выдержать несколько отказов системы, после этого требуется их замена, так будут изменены их размеры.

Создание постояннодействующего, а главное, устойчивого, магнитного поля сопряжено с созданием больших и сложных систем управления. Такие комплексы вызывают сложности с ремонтом и обслуживанием подшипниковых узлов.

Излишнее тепловыделение. Оно обусловлено тем, что обмотка нагревается в результате прохождения через нее электрического тока, в некоторых случаях, такой нагрев недопустим и поэтому приходится устанавливать системы охлаждения, что, разумеется, приводит к усложнению и удорожанию конструкции.

https://youtube.com/watch?v=_Bltdsvickw

Выбор посадки подшипников качения

Среди основных параметров определяющих посадки подшипников:

  • характер, направление, величина нагрузки, воздействующей на подшипник;
  • точность подшипника;
  • скорость вращения;
  • вращение или неподвижность соответствующего кольца.

Ключевое условие, определяющее посадку – неподвижность либо вращение кольца. Для неподвижного кольца подбирается посадка с малым зазором и постепенное медленное проворачивание считается положительным фактором, уменьшающим общий износ, препятствующим местному износу. Вращающееся кольцо обязательно сажают с надежным натягом, исключающим проворот по отношению к посадочной поверхности.

Следующим важным фактором, которому должна соответствовать посадка под подшипник на валу или в отверстии, является вид нагружения. Различают три ключевых типа нагружения:

  • циркуляционное при вращении кольца относительно постоянно действующей в одном направлении радиальной нагрузки;
  • местное для неподвижного кольца относительно радиального нагружения;
  • колебательное при радиальной нагрузке колеблющейся относительно положения кольца.

Согласно ГОСТ 520 степени точности подшипников в порядке их увеличения соответствуют пяти классам 0,6,5,4,2. Для машиностроения при нагрузках невысокой и средней величины, например для редукторов, обычным является класс 0, который не указывается в обозначении подшипников. При более высоких требованиях к точности используется шестой класс. На повышенных скоростях 5,4 и только в исключительных случаях второй. Пример обозначения подшипника шестого класса 6-205.

В процессе реального проектирования машин посадка подшипника на вал и в корпус выбирается в соответствие с условиями работы по специальным таблицам. Они приведены в томе втором Справочника конструктора-машиностроителя Василия Ивановича Анурьева.

Для местного типа нагрузки таблица предлагает следующие посадки.

При условиях циркуляционного нагружения, когда радиальное усилие воздействует на всю дорожку качения, учитывают интенсивность нагружения:

Значение коэффициента k1 при перегрузках менее, чем в полтора раза, небольшой вибрации и толчках принимают равным 1, а при возможной перегрузке от полутора до трех раз, сильных вибрациях, ударах k1=1,8.

Значения k2 и k3 подбираются по таблице. Причем для k3 учитывают соотношение осевой нагрузки к радиальной, выраженное параметром Fc/Fr x ctgβ.

Соответствующие коэффициентам и параметру интенсивности нагружения посадки подшипников приведены в таблице.

Обработка посадочных мест и обозначение посадок под подшипники на чертежах.

Посадочное место под подшипник на валу и в корпусе должно иметь заходные фаски. Шероховатость посадочного места составляет:

  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для шейки вала диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5 Ra=0,63 а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 0 Ra=1,25, а при диаметре 80…500 мм Ra=2,5;
  • для отверстия в корпусе диаметром до 80 мм под подшипник класса 6,5,4 Ra=0,63, а при диаметре 80…500 мм Ra=1,25.

На чертеже также указывают отклонение формы места посадки подшипников, торцовое биение заплечиков для их упора.

Пример чертежа, в котором указана посадка подшипника на валу Ф 50 к6 и отклонения формы.

Значения отклонений формы принимаются по таблице в зависимости от диаметра, который имеет посадка подшипника на валу либо в корпусе, точности подшипника.

На чертежах указывают диаметр вала и корпуса под посадку, например, Ф20к6, Ф52Н7. На сборочных чертежах можно просто указывать размер с допуском в буквенном обозначении, но на чертежах деталей желательно кроме буквенного обозначения допуска приводить и его численное выражение для удобства рабочих. Размеры на чертежах указываются в миллиметрах, а величина допуска в микрометрах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глобал драйв
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Иван

    Помогите в расшифровке автомобильного подвесного подшипника 6006RK BN
    для а/м Subaru Forester 2,5Х SH 2008 г.в. VIN: JF2SH61689H769272. Аналоги по результатам поиска в интернете 6006 2RS CM, 60062RS C3 можно ли применить?
    Так же интересно какие подшипники используются в ступицах передних и задних?
    Конечно, если у вас есть данные о применении подшипников на основных узлах а/м, поделитесь, пожалуйста. Это в личных целях готовлюсь, т.к. каталоги не дают такую информацию. Производитель подразумевает узловую замену, понятно почему и стремлюсь сократить затраты. Отнеситесь с пониманием.
    Омск

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: